Три мира Энекан-Буги

Рассказ

Иван вздохнул и стал загибать пальцы. Сколько месяцев не был дома - девять или десять?
«В деревне, поди, уже к севу готовятся, а здесь…. Здесь – зима, морозно ещё».
Юноша застегнул бушлат – подарок боцмана и погладил плотную ткань.
«Хороший человек – боцман!  Где он сейчас? Жив ли? - Нос, покрытый веснушками, сморщился, и глаза наполнились слезами. - Вряд ли жив! Наверное, лежит где-нибудь на дне».
Смахнув слезинку, Иван оглянулся. Не видел ли кто? Тунгусы – народ глазастый. Чудные они! И говорят странно. Кажется, не люди говорят, а птицы кричат. Нет, чтобы сказать: «Будь здоров, Ваня!», тарабанят: «Авгарат бикэл, Ванка!  Авгарат бикэл, Убанчик!»
Юноша улыбнулся, и на его щеках появились ямочки. Он глубоко втянул морозный воздух и побежал  к чуму. На пороге стояла бабушка Амарчи. Старая тунгуска была  в распашном кафтане, на  талии красовался пояс с игольницей и кисетом.
-  Знать, собралась куда? - подходя к чуму, спросил Иван. - Ишь, как вырядилась!
-  Пойду, однако! - ответила бабушка Амарчи. - Тайга отмякла.
Иван вошёл в чум и вопросительно посмотрел на мужчину, лежавшего около очага и курившего трубку.
-  Вы чего-нибудь поняли, Павел Алексеевич?
-  А чего понимать? На праздник пошла - туран начинается.
-  Что-то не слышал про такой праздник.
-  Не мудрено, у нас таких нет.
-  Опять какого-нибудь духа чествуют?
-  Нет, на этот раз - Новый год.
-  Да вы шутите! Какой Новый год? Скоро весна наступит!
-  Вот, я и говорю: Новый год наступил - значит, весна идёт.
-  Чудно!
-  По-моему, всё правильно. В лесу началась новая жизнь: белки свадьбы справляют, ворон садится яйца высиживать.
-  Причём тут ворон?
-  А ты с бабушкой Амарчи поговори, она тебе объяснит - при чём.
Ваня приподнялся и налил в кружки тёмно-коричневую жидкость.
-  Дома я всё больше квасок пил, - сказал он. - То яблочный, то хлебный, а иной раз и смородиновый. А здесь – сплошные чаи. Хорошо бы просто чай, а то выварок с солью. Тьфу!
-  Что делать, - усмехнулся Павел Алексеевич. - Везде – своё! А что касается выварка, то тунгусов можно понять: чай у них - на вес золота, вот и приходится спитой пить. Зальют  старую заварку, посолят, оленьего молока добавят и пьют. Хорошо, что так - в других семьях и выварка не найдёшь.
-  А что за словечко такое - «нголомо»?
-  За твоей мыслью не поспеешь, - набивая трубку, ответил Павел Алексеевич. – То выварок интересует, то «нголомо».
-  Интересно же! Вроде люди, как люди, а всё по-другому. Живут в чумах, дома костёр разводят, женщины трубки курят.
-  Уж, больно ты скор! Может быть, и тунгусам на тебя странно глядеть - белобрысый, нос картошкой, глаза – голубые. Чудно!
-  Да я так, для разговору больше, - смутился Ваня.
-  Наблюдай лучше, когда ещё здесь побываешь! Другой народ, другие нравы. Приедешь в свою деревню, расскажешь: живёт, дескать,  лесной народ в чумах. Крыша у них - острая, как колпак, наверху - дырка. Стены из ровдуги сделаны, то бишь, оленьей замши. Наступит весна, тунгусы чум разберут и побредут с оленями к реке. Для людей у реки - рыба,  для оленей – трава.
Павел Алексеевич положил трубку, растянулся на шкуре и задумчиво сказал:
-  Счастливчики мы с тобой! До сих пор не пойму, как в живых удалось остаться?
