Пограничная одиссея ч. 2 гл 2 Новые радости

   
Начало: http://proza.ru/2009/03/27/527
   Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
  Но с куриными мозгами хватишь горя.
  Если выпало в Империи родиться,
  Лучше жить в глухой провинции у моря.
   Иосиф Бродский.

         Странная всё-таки вещь человеческая психика. С прибытием на Сахалин я почувствовал  состояние подъема жизненных и душевных сил, ощущение новизны и легкости жизни. Такое  состояние души появляется, как правило,  в новых местах, в новой обстановке. Наверно в этом и есть сила путешествий и эта необъяснимая страсть к перемене мест.

         И так завершился жизненный период, связанный с учебой. Вот она и первая офицерская самостоятельная должность. Командир БЧ-5 корабля 3 ранга. И хватит баловства, на тебе лежит большая ответственность, ответственность за боевую готовность, за исправность техники, за безопасность корабля и жизни матросов. Надо выполнять поставленные задачи. Надо отрабатывать средства, затраченные на учебу и жалование которое платит тебе государство. Себе ты уже не принадлежишь. Теперь ты должен выполнить любой приказ. Показать преданность партии и правительству. Тебе вовсе не трудно, ты молод, и свеж, и влюблен. Тебе нравиться твоя работа, ты получаешь от нее удовольствие и радость. Ты устаешь, но вовремя восстанавливаешься и забываешь все тяготы, когда рядом любимая женщина. Ты можешь всю ночь не спать, предаваясь страстям, а утром быть на подъеме флага, исполнять свои обязанности и после обеда и адмиральского часа способен шутить и радоваться жизни. Ты должен уметь ответить на любой вопрос и принять верное решение и уметь ответить за свои поступки. Ты  готов умереть.

        Утром на следующий день после беседы с командиром бригады начались корабельные будни, с обычной рутиной именуемой  службой. Корабль, накануне прибыл с моря и пополнив корабельные запасы,  стал в планово-предупредительный осмотр и ремонт. В море в течение месяца нес службу в районе Де-Кастри, порядком поизносился, поистратился, истаскался. Надо осмотреться,  пополниться,  закрепиться, подкраситься, приготовиться к зимнему плаванию. Хотя впереди на горизонте ремонт, но надо отнести ещё одну службу, усиленную охрану, связанную годовщиной Октябрьской революции. Придется много быть на ходу,  надо будет осматривать каждое судно.

        На корабле не надо ломать голову, чем заняться,  все по распорядку. Все изложено в корабельном уставе. А по сему надо принять должность. С утра ушел в базу, выписал с книги учета, какое оборудование  числятся за БЧ. Далее влез в комбинезон и, вызывая матросов, поочередно осматривал их заведования,  задавал «глупые» вопросы. Матросы отвечают с интересом, на их лицах неподдельное любопытство. Это еще что за фрукт?  Каждый с удовольствием показывает свое хозяйство, и я в комбинезоне пролезаю за мотористами все системы, очкуры и  закоулки. Потом требую еще рапорта о состоянии техники. Все как учили. И меня не волнует, что  подчиненные не понимают, зачем я это делаю.

         Вечером помощник командира инструктирует на первое обеспечение:
        —Значит так. Остаешься сегодня на корабле, обеспечивать, значит, будешь за главного. Смотри мероприятия по суточному плану. На вечерней проверке чтение уставов. Смотри мех, обходи корабль каждые 30 минут. Ночью проверка по койкам, не дай бог проворонишь  самоволку, карьера твоя закончится. Особое внимание на третий год службы, т.е. дембелей. Они постараются тебя подстроить под себя. Они твои одногодки. Могут пойти на все. Я когда первый раз обеспечивал, они мне устроили веселую жизнь. Пошел обходить корабль. Захожу в кубрик №1, там стол накрыт. Картошка жаренная, консервы и водка. Я дар речи потерял. А они еще уже подогретые ведут себя нагло: «Лейтенант садись с нами, выпей и  покушай картошечки» Я обалдел от такой наглости: «Немедленно прекращайте  и расходитесь». А один из них: «Да пошел ты….» Тут я не выдержал. Зло такое взяло, а сделать ничего не могу. Их 7 человек и бугаи здоровые. Стиснул зубы и вышел с кубрика. Нет прощать и пускать на самотек это хамство  нельзя. Пошел по кораблям. Собрал своих одноклассников со всех кораблей и Бакинских лейтенантов. Было нас пятеро. Зашли на бак, люк из кубрика на болт и спускаемся в кубрик. Там веселье продолжается. Увидев нас как по Гоголю «немая сцена», потом кто-то ломанулся в люк, облом, деваться некуда. « Это куда, куда вы меня послали».

