Благодарность

Мне девять лет.
Холодно. Начало февраля. Только что закончились уроки.
Зажав в руке двадцать копеек, я бреду по рынку. Рынок одно название. Просто – скученные торговые точки и ветхие, пустые ряды, расположенные на полпути между школой и домом.
Теряясь в догадках: на что истратить двугривенный, я поочерёдно склоняюсь от варианта «пломбир», на большой стакан семечек. Прицел не фокусируется. Час дня. Рынок почти пуст. У меня рождается гениальная идея взять одно фруктовое мороженое за десять копеек, а на сдачу – маленький граненый стакан семечек. Эта мысль приходится по душе, и я спешу к выходу.
- Пагады нэмножко, парень! – встает на пути торговец грузин.
Я послушно останавливаюсь. Никто из посторонних ещё не называл меня «парень». Знакомые и родственники не в счет – они неискренни.
- Падхады, сматры, что у меня ест… – притопывает на месте коченеющий южанин.
Чувствуя себя мужчиной, подхожу, внутренне собираясь. Гранаты… Одни гранаты и ничего больше.
- Сматры, какой товар! – хвастает продавец. – Вибирай!
Я не люблю гранаты. Абсолютно. Мне хочется мороженого и семечек. Однако просто уйти от приветливого торговца, стоящего на морозе ради меня, – неловко. Конечно, я всегда успею съесть мороженое сам и всласть полузгать семечки в компании, но когда еще со мною будут говорить на равных?
- Что, – степенно перебирает он плоды, – возьмешь нэмного?
Мне стыдно признаться, что обладаю мизерной суммой и, вместе с тем, жаль своего нового улыбчивого знакомого. Я переминаюсь на месте, совсем по-взрослому собирая складки на лбу.
- Да надо взять, кило… – слова сами срываются с губ. – Я скоро, одну минуточку, – чувствуя, как стыд заливает душу, поворачиваюсь к выходу, будто по какой мелочной надобности.
- Падажды, джигит! – радостно осклабился приезжий, – сколько у тебя?
Я, безусловно, понимаю, что не вернусь, ведь терять двадцать копеек – ой как не хочется, но достоинства терять не хочется тем более. Досадуя, пожимаю плечами:
- При себе – двадцать копеек…
- Давай! – кавказец щедрой рукой протягивает фрукт. – Не взвешиваю…
Ошарашенный необычной сделкой, я растерянно стою.
- Иды! – «отпускает» меня продавец. – Самый сочный вибрал, а! Витамины много! Будишь кушать, меня благадарить… Умный малчык, маладэц!
Продолжая стоять у прилавка, я смотрю в желтые глаза торговца. В руке, вместо приятной денежки, ощущается нелюбимый мною гранат. Я здорово расстроен. Особенно обидно унизительное «малчык» – и на ум приходит шальная мысль, достойная взрослого: «Сволочь! На двадцать копеек покусился...»


Рецензии
Не смотрю на