-  Вот и я не пойму! - подхватил новую тему Иван. -  Помню, вы к мачте толкнули, помню, как ухватился за неё, как мачта треснула, как водой смыло.
Ваня поёжился и широко раскрыл голубые глаза.
-  Холод помню, а потом ничего. Хоть тресни!
-  Так и ничего?
-  Ну, конечно, вас помню - вы же рядом болтались! А больше ничего. Ей Богу!
Ваня перекрестился и замолчал.
-  А мне кажется, кое-что промелькнуло.
Павел Алексеевич посмотрел на огонь, и в его глазах запрыгали жёлто-оранжевые блики.
-  Как-то неудобно об этом говорить.  Как будто сон наяву.
-  А вы расскажите, не бойтесь! Я пойму.
Ваня подвинулся к очагу, и его глаза стали ещё больше.
-  Рассказать, говоришь?
Павел Алексеевич смущённо потеребил бородку и прошептал:
-  Понимаешь, мне показалось, что мы не сами спаслись.
-  Так рядом никого не было!
-  Был.
-  Кто же?
-  Золотой дракон! – ответил Павел Алексеевич и отвёл глаза.
-  Ну, вы даёте! – присвистнул Иван.
-  А говорил, что поймёшь.
-  Пойму! Честное слово, пойму!
Ваня вытянул шею и спросил:
-  А вы его близко видели?
-  Не знаю - всё, как в тумане. Брызги. Шум волн. Рёв ветра. Наша мачта-спасительница. Ты рядом с полузакрытыми глазами. Быстро приближающийся берег, огромные камни. И мысль, лихорадочная, как загнанное сердце: «Всё! Это - конец!» Мысль билась в голове, а разум не соглашался - «Нет!  Должен быть выход!» Однако паническая мысль оказалась сильнее. Во мне всё похолодело, я схватил тебя за плечи и посмотрел на небо. «Господи! - пытаясь перекричать шум волн, закричал я. Спаси нас!» Так отчаянно я не кричал никогда, и представляешь, не прошло и минуты, как на небе появилось золотое пятно. Оно становилось всё больше и больше и, наконец, приняло очертания птицы. Нет даже не птицы, а огромного золотого дракона. Его чешуя ослепительно блестела, круглые глаза походили на два мощных прожектора. Свет от них коснулся края мачты, и в его поле зрения попали мы. Дракон резко пошёл вниз, наклонил своё гигантское крыло и подхватил нас, как двух мокрых птенцов. Он взмыл вверх, и я потерял сознание.
-  Как в сказке! – охнул Иван.
-  В том-то и дело, - оживился Павел Алексеевич. - Какая-то чертовщина получается!
-  Это вы зря! - с осуждением сказал Иван и плюнул через плечо. – Чёрт здесь ни при чём. Если бы дракон чёрту служил, он бы нас потопил.
-  Ты это серьёзно?
-  Ещё как!
От такого важного разговора Ваня даже приосанился.
-  Это, как пить дать! Знать, Господь к нам посланника отправил.
-  А почему же ребят с корабля оставил?
-  Не нашего это ума дело, - по-мужицки солидно ответил Ваня. - На то Воля Божья!
-  Но ведь драконов нет!
Павел Алексеевич встал и, наклонив голову, заходил вокруг костра.
-  Драконов нет! Это я тебе как врач говорю. Наконец, как человек с высшим образованием!
-  Образование – это, конечно, хорошо! Книжки, и всё такое прочее. Вы не думайте, Павел Алексеевич, я тоже не лыком шит. В своё время четыре класса  закончил, библию вслух читал. В нашей деревне меня даже учёным кликали.
Ванины мысли унеслись на Родину. Он вспомнил бревенчатую избу, выскобленный до белизны стол, библию в бордовом переплёте. Услышал хлюпанье взбиваемого матерью теста,  затем её голос:
«Читай, Ванюша, читай! Больно уж хорошо у тебя получается! Складно так, душевно!»
Иван вздрогнул и подошёл к пологу. Он осторожно высунул голову и прислушался.
-  Что там?
-  Нет, нет, ничего! Как будто матушкин голос услышал.