      Тут мы им и вломили. Махаловка была ужасная. Коля Бочков самбист, да и Плисовских не хилый. Я борьбой занимался. Они не ожидали такого поворота и растерялись, но не пожаловались, никто не раскололся. Били, как учили без следов. Сам понимаешь, я бы уже не служил. С тех пор, когда обеспечиваю на корабле спокойно. Да и по другим кораблям слух прошел, стало спокойней. А-то совсем распоясались.

       А вот еще был случай. На флоте в Техасе дежурный по кораблю лейтенант выходит на ют крейсера проверить,  как идет приборка на палубе, а там дембель на неё положил и сидит, курит. «Вы, почему не делаете приборку» А он: «Лейтенант  не надо меня воспитывать, шел бы ты отсюда, сами разберемся». Лейтенант:  «Встать, немедленно начать приборку я приказываю» Тот только усмехается. Лейтенант расстегивает кобуру и достает Макарова, передергивает затвор и стреляет вверх. Дембель подскочил, схватил швабру: «Все, все лейтенант, я все понял». С тех пор по кораблю пошли слухи: « Этот дурной с ним лучше не связываться». И пошла служба у лейтенанта как по маслу.

        После обеспечения продолжил принимать должность, пролез все отсеки, проверил корабельные системы, аварийно-спасательное имущество, ЗИП, инструмент:—все как положено. К вечеру написал рапорт командиру о принятии дел командира БЧ-5.
         Придя вечером домой, соседка Лена сказала:
         —Теперь верю, что ты механик. Ты принес в квартиру такой же запах, который приносит мой Юра. Корабли  что, все так пахнут.
         —Нет, у каждого корабля свой запах и своя судьба, как у людей.
         —Володя, Лена учится заочно в институте, и я решила восстановиться в своем целлюлозно - бумажном,—сказала Оля и у меня вдруг похолодело внутри. Это не предвещало мне ничего хорошего.
         —У тебя таких планов не было, ты год как не учишься,— больше я не нашелся, что сказать, потому что сообщение  стало для меня неожиданностью. Я не знал,  как поступить.
         —И что это значит?
         —Это значит, что я должна уехать в Ленинград.
         —Да, но тогда мы не семья. Мы должны быть вместе.
         —Но ведь Лена учится?
         —Да Володя. Учится, надо. Я учусь, потому, что должна показать пример своим детям. Хочу, чтобы у меня было высшее образование - поддержала Ольгу Лена.
         —Ладно, ужинать будешь?—миролюбиво промолвила Оля и ушла на кухню.
         Я молча последовал за ней. И вдруг понял, что у Ольги свои проблемы. У меня интересная работа, к вечеру усталость и полновластный сон, я занят, думать некогда. А неё ностальгия, она никогда не покидала Ленинград. А здесь даже горячей воды нет. Её не учили 5 лет самопожертвованию. Я понял, что не смогу препятствовать её отъезду. Будет, что будет, решил я тогда.

