Френсис Бекон. Новая Атлантида. Отзыв
До самой сути.
Борис Пастернак
Я недаром эпиграфом к этому эссе выбрал слова Бориса Пастернака, они крутились у меня в голове с той самой минуты, как я начал читать описания «Дома Соламонова». Поистине завораживающий рассказ…
Черт, и не с этих же строк я планировал начинать, но не сдержался.
Итак, вперед. Подтекст в работе Бэкона более чем очевиден. Нет, нет, нет! Я ни в коем случае не критикую «Новую Атлантиду»! Более того, ставлю её для себя наряду со своими любимыми произведениями. Завуалированные отношения в обществе, которое так хорошо было знакомо Френсису Бэкону.
Насколько я заметил, личная жизнь Бэкона не имела отношения к этой книге, писал он достаточно объективно (насколько вообще возможна объективность при наличии человеческого фактора мы сейчас спорить не будем) об отношениях между людьми разного социального положения и достатка. Но писал Бэкон об этом совсем не так, как например Стендаль в романе «Красное и Черное», писал скорее как социолог-аналитик. Единственный аспект, который нельзя не заметить в философии Бэкона – это сугубо научный подход к любому из рассматриваемых вопросов. Однако тут может возникнуть противоречие. Постараюсь сразу его предупредить.
Бэкон значительную часть своей незаконченной книги посвятил религии. Он показал и то, как пришло христианство на остров Бенсалем, и вспомнил библейского царя Соломона, и апостолов, упомянул о Великом потопе. Скажите, что религия никоим образом не спорит с наукой? Соглашусь. Но никак не наоборот! Как же Бэкон, будучи практичным человеком, ставившим науку на первое место, искавшим многим вещам научное обоснование, да, в конце концов, ставя науку опорой всей своей философии, писал о религии и о библейском сотворении мира? Думаю, что и тут можно найти рациональный ответ. Ведь во времена жизни Бэкона религия ставилась государством на очень высокие позиции (как написал Гольбах, именно религия в руках правителя делает его народ покорным). И поэтому то, что Бэкон-политик отводит религии такую нишу в своем творчестве, никак не противоречит его научному яству.
Френсис Бэкон умер в 1626 – закат эпохи Возрождения, в которой, как известно, человечество вернулось к идеалам античности. То бишь на первом месте стоял человек, и ценилась в первую очередь каждая человеческая жизнь. Это просматривается в самом начале книги, ведь приняли команду очень дружелюбно, хотя и соблюдая все законы невероятно гуманного и справедливого народа этой утопии.
Пожалуй, единственный момент, который вызывал у меня ироническую улыбку, это то, что Бэкон назвал Америку павшей Атлантидой. Теряюсь в догадках, но предположу, что в этом автор видел реальное объяснение затонувшей стране. Никто до сих пор не нашел Атлантиду, но, зная достоверно, что на территории Америки в течение долгого времени жили инки, эта теория не вызывает ни малейшего доверия.
Френсис Бэкон не стал «рисовать» идеальную страну с социальным равенством. Он описал то, к чему стремился: его проект организации государственной науки (на примере «Дома Соламонова», о котором я уже сказал выше), разница в статусе, который каждый индивидуум имеет в обществе. В таком, увы, коротком рассказе показаны и классовое неравенство, и отношения в социуме в целом. Хотя, если быть откровенным до конца, не была показана жизнь низшего класса – жизнь бедняков. А реалии таковы, что этот класс неизбежен, он является неотъемлемой частью общества. Лишь классики Аристотель и Гегель видели общество без этого класса, в их учениях каждый занимал свою нишу, а государством правили философы. Но классическую философию Бэкон не воспринимал серьезно.
Красиво показал автор и то, что каждый труд должен быть оплачен. Тонко намекнул, что в идеальном государстве чиновники даже не думают о том, чтобы взять взятку (хотя в XVII веке эта проблема еще не была так актуальна), то ли самосознание у людей выше было, то ли менталитет поменялся, черт его знает.
Ну и наконец, наука! Ей здесь уделено наибольшее внимание. Думаю, что нет смысла описывать все возможности «Дома Соламонова» , о которых так ярко писал Бэкон. Скажу лишь, что это очень напоминает мне научную фантастику, но тут Бэкона не понять невозможно! Его философия – это в первую очередь наука!
Подбивая итоги написанному, отмечу, что Бэкон на первое место поставил науку. И, не побоюсь такого заявления, власть науки! Королю в государстве отведено довольно мало места, зато особенно подчеркнуто, что свои указы он издает обязательно в силу закона, такой себе намек на конституционную монархию. Люди на Бенсалеме живут в гармонии с природой, а в семейной жизни островитян царит идиллия!
Свидетельство о публикации №209042400005