-  Ты говорил, что книжки читал, - напомнил Павел Алексеевич.
Он с интересом наблюдал за поведением бывшего юнги.
-  Да, книжки….
Иван с трудом оторвался от воспоминаний и спросил:
-  Но ведь в книжках ещё не про всё написано?
Павел Алексеевич посмотрел в ясные глаза юноши и затеребил нос. Эта детская привычка, с которой он боролся многие годы, проявлялась в минуты растерянности и сомнений.
-  С этим не поспоришь, - ответил он. - Не про всё написано.
-  Вот и про дракона не написали.
-  А здесь ты ошибаешься! Про драконов ещё в древнем Китае писали. К слову сказать, китайцы им даже поклонялись.
-  Значит, они их видели?
-  Как ты не поймёшь! - Павел Алексеевич снова потянулся за трубкой. -  Про драконов китайцы писали так, как у нас сказки сказывались! Ты же слышал про Бабу Ягу?
-  Слышал.
-  Надеюсь, понимаешь: это - лишь сказка?
-  Да, уж не скажите, Павел Алексеевич! Сказки сказкам - рознь.
-  Вот и говори с тобой!
Павел Алексеевич с досадой постучал трубкой и нагнулся за угольком.
-  Что-то не пойму! Вы же сами сказали: нас дракон спас!
-  В том-то и закавыка! Иногда я думаю, на меня помутнение нашло, вот и показался дракон. А иногда….
-  Что иногда?
-  Сам не разберу. Понимаешь, я его видел. Реально видел. Мало того, я даже ощущал огненное дыхание.
-  Значит, он был!
-  Не знаю.
Павел Алексеевич задумался.
-  Видишь ли, я до сих пор не пойму, как мы сюда добрались, -  сказал он. - Ведь посёлок находится от Охотского моря верстах в ста.
-  Я и говорю: всё сходится! – воскликнул Иван. – Дракон – это Ангел-хранитель. Он принял этот образ и принёс нас сюда. Здесь мы познакомились с тунгусами, они и пообещали: как стает снег, довезут до посёлка.
-  Почему же тогда, дракон нас не доставил прямо в посёлок?
Иван на мгновенье задумался и ответил:
-  Значит, зачем-то надо быть здесь.
-  На всё-то у тебя ответ есть.
-  Нет! - прошептал Ваня. - На всё – только Воля Божья!
-  Здесь я с тобой соглашусь.
Павел Алексеевич убрал кружки и вышел из чума. За ним поспешил Иван.
-  Смотри, у еловых шишек чешуйки поднимаются, - сказал Павел Алексеевич. - Ещё пара дней, и ветер понесёт семена. Там, глядишь, и мы в путь тронемся.
-  Хорошо бы!
Иван мечтательно потянулся и, посмотрев в сторону посёлка, сказал:
-  Амарча с бабушкой идут.
По тропинке шёл маленький мальчик, на некотором расстоянии от него – хозяйка чума. Мальчик сосредоточенно жевал палочку, и, казалось, никого не замечал.
-  Привет, Амарча!
Иван подошёл к мальчику и протянул ему самодельную дудочку.
-  Хочешь дудочку?
-  Хосю.
-  Умеешь дудеть?
-  Мею.
Амарча стал старательно дудеть.
-  Отлично! Хорошим будешь пастухом, ни один олень не потеряется.
Мальчик задудел ещё старательней.
-  Береги её, дудочка-то - волшебная! - глядя в раскосые глаза Амарчи, строго сказал Иван.
Мальчик вынул изо рта дудочку и стал её рассматривать.
-  Понимаешь, что я сказал?
-  Маю,  -  ответил тот
К чуму подошла бабушка Амарчи.
-  Привет энекон! - глядя на старую тунгуску, сказал Ваня. - Неплохо бы пообедать.
-  Ленок есть, -  ответила та.
Мужчины вошли в чум и уселись около очага. Старая эвенкийка подала каждому миску с розовой рыбой.
-  Такую рыбу ты, Ваня, ещё не ел, - сказал Павел Алексеевич. – Царская рыба!
