Дедушка с пёсиком

        Эта история длилась почти год. Я, как «застарелый» безработный, был вынужден посещать бесполезные языковые курсы в DAA*. Мучения длились не особенно долго. Около часа, пополудни, я уже маялся на городском железнодорожном вокзале, в ожидании автобуса на «Русскую горку», которая располагалась на окраине городка.
        Лето было в разгаре. Солнце, что бывает здесь не часто, неистово пекло, а камень мостовых дышал жаром. Липы и дубки, непривычные к таким аномалиям, стояли, скукожившись, а прохожие истекали потом. Дождя не было уже больше недели. Средства массовой информации соревновались в преподносимых цифрах, погибших от буйства солнца. В общем, средиземноморский жар, на территории умеренно-континентальной климатической области. Только детишки, чувствовали себя вольготно под изнуряющим солнцем. Большие и маленькие разновозрастные стайки сновали по городу, вдоль давно «накатанного» маршрута: дом - Bus - Freibad.**
        Дождавшись автобуса, я, как обычно, сказал дежурное «tag» и сел на одно из сидений, напротив заднего выхода. Cалон был пуст. Только впереди «сюсюкала» с капризным ребёнком пожилая пара. Было душно, несмотря на то, что всё, что можно было открыть, было открыто. Автобус меня вёз, а я мечтал о том, как приеду в прохладу своей квартиры и, первым делом, приму освежающий душ.
        Полуденный зной «разогнал» народ по домам и, поэтому, на остановках было пусто. Лишь на одной из них, на той, которая возле сберегательной кассы, стоял пожилой мужчина с корзинкой в руке. Автобус остановился и мужчина, который вблизи оказался совсем стареньким, стал «карабкаться» в заднюю дверь. Он брался за поручни, так и эдак, пытаясь занести ногу на ступень, но у него ничего не выходило. Я подошёл к выходу и подал ему руку. Опираясь на меня и поручни, он, кое-как забрался вовнутрь. Я хотел, было возвратиться на своё место, но дедушка что-то стал говорить. У меня проблемы с языком, и я никак не мог понять, что он от меня хочет. Наконец я сообразил, что он просит «посадить» в автобус собаку. Я обшарил взглядом плиты остановки, но никакой собаки не увидел. Ничего, не понимая, я уставился на дедушку. Он что-то залепетал по-немецки, показывая иссохшим пальцем куда-то в сторону ступеней. Опустившись ниже, я увидел маленькое мохнатое чудо, которое сидело почти под автобусом и смотрело на меня светло-коричневыми умными глазами. Я осторожно взял мохнатый комок, занёс в автобус и посадил на колени хозяина. Собачка тут же ловко перебралась в корзинку, которая стояла рядом с дедушкой. Пожилой мужчина взял мою руку и, пожимая её, стал виновато благодарить:
- Vielen dank, vielen dank…***
- Bitte sch;n****, - смутившись, отвечал я.
        Через несколько минут, автобус, натужно ревя мотором, взобрался на гору. Оказалось, что дедушка сходит тоже тут. Я подставил ему руку, чтобы он мог опереться на неё, но он попросил сначала выставить на улицу корзинку. Я опустил её на землю и собачка, тут же, выскользнув из корзины, села на задние лапки и стала поджидать хозяина. Старичок, опираясь на подставленную руку, пытался спустить ногу на булыжную мостовую, но никак не мог дотянуться. Ступенька была слишком высоко от земли. Наконец, мы сошли. Сгорбившийся от чрезмерного физического напряжения пожилой человек стоял и тяжело дышал. Отдышавшись, он, ещё раз, стал благодарить, смотря через стёкла очков на меня,каким-то лучистым и, в то же время, печальным взглядом.
        Дома я рассказал жене о попутчике. Она, расспросив детали, сказала, что знает этого дедушку.
- Бедненький. Я всё время наблюдаю, как он мучается. Еле-еле ходит и собачку, ещё, носит, - посочувствовала она.
Я обедал, слушал её и смотрел в окно. На крутом подъёме улицы, из-за кустарника, выбежал знакомый пёсик. Он просеменил крохотными лапками несколько метров, остановился и замер, глядя назад. Так собачка просидела несколько минут, пока из-за кустов не показался хозяин.  Дедушка шёл с трудом и, через каждые семь-восемь шагов, останавливался, чтобы отдышаться.
- Да..а, не зря говорят: «Старость не радость», произнёс я и взглядом указал жене за окно.