        После этого разговора я еще прожил  счастливо месяц. Да это счастье, уходить с удовольствием на работу и возвращаться с удовольствием домой,  где тебя ждут.
        С Владивостока пришел багаж, на складе КЭС нашел диван, купили телевизор, жить стало уютно. В выходной в городе встретили командира с замполитом корабля
       —Владимир Ильич, познакомься наш новый механик Владимир Владимирович Сысун,— представил меня командир
       —Очень приятно,  будем знакомы, Гончаров, ТОВМУ-74. Сейчас в отпуске.—сказал мужчина в кожаном пальто, при этом пристально строго взглянул в глаза, от чего стало немного не по себе.
       —Взаимно, а это моя жена Ольга.— немного растерялся я. Когда же закончится моя детская стеснительность. Неужели на всю жизнь.
       —Ну что зам, надо по пять капель за встречу, давай зайдем в  «Весну»—предложил командир
       —Я за, если дама не против,—обронил зам.
       —Я как муж а, в общем, я не гнушаюсь приятных компаний, только не одета для ресторана.
       —Вот это ответ, а моя Валя сейчас бы скандал устроила,—посетовал командир
       —А что не одета, для ресторана, это ничего, мы же на  Сахалине
        В ресторане выбрали  столик у окна. Командир с замполитом подождали, пока сядет Ольга, я сел справа, потом заняли места они. За окном через залив было видно, как большое красное солнце садится за круглую сопку. К столику подошел мужчина официант с меню. Евгений Арсеньевич протянул меню Ольге. 
       —Выбирайте Ольга, что пожелаете. Я предложил я и плачу?
Оля взяла меню и начала выбирать. К столику подошел официант
       —Пока дама  выбирает, мужчины, что будете пить?
       —Я думаю, возьмем бутылочку коньяку, армянского,—сказал замполит
       —А мне  сухого красного и навагу запеченную со шпинатом под соусом,— сделала свой выбор Ольга.
        —К коньяку, что подать?
        —Только не лимон, он убивает вкус коньяка. Принесите виноград.
        —К сожалению винограда нет.
        —Тогда принесите яблок - заключил командир.
        —Ольга, как вам Сахалин?— спросил замполит
        —Как Вам сказать. В Ленинграде я жила в центре города. Газ,  горячая вода, метро, работа. Этого здесь нет. А почему этот городок  называется Корсаков?
        —Зам, расскажи.
        —Пожалуйста. Сначала здесь было русское поселение под названием пост Мурвьевский основанное адмиралом Невельским в 1853 году. В 1854 г. в связи с Крымской войной пост эвакуирован. В 1869 г. на его месте основан новый - Корсаковский пост, получивший название по фамилии следующего генерал-губернатора Восточной Сибири М.С. Корсакова (1826-71). Во время пребывания здесь японцев 1905-45 гг. пост превратился в большое селение Отомари. В то время на Сахалин и были завезены корейцы в качестве дешевой рабочей силы. Дальше в 1945 г. пост возвращён России. В 1946 г. преобразован в город, которому в порядке исторической преемственности было присвоено название Корсаков.
       —Как интересно!
       —К Корсакову привыкните. Съездите в Южно-Сахалинск. Это не Ленинград конечно, но город культурный. Ничего обустроитесь, моя жена тоже поначалу ворчала, а сейчас нравится. Ну и зарплата нравится. Здесь же северные надбавки. Вы на Шикотане не были, вот там действительно тяжело. Хотя наш мичман Кравец вспоминает о времени проведенном там, как свои лучшие годы. Понимаете, женщины чувствуют себя здесь уютно, суровый остров подчеркивает женскую красоту. А что значит, для женщины осознавать, что она нравится мужчинам?
       —Совершенно верно в Ленинграде вы растворяетесь в толпе. А здесь мужчины, в основном моряки привозят женщин со всего Союза. И естественно стараются взять с собой лучших из лучших. Поэтому здесь в Корсакове на  небольшой территории сосредоточено много красивых женщин, я правильно говорю зам.
       —Правильно, а местные женщины холодные, об этом еще Чехов писал.
Официант принес выпивку и закуску.
       —Ну, давайте выпьем за знакомство, за то, что вы влились в наш корабельный коллектив и поверьте на Сахалине вам понравиться. У вас Оля очень ответственная и почетная миссия. Не каждому это дано,— произнес тост командир

        Далее потекла непринужденная беседа. Командир с замполитом шутили. Ольга развеселилась. Было видно, что ей понравились мои сослуживцы. В ресторане было по- домашнему уютно. Я  понял, что мне повезло с кораблем. Я ощутил знакомое чувство локтя, почувствовал себя уверенней. Командир и замполит дополняли друг друга. В этом я убедился впоследствии еще больше. Между ними была дружба. Они еще замещали друг друга, так как Гончаров имел допуск к управлению кораблем.  По характеру командир был более мягче, и походил скорее на замполита, замполит был жесткий и казалось ему бы как раз и быть командиром.

       —А теперь, позвольте сказать мне,—Ольга налила себе вина  и продолжила,— Я предлагаю выпить за то, чтобы мы еще раз собрались такой компанией и чтобы в ней непременно присутствовали ваши жены. Если бы мне еще месяц назад сказали, что я буду сидеть за столом в такой приятной компании, я бы ни за что не поверила. За вас мореходы.
       —Октябрьские праздники мы будем в море, а вот Новый год надеюсь, будем в базе. Поэтому предлагаю его встретить вместе с женами на корабле,—предложил командир.
      —Как здорово, я не разу не была на корабле, я согласна
       К сожалению встреча Нового 1978 года вместе с Ольгой не вошла в Пограничную одиссею. Жизнь распорядилась совсем по-другому, но та встреча в ресторане хорошо отразилась в памяти.