-  Где ж она водится?
-  Дух Тему дал, - ответила бабушка Амарчи.
-  Тему – это хозяин рыб, - пояснил Павел Алексеевич. - Он очень стар, и его зелёная борода иногда выглядывает из воды.
-  Значит, похож на водяного, - заметил Ваня.
-  Бабушка Амарчи подкормила Тему, он и послал ей жирного ленка, - не обратив внимания на реплику, сказал Павел Алексеевич.
-  Кашу дала, - кивнула головой старушка.
-  Калашо! – вступил в разговор маленький Амарча и потрогал лежавшую рядом дудочку.
-  У нас такой рыбы нет, - заметил Иван.
-  То-то! – сказала старая тунгуска и положила ему ещё один кусок.
-  Можно спросить? - справившись с добавкой, обратился к Павлу Алексеевичу Иван. – Почему бабушка Амарчи и внук Амарча?
-  У эвенков не принято звать бабушку и дедушку по имени, - промокнув усы носовым платком, ответил Павел Алексеевич. - Вот и получается, бабушка Амарчи.
-  Чудно! – воскликнул Иван.
-  Опять чудно! А  как твою мать зовут?
-  Степановна.
-  Вот видишь!
Какая связь между Степановной и бабушкой Амарчи, Ваня не понял, но то, что рыба может исчезнуть, уразумел быстро. Он почерпнул из котелка большой кусок и заметил:
-  Ленок – это хорошо!
Бабушка Амарчи кивнула.
-  Байбал, табак! – сказала она.
Павел Алексеевич протянул кисет и поворошил дрова.
-  Сейчас бы сказку послушать.
Ваня улёгся около очага и посмотрел на хозяйку чума.
-  Слушай, Убанчик, скажу, - окутав себя облаком дыма, отозвалась она.
Павел Алексеевич и Иван уже привыкли, что тунгусы звали их - Байбал и Убанчик.
-  Про что сказка?
-  Про орона - оленя, по-вашему.
Она уложила на колени внука и начала:
-  Сэвеки захотел дать людям оленей и стал кидать их вниз. Эвенки подостлали мох, развели дым. Олени упали на мох, и им было мягко. Не кусали  комары, не кусала мошка. В других местах упали олени на землю. Ушиблись и разбежались.
Бабушка Амарчи посмотрела на внука и добавила:
-  Велик Отец-Олень! Помогай оронам.
-  И вся сказка?
-  Вся! Что ещё говорить?
-  Ничего не понял! В твоей сказке Сэвеки кидал оленей. С неба, что ли?
-  Глуп ты, Убанчик! Мой Амарча и тот знает. Слушай, что скажу. Ты, Байбал, помогай.
Павел Алексеевич кивнул. Он знал эту легенду с детства и помнил, как красиво рассказывала её бабушка.
-  Большой Средний мир! - начала бабушка Амарчи. – Я живу в нём, ты живёшь, мой Амарча, Байбал живёт. Много людей, много зверей, много деревьев. Туда погляди - Средний мир, сюда погляди –  Средний мир.
Тунгуска поводила трубкой в разные стороны  и задумалась.
-  Все живут здесь, а вокруг – духи!
-  И в чуме есть? - не удержался Иван.
-  Духи везде! Они разные: много добрых и много злых. В чум залетают. Смотрят. Как люди живут, что говорят.  Живёт хороший человек, значит, с ним будет добрый дух. Живёт плохой, останется злой дух.
-  Человек сам своих духов притягивает, - пояснил Павел Алексеевич.
-  Правильно говоришь!  Духи знают людей.
Бабушка Амарчи глубоко затянулась, и, выпустив из ноздрей дым, продолжила:
-  Духи были, люди ещё нет. Было много воды. Весь мир – вода. Посмотрела Энекан-Буга. «Плохо! - сказала она. - Нужна земля!» Послала гагар. Стали гагары по воде плавать. Нырнут - достанут землю, положат. Нырнут - землю положат. Остров получился, потом земля. Увидела Энекан-Буга и говорит: «Опять плохо! Гладко, однако!» Послала на землю мамонта и змея. Стали они землю рыть,  себя бить - горы появились, реки потекли.
