Версальский договор

2.2.Вторая мировая война.

2.2.1.Версальский договор

Британский военный теоретик Джон Ф.Ч. Фуллер писал, что под грохот орудийного салюта была погребена первая мировая война и зачата вторая. [1] 5 октября 1918 г. германское правительство обратилось к президенту Вильсону с нотой, в которой принимало его Четырнадцать пунктов и просило о мирных переговорах. Вильсон задал вопрос, правильно ли он понял, что цель германского правительства в переговорах сводилась только к тому, чтобы договориться о практических деталях претворения в жизнь условий, изложенных в Четырнадцати пунктах, Четырех принципах и Пяти приложениях? Немцы ответили утвердительно.

Затем последовала дальнейшая переписка. Наконец, 5 ноября президент направил германскому правительству окончательный ответ, в котором указывал, что союзные правительства «заявляют о своем желании заключить мир с германским правительством на условиях, указанных в послании президента Конгрессу 8 января 1918 г. (Четырнадцать пунктов), и на принципах мирного урегулирования, изложенных в его последующих посланиях.[2]

Союзники не выполнили своих обязательств. Поставив Германию в беспомощное положение, они на всем протяжении конференции не снимали блокады, нарушили все условия перемирия. Из двадцати трех условий президента Вильсона только четыре были с большей или меньшей точностью включены в мирные договоры[3].

25 марта 1919 г. Д. Ллойд Джордж направил мирной конференции меморандум, озаглавленный «Некоторые соображения для сведения участников конференции перед тем, как будут выработаны окончательные условия». В документе говорилось: «Вы можете лишить Германию ее колоний, превратить ее вооруженные силы в простую полицию, низвести ее военно-морской флот на уровень флота пятистепенной державы, однако, если в конце концов Германия почувствует, что с ней несправедливо обошлись при заключении мирного договора 1919 г., она найдет средства, чтобы добиться у своих победителей возмещения… Поддержание мира будет… зависеть от устранения всех причин для раздражения, которое постоянно поднимает дух патриотизма; оно будет зависеть от справедливости, от сознания того, что люди действуют честно в своем стремлении компенсировать потери… Несправедливость и высокомерие, проявленные в час триумфа, никогда не будут забыты или прощены.

По этим соображениям я решительно выступаю против передачи большого количества немцев из Германии под власть других государств, и нужно воспрепятствовать этому, насколько это практически возможно. Я не могу не усмотреть главную причину будущей войны в том, что германский народ, который достаточно проявил себя как одна из самых энергичных и сильных наций мира, будет окружен рядом небольших государств. Народы многих из них никогда раньше не могли создать стабильных правительств для самих себя, а теперь в каждое из этих государств попадет масса немцев, требующих воссоединения со своей родиной. Предложение комиссии по польским делам о передаче 2100 тыс. немцев под власть народа иной религии, народа, который на протяжении всей своей истории не смог доказать, что он способен к стабильному самоуправлению, на мой взгляд должно рано или поздно привести к новой войне на Востоке Европы»[4].

Предостережение не было услышано. Германию заставили принять целиком на себя вину за войну, и на ее счет записали всю стоимость войны. Ее экономические ресурсы были подорваны, большая область отторгнута от Восточной Пруссии и передана Польше, за счет чего был создан Польский коридор. Чтобы дать Польше морской порт, у Германии отобрали Данциг и провозгласили его Вольным городом.

Условия, подписанные в Версале, предусматривали:

·         территориальные уступки,

·         выдачу всего германского флота;

·         отказ от колоний, которые поделили между собой страны Антанты;

·         ежегодные поставки угля в размере 40 млн.т;

·         выплату 20 млрд. золотых марок до конца 1922 г. (окончательная сумма репараций подлежала определению позднее);

·         конфискацию всей германской собственности и всех патентов за рубежом;

·         ограничение суверенитета Германии на железные дороги;

·         интернационализацию германских водных путей;

·         поставки продовольствия.[5]

Объем репараций Германии по Версальскому договору составил до вступления в силу «плана Дауэса» 56,6 млрд. марок, по плану Дауэса - 8 млрд., по плану «Юнга»-3,1 млрд. Из этой суммы 26,3 млрд. приходилось на долю Франции.[6]

Попытки ограбить и унизить Германию привели к вспышке ненависти. По мнению А.Тирпица, своим поведением в 1919 г. Антанта сама вынесла себе приговор. Целый народ, который в массе своей не может считаться виновным в ошибках правительства, был подвергнут англичанами, французами и их сателлитами тягчайшим физическим и моральным страданиям.[7] Дело шло неизбежно к войне.

Чтобы принудить Германию выплачивать немыслимые репарации и сломить ее, Франция 11 января 1923 г. оккупировала Рур. Последовали финансовый крах Германии и огромная безработица.

Во время оккупации Рура велась интенсивная пропаганда за отделение Рейнской области и образование независимой католической монархии в Баварии под вассалитетом Франции. К октябрю 1923 г. сепаратистское движение в Баварии достигло таких успехов, что, по указке Франции, 9 ноября премьер-министр Баварии решил провозгласить независимость. Это было как раз в пятилетнюю годовщину создания Германской республики.

Вывод:

Неразумность победителей, заставивших Германию принять целиком на себя вину за войну и оплатить ее стоимость, привели к вспышке ненависти. В дело вступили авантюристы и демагоги. Война фактически не была погашена. Осталось только ждать.

 

 




[1] Фуллер Дж. Ф. Ч. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Стратегический и тактический обзор. Издательство иностранной литературы, Москва. 1956 г., с.35.

[2] Кейнс Д. М., Экономические последствия Версальского Договора, Госиздат, М., 1924, стр. 26, 27.

[3] Никольсон Г., Как делался мир в 1919 г., Огиз, М., 1945, стр. 53.

[4]Фуллер. Дж. Ф. Ч Указ.соч. с.38

[5] Норден А. Указ.соч. с.195

[6] Анатомия агрессии. Новые документы о военных целях германского империализма во второй мировой войне -М.: Прогресс, 1975 .с.149

[7] Тирпиц А. указ.соч. -с.287


Рецензии