- Ему часто люди помогают, а сегодня, наверное, попутчика наверх не было. Когда мы встречаемся на остановке, дедушка, иногда, заговаривает со мной. Он говорил, что каждый день ездит в кафе, что у моста через Ляйне. Знаешь это кафе?
- Знаю. Оно с полукруглым фасадом и название зелёными буквами написано.
- Он там общается. У него дочь есть, но она редко приезжает. Почему она не заберёт деда к себе?
        Вот так, заочно, я многое узнал о совершенно постороннем человеке. Продолжая посещать «академию», как «русаки» называют наше учебное заведение, я ежедневно встречался с этим старичком. В обеденный час, пассажиров, чаще всего, не было. Я «сажал» и «высаживал» пожилого человека и, так к нему привык, что если в какой-то день его не было, то начинал беспокоиться: не случилось ли чего?
        Один раз, дедушке хотела помочь молодая женщина. Она уже подошла к нему и протянула руку, чтобы взять корзинку, но старичок заупрямился и сбивчиво пояснил, показывая рукой на меня, что, мол, он поможет. Мне стало смешно. «Вот, теперь у меня официальная общественная нагрузка есть», - подумал я, беря корзину с собачкой.
        Однажды, когда я, как обычно, «ссадил» дедушку, он задержал меня, держась за мою руку и, спросил:
- Wo kommst du her? Arbeitest du am Bahnhof?*****
Я, как смог, объяснил ему, откуда приехала моя семья и почему ежедневно бываю на вокзале. Он искренне посочувствовал мне, что с работой нынче трудно и, вообще, сказал, что жизнь раньше была намного лучше.
        Давно миновали те полгода, которые я был должен ходить на учёбу. Изредка, спускаясь в «долину», я встречал дедушку и, как обычно, помогал ему. Если не выходил из дома, то наблюдал в окно, как он, в любую погоду, медленно шёл к остановке, или, от неё. Его обязательно сопровождал преданный пёсик. Если было холодно, или шёл дождь, хозяин нёс родное существо в корзине. Выдавалось вёдро, собачка сопровождала хозяина «своим ходом», обследуя по пути газоны и кустарник.
        Судьба этого пожилого человека, почему-то, была мне не безразличной. Сам не знаю почему. Может оттого, что уже много знал об этом человеке. А может, где-то в глубине души, «шевелилось» чувство сострадания к одинокой немощной старости.
        Пролетело лето, и пришла унылая немецкая осень, с бесконечными дождями и молочными туманами над долиной реки. Я часто сидел у окна и смотрел на голый дубовый лес на вершине горы, роняющий последние листья. В один из таких моментов, я смутно ощутил какую-то тревогу, которая сидела где-то глубоко в моём подсознании. С чего бы это? Я никак не мог определить природу этой тревоги. Смотря на неприветливую улицу, я продолжал думать об этом и, в какой-то миг, понял: это ведь дедушки давно не видно.
- Ты видела сегодня дедушку с пёсиком? – спросил я жену, которая недавно вернулась из «долины».
- Нет, и вчера не видела… Когда же я его в последний раз видела? - она задумалась, - Кажется, на той неделе, в понедельник. Да, да! Как раз наша дочурка приезжала. Мы тогда в автобусе вместе ехали.
        В последующие дни дедушка тоже не появился. Много позже, мы узнали, что старичок тихо умер в своей кровати и пролежал там четыре дня, забытый всеми. Только верный пёсик был рядом, до тех пор, пока, беду не обнаружил сосед. Его дочь, оперативно заявила права на скромные сбережения отца, быстро избавилась от его пожитков, а пёсика определила на усыпление.
        _________________________
 *Deutsche Angestellten-Akademie.
**Общественный пляж (немец.)
*** Большое спасибо (немец.)
****Пожалуйста (немец.)
*****Откуда ты? Ты работаешь на вокзале?(немец.)


Рецензии
До чего же печально-то.
К сожалению со стариками вообще общаются мало. Просто обычно неочем. А если заговоришь, старик так оживляется сверкает глазами, радуется как ребенок, и зачастую кажется от этого назойливым. А от этого с ним общаются еще реже. Особенно дети... Казалось бы родные существа, но...
Грустно. Но спасибо за пищу для размышлений.

Антон Пыльный   16.09.2009 09:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.