-  Дрались что ли?
-  Да, да! Было так! -  закивала старушка. - Взяла Энекан-Буга шерстинки, бросила на землю. Много зверей появилось, много людей. Шерстинки – разные,  люди – разные.
-  Как просто! Бросила шерстинки - и все дела.
-  Не просто! Ох, не просто!
-  Не мешай, Ваня!
Павел Алексеевич нахмурил брови.
-  Нижний мир – тоже большой, - вновь заговорила бабушка. – Там живёт Харга. Харга – злой дух, самый злой! Он большой, лохматый. Шерсти много. Ноги – толстые, на одной руке – коготь, на другой  – голова. Голова человеческая, на ней зубы - острые, красные. Высунет Харга голову, люди кричат.
-  Представляю! - поёжился Ваня. 
-  У Харги есть Кандык, - вступил в разговор Павел Алексеевич.
-  Кандык, да, да! Страшно! - забормотала бабушка Амарчи и посмотрела на внука.
Мальчик спал и крепко сжимал дудочку.
-  Помощник  Харги –  демон, - продолжил Павел Алексеевич. - И вид у него соответствующий. Представь: вместо головы -  пасть. Если Кандык появился - всё сожрёт! Остановить его может только Энекан-Буга. Она насылает духов молнии, и они бросают огненные ножи. Кандык проглотит огненный нож и проваливается под землю.
-  Лечиться что ли?
-  Кто его знает!
-  А ещё что там есть?
-  Чёрная река и мёртвые буни.
-  Кто они - буни?
-  Души умерших. К слову сказать, Харга Чёрную реку переплыть не может.
-  А буни?
-  И они не могут! Чёрная река коварна, похожа на бурлящий котёл.
-  Так как же буни переплывают?
-  Вот тут-то собака и зарыта! – воскликнул Павел Алексеевич. – Переправить их может только шаман!
-  Выходит, шаман сильнее Харги?
-  Не шаман сильнее - его духи. Теперь понимаешь, какая власть у шамана? Без него даже до царства мёртвых не добраться.
-  А как же Харги? Он что, не может поймать шамана?
-  Может! Однако и шаман – не промах! Прежде, чем отправиться в Нижний мир, десять раз подстрахуется. 
-  Как?
-  Во-первых, соберёт в бубен духов-покровителей. Во-вторых,  вооружится до зубов. В-третьих, скажет не один десяток заклятий. Есть ещё -  в-четвёртых, в пятых ….
-  Не пойму: зачем Харги мёртвые души? – не унимался Иван.
-  Разочаровываешь! Сам подумай. Харги нужны рабы?
-  Нужны.
-  Вот и ответил.
Павел Алексеевич повернулся к бабушке и попросил:
-  Теперь, энекон, ты рассказывай - я передохну.
Старушка кивнула и продолжила:
-  Верхний мир там.
Она ткнула корявым пальцем в потолок чума и добавила:
-  Только шаман бывал у Энекан-Буга.
-  Чудеса! - воскликнул Ваня.
-  Что ты хочешь! - улыбнулся Павел Алексеевич. - Шаман – посредник, поэтому летает туда и сюда.
-  Сначала Энекан-Буга, потом Чалдон.
-  Бабушка Амарчи, подожди! Не понимаю!
-  Плохо я говорю!
Старушка посмотрела  на Павла Алексеевича.
-  Скажи ты, Байбал. Амарча спать, и я спать.
Она положила внука на шкуру и легла рядом.
-  Расскажите, Павел Алексеевич! Пожалуйста! Иначе я ни в жизнь не разберусь.
-  А надо ли разбираться?
-  Надо! -  упрямо кивнув головой, ответил Иван.
-  Тогда делать нечего, продолжим. Только давай на улицу выйдем. Пусть энекон  и Амарча поспят.
Они вышли из чума, и присели на брёвна. Звёзды уже висели над верхушками деревьев, из шаманской избы раздавались удары бубна. В посёлке жалобно мычали новорождённые оленята и отчаянно лаяли собаки.