      Остаток дня Ольга была беззаботна и весела, в чем я обязан командиру.
      Командир,  тем не менее, знал, когда дать слабину, и когда быть требовательным,  месяц необходимый сдачи на самостоятельное  управление БЧ-5 выдержал в напряжении сполна. Прав был Сергей Березин, погранцы командиры умеют быть требовательными. Я лейтенантом был постоянно как выжитый лимон, но не только из-за требовательности командира корабля, скорее из-за того, что по неопытности делал много лишних движений.   Но школа, приобретенная за лейтенантские годы, сохранилась на всю жизнь  и стоит пяти лет в училище. Все офицеры должны пройти эту школу. Чем тяжелее лейтенантом, тем легче будет дальнейшая служба. Позже командир скажет, что он с такого же теста и его учили командиры фронтовики ещё  по жестче.

      Сергею Березину досталось еще больше, он почти весь месяц просидел на борту. Мне можно сказать повезло, у меня был хороший помощник  мичман Кравец Владимир Яковлевич, старшина электромеханической команды, коренастый среднего роста полноватый мужчина 36 лет отроду в полном расцвете сил. За ним я был как за каменной стеной и многому у него научился.

      Школу жизни он прошел на Шикотане, в Молокурильской бригаде, где начал срочную службу на МО*. Служил еще на «мошках», пограничных сторожевых кораблях 201 проекта. Далее стоял у истоков освоения 205 П проекта, получал ПСКР-675   на Владивостокском судостроительном заводе. Часто любил рассказывать про этот период службы,  при этом всегда подчеркивал, что начальник политотдела Курильской бригады получил орден за освоение новой техники.

      Родом из Донецкой глубинки, это был веселый, трудолюбивый мичман. Природная смекалка, юмор, тонкий украинский фольклор, бесшабашность и удаль, большой опыт службы в БЧ-5   снискали ему славу лучшего старшины ЭМК  Сахалинского региона. Про него ходили легенды. Его всегда направляли  на трудные участки. Так он оказался на 673. До него там был командиром БЧ-5 капитан-лейтенант Мамлюдов С.К., который перевелся на Запад и его бросили на 73-й. Мичмана  уважали моряки, но методы воспитания были своеобразные. Однажды стоя с ним на пирсе я был свидетелем,  как он подозвал моряка к себе, нагнулся и завязал ему шнурки на ботинках.

     Уходя домой, он непременно давал задания дежурной службе, и упаси бог не выполнить его. Требовательность сочетал с заботой. Имея большие связи в береговой базе, каким-то образом обеспечивал моряков БЧ-5 чистой робой, регулярно ее стирал, моряки всегда ходили чистыми и аккуратными, чем вызывал зависть и раздражение верхней команды и её командиров.   Всегда подчеркивал, что нижняя команда лучше верхней, следил за её корпоративностью, стоял за моряков горой. При этом, как отмечали офицеры верхней команды, создавал отдельное государство.

    Во время дока, когда на очистке корпуса от ракушек и водорослей работали скребками все, в том числе  БЧ-5 и офицеры.  БЧ-5 нарезался отдельный участок,  как правило,  самый трудный. В результате  соревнования с  другими БЧ БЧ-5 выходила победительницей, удаляла ракушки и водоросли на своем участке быстрее всех. Подчеркивая при этом, что нам некогда  здесь с вами,  в машине своих дел было полно. Никто не знал, что при этом была маленькая хитрость. В инструменталке СРМ Кравец брал старую фрезу, рубил ее на гильотине**  делал скребки, которые не надо было часто затачивать и, тем самым экономил время.

     Перед первым выходом  море на границу в залив Анива  после подъема флага  объявили «Корабль к бою и походу экстренно приготовить». Во время пуска носового дизель-генератора вдруг выясняется, то пуска нет, никаких признаков жизни, только вздрагивание и шипение воздуха.

     —Мех не волнуйся, сейчас все сделаем, не докладывай, зачем лишний шум.
     —Бурлаков быстро в первый кубрик, там, в трюме в ящике №2 новый воздухопуск.
     —Поднебесных ключ на 17
     —Ключ на 12
     —Ключ на 17

     Через 30 минут воздухопуск заменен и дизель затарахтел. Меня больше всего поразило, что Кравец сделал все сам. Как потом оказалось, что эта была черта его характера. Он всю ответственную работу в море при выходе из строя техники, когда счет шел на минуты, делал сам. Матросы только подавали инструмент и выполняли подручную работу, т.е. делал так, как хирург во время операции.