-  Волка чуят, -  заметил Павел Алексеевич.
-  Страшно в тайге!
-  Почему страшно? В тайге человека неделями не встретишь, а самый страшный зверь – это человек.
-  Думаете?
-  Уверен!
Павел Алексеевич показал на большое созвездие.
-  Видишь? На ковш похоже.
-  Вижу. 
-  Отложи семь раз сторону ковша, увидишь Полярную звезду.
-  Яркая!
-  Дело не в том! Эта звезда – особенная. Она сохраняет неизменное положение. Почти неизменное! По ней ориентируются, по ней определяют широту. Если бы наша канонерская лодка не затонула, смею уверить, боцман научил бы тебя ориентироваться по звёздам.
-  Чего говорить!
-  Теперь посмотри сюда.
Павел Алексеевич повернул голову и сощурил глаза.
-  Ранним утром здесь можно увидеть Венеру.
-  Это ж планета!
-  Правильно! На Земле её называют утренней звездой.
-  Чего это вы вдруг про звёзды заговорили? – удивился Иван.
-  Не бойся, от темы я не ухожу, - усмехнулся Павел Алексеевич. – Дело в том, что эвенки тоже не прошли мимо звёзд. Полярную звезду они считают входом в Верхний мир и верят, что в этом месте находится отверстие небесного чума. В это отверстие и вылетает шаман, когда ему нужно попасть к Энекан-Буге. Утреннюю звезду называют Чалдон  и считают, что до  переселения в Средний мир здесь находятся души людей.
-  Шаманы летают на Венеру?
-  Бывает! Полёт на Чалдон – длинный, поэтому по пути шаман делает двадцать семь остановок.
-  Где же он их делает?
-  Видел около шаманского чума лиственницы?
-  Да.
-  Шаман выбирает двадцать семь деревьев, и на каждом из них делает остановку. Он кричит по-звериному, плачет, умоляет духов, смеётся. Ты представить себе не можешь, какое это зрелище!
-  Посмотреть бы!
-  Ещё увидишь.
Павел Алексеевич прислушался.
-  Медведя услышали? – с опаской спросил Иван.
-  Нет, синички щебечут, - улыбнулся Павел Алексеевич. – Тунгусы считают, что души-оми на Чалдоне похожи на птенцов. Они живут в гнёздах и ждут своего часа.
-  Наверное, душа шамана, похожа на орла, - предположил Иван.
-  Угадал! А живут шаманские души не на вершине горы, а в дуплах.
-  Ишь, как! С удобствами.
-  А ты как думал!
Павел Алексеевич развеселился и щёлкнул Ивана по носу.
-  Не люблю! - нахмурился юноша.
-  Ладно, не буду. Ты уж меня извини - больно симпатичный у тебя нос!
-  Нос как нос, - ответил Иван. – А что дальше?
-  Какой дотошный! Ты во всё так вникаешь?
-  Во всё! Я не усну, пока не разберусь.
-  Тогда слушай.
Павел Алексеевич хлопнул себя по щеке и проворчал:
-  Скоро от комарья житья не будет.
-  Хорошего мало, - согласился Иван.
-  В ближайшем ярусе Верхнего мира живёт властительница Земли – Энекан-Буга. Тунгусские шаманы говорят: она похожа на старую женщину с добрым лицом. Её платье имеет многочисленные карманы, и в них хранятся шерстинки, то есть души животных. Если понравится шаман, подарит ему Энекан-Буга разные шерстинки. А это означает, что у людей будет олени и охота. Есть у Энекан-Буга и помощники: добрый дух – Сэвеки и Энекан-Того - бабушка-огонь.  Энекан-Буга строго следит за порядком и наказывает тех, кто его нарушает.
-  Значит, она у них - главная!
-  Похоже, так, - согласился Павел Алексеевич.
-  И животных Энекан-Буга любит.
-  Я тоже так думаю. Бабушка рассказывала: если законы Среднего мира нарушить,  души животных попадают к Харги. Если же охотиться правильно, их души попадают в Верхний мир и превращаются в шерстинки. Там уже Энекан-Буга укладывает их в карманы, а через некоторое время возвращает Земле.
-  А те души, которые попали к Харги?
-  Они становятся мстительными и злыми.
-  Так и должно быть!
-  Попавшие к Харги души преследуют людей и доводят их до сумасшествия. Злые души принимают различные образы,  заманивают в болото, в чащи, а Харга следует за ними и ждёт своего часа. Иногда из-под земли появляется левая рука с огромным когтем, и Харги пытается достать жертву. Если ему удаётся, появляется правая рука. В середине у неё дыра, а по краям - оскаленные красные зубы. Харги хватает несчастного и разрывает на куски.
-  Куда же девается его душа?
-  Попадает к Харги и становится такой же безжалостной, как и хозяин.
-  Получается, чем больше зла, тем больше у Харги помощников.
-  Вот ты и понял! Надеюсь, теперь не считаешь, что легенда тунгусов наивна.
-  Теперь нет.
Ваня поднял голову и долго смотрел на звёзды. Он хмурил брови, щурил глаза и непроизвольно шевелил губами. Какая-то мысль прочно засела в голове и не давала покоя. Павел Алексеевич усмехнулся и стал ждать.
«Забавный парнишка!» – подумал он.
-  Везде – одно и то же! – наконец, воскликнул Иван. - Вам так не кажется?
Он оторвал взгляд от неба и от охватившего его возбуждения стал приплясывать на месте.
-  Или я не расслышал, или ты не так выразился!
-  Вы только посмотрите! В сказках – три желания, три брата, тридевять земель.
-  В  христианстве - Святая троица,  - подхватил Павел Алексеевич.
Теперь он понял, какая мысль не даёт покоя Ваниной голове.
-  И у тунгусов три мира!
-  Сейчас услышу любимое слово: «чудно!».
-  Да, чудно! Мы – там, тунгусы – здесь. У них – три мира: Верхний, Средний и Нижний. Почему не пять, шесть – десять миров, наконец?
Ваня почесал лоб и не в силах найти ответ, уставился на Павла Алексеевича.
-  Потому что три – это магическое число! – ответил тот. - Спроси у шамана, он тебе скажет!
-  Так вы ж…
-  Слышал сказки о колдунах?
-  Дед рассказывал.
-  Нож - с трёхгранным лезвием, котёл - на трёх ножках, три заклинания. Так?
-  Точно!
Иван поднял воротник и оглянулся. Похоже, колдунов он побаивался.
-  А почему так – не задумывался?
Павел Алексеевич оживился и, не дождавшись ответа, продолжил:
-  В числе «три» заключена волшебная сила.
Ваня вздрогнул и перекрестился.
-  «Три» - это совершенство! Понял? Дух, тело, душа – единое целое! Отец, мать, ребёнок – единая семья!
Павел Алексеевич встал и, прищурив глаза, что-то поискал под ногами. Наклонившись, он поднял ветку с тремя почками и протянул Ивану.
-  Спрячь! Она принесёт тебе счастье.
-  Скажете тоже!
Ваня недоверчиво посмотрел на ветку, однако не выбросил. Он осторожно засунул её под бушлат и что-то пробормотал.
-  Что ты сказал? – переспросил Павел Алексеевич.
-  А у нас - рай, жизнь и ад - тоже «три». И всё вместе – совершенство!
-  Да, ты, брат – философ! Однако на сегодня хватит - пойдём в чум, спать пора!

Елена Янге, авторский сайт http://eyange.ru/


Рецензии
Хорошо, приятно и понятно! Даже костром запахло, чаем и хвоей. А мифы и предания - вообще моя больная тема...

Павел Дубровский   11.12.2009 11:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Павел! Этот рассказ - часть романа. Для меня очень ВАЖНО Ваше мнение!
Ведь если для человека, интересующегося мифами и преданиями, "запахло костром, чаем и хвоей", значит, мне что-то удалось.

Елена Янге   11.12.2009 15:39   Заявить о нарушении