      —Баковым на бак, ютовым на ют! С якоря и швартовных сниматься! - пронеслось по кораблю
      —БЧ-5
      —Есть БЧ-5
      —Три к пуску.
      —Мех, становись за пульт и делай то, как я скажу - начал учить меня мичман
      —Открывай баллоны ВВД***.
      —Нагружай редуктор на 8-10 кг
      —Дай команду в кормовую машину о включении компрессора
      —Открывай клапан на проворачивание ВНД правого ГД, левого, среднего.
      —Главные двигатели провернуты воздухом низкого давления на 2 оборота коленчатого вала - доклад из машины
      —Главные двигатели к пуску готовы - доклад из машины
      —Открывай воздух высокого давления.
      —Включай правую маслопрокачку, правый пуск!
       Маслопрокачка заурчала, давление поднялась до 7 кг и после подачи электромагнитным клапаном  воздуха высокого давления, главный двигатель вздрогнул и ожил.

        А куда ты денешься. Сердцу стало вдруг хорошо. В этом что-то есть. Так и эти ожили. Хорошо.  Вот она новая  радость.

      —Командиру БЧ-5 прибыть на бак, вышел из строя носовой шпиль.
       Выхожу на бак, подхожу к пульту управления шпилем спрашиваю электрика.
      —В чем дело?
      —Да вот не идет на выборку.

       Интуитивно беру рукоятку контроллера, перевожу в положение «Травить». Якорь цепь поползла  в море. Перевожу на «стоп», далее на «выборку». Якорь цепь пошла в цепной ящик. Смотрю в рубку, вижу довольное лицо командира.
      —Механик, спасибо, давай в машину.
       Корабль лег на створы и дал три вперед, оставил позади брекватер, закачался и монотонно запрыгал по свежей морской волне.
      —Внимание личному  составу. Командир корабля от имени экипажа поздравляет лейтенантов с первым выходом на границу.

        На службе были две недели. Участок был от мыса Томари-Анива  до мыса Крильон. Как бы не тяжела была служба, но красота моря, сопок Сахалина, как звучащая серенада всегда была рядом с нами. Все было в диковинку. Да, не знал, что есть такая земля, такие вот сопки. Почему я, родом из  Белоруссии, оказался здесь, что за миссия. Кто так распорядился?

        Пришли на рейд  1 декабря для смены участка. Еще на рейде Корсакова, ожидая разрешения на заход в базу, узнали, что на берегу произошло ЧП.
        —Мех, надо все проверить у нас. Сейчас начнется разбор полетов. Рахматуллин приготовься, сейчас пойдем по кораблю. А пока проверю журналы. Мех проверь росписи в ЖБП*  по инструктажам.
        —А что случилось?
        —На 680 убило током матроса.
        —Так там Юра Корабейников механик, мой сосед по квартире.  А подробности известны?
         —Убирал сварочный кабель и коснулся шеи держаком.
         —Не понятно, там же напряжение 60 В  не должно было убить?**
         —Разберутся, но всем достанется,—резюмировал Кравец.
         ЧП не повлияло на смену участка, 673  запустили в базу. Для каждого моряка возвращение в родную базу это праздник. Особенно если дома ждет любимая жена.

         Оказалось, что убило  током матроса.  Григорьева с  корабля  Невельской бригады стоящего в ремонте.

         Корсаковская бригада имела большую ремонтную базу, СРМ*** , в последствии ставшей заводом, отдельной воинской частью. В Корсакове стояли в ремонте все корабли проекта 205 П с пограничных бригад г. Находки, о.Шикотана и г.Невельска. Заходили еще в Корсаковский Северный Ковш  и корабли Владивостокской транспортной бригады проекта 226.

          Матрос Григорьев пришел за лопатой для чистки снега на  680-й, там же сварщик с СРМ попросил его помочь смотать сварочный шланг и кабель…

          Расследовать ЧП прилетел флагманский механик Некрасов А.П., который быстро расставил все акценты. Сварщик утверждал, что снимал питание и не считал себя виновным. Была проведена экспертиза сварочной установки и проведен следственный эксперимент. В результате сварщик был признан виновным в гибели матроса, но в тюрьму не попал, так как был взят на поруки трудовым коллективом СРМ.

           Матрос Григорьев был отправлен домой в цинковом гробу. За ним приехали отец и мать. В памяти отложилась, как они стоят в валенках у гроба сына в  клубе части. Лица, убитые от горя, мимо цепочкой проходят моряки.

           Вечером после швартовки командир собрал офицеров в кают-компании. Вестовой накрыл на стол. На столе  глубокое блюдо  с  пшенной кашей с мясом, супник с борщом и главное  на большом овальном  блюде,  испуская пар, лежит гора вареных камчатских крабов.

          —Товарищи офицеры! Мне приятно отметить, что в наш коллектив полновесно влились командиры боевых частей Сидорюк Сергей Иванович и Сысун Владимир Владимирович, командир БЧ-1, 4 и сл.Р и командир БЧ-5 соответственно. Сегодня командир бригады подписал приказ о допуске к самостоятельному исполнению должностей на вновь прибывших офицеров. От всей души рад за вас, поздравляю, желаю успешной карьеры и счастья в личной жизни. И еще, с завтрашнего дня я в отпуске. На корабле за меня остается помощник Ермоленко Виктор Иванович. Товарищи офицеры я предлагаю отметить мое убытие в отпуск. Штурман доставай.

         Сережа наклонился и пошарил под столом, не спеша, извлек оттуда пузатую бутылку Плиски. Командир открыл и начал разливать по стаканам, вставленным в мельхиоровые подстаканники.
         —Я не буду,— изрек помощник
         —Правильно будешь обеспечивать.
 
         Нельзя сказать, что помощник совсем не употреблял спиртное, но предпочитал с командиром не пить. Это наверно правильно для офицера, который думает о карьере, но по-человечески не тактично.   Например, можно было не отказываться, а просто пригубить. Если бы и мы отказались, то командир попал бы не ловкое положение, а он того не заслуживал.

          Бутылка Плиски была распита, закусили  борщом и пшенной кашей. Штурман достал вторую, в ход пошли крабы.
         —Кушайте,  кушайте,  крабы очень полезны для мужчин. Я помню в детстве после войны, крабы в банках были в свободной продаже. Но их никто не брал. Даже реклама была такая: «Всем попробовать пора бы, как свежи  и вкусны крабы» - сказал  командир, разрезая ножницами клешню.

        —Мех, ты в каком доме живешь?
        —В 42-ом.
        —Я тоже. Давай собирайся, пойдем вместе.

         Когда сошли с борта, было уже темно. С моря тянуло свежестью, с брекватера доносился шелест набегающих волн, дежурный по стоянке кораблей медленно прогуливался по причалу, как бы размышляя, на какой корабль пойти для проверки. Кому-то служить, а кому-то расслабляться. Пора и нам отдохнуть.
 

* МО - катера морские охотники
** Гильотина- Станок для рубки металла
***ВВД- воздух высокого давления
*ЖБП- журнал боевой подготовки.
**При напряжении 60 В учитывая, что сопротивление тела человека  в среднем 1000 Ом  через тело Григорьева прошел ток 0,06А, учитывая что смертельная ток равен и более 0,1 А, то он должен был остаться жив.
***СРМ- судоремонтная мастерская

Продолжение: http://proza.ru/2009/05/06/679


Рецензии
Прекрасны ваши эпиграфы, Владимир! Они всегда великолепно подходят к содержанию.
Читаю с интересом, зная, что в рассказанном вами нет ни слова выдумки.
И этим особенно ценны ваши воспоминания!
Очень понравился абзац, в котором новоиспечённый офицер рассуждает о чувстве ответственности. Олег, у меня отец тоже был пограничником, но не морским, а сухопутным. Служил начальником заставы на границе с Китаем, на реке Аргунь. Там, на заставе, и я жила в детстве несколько лет.)))
Для него тоже очень важным было чувство ответственности!
Повезло вам с помощником. Прекрасно вы написали о мичмане Кравце, вашем тёзке.
Поразило, что служба не убила в вас лирика, и вы видите красоту природы:
" Как бы ни тяжела была служба, но красота моря, сопок Сахалина, как звучащая серенада всегда была рядом с нами. Все было в диковинку. Да, не знал, что есть такая земля, такие вот сопки". Спасибо за главу!
С уважением,


Элла Лякишева   15.10.2020 09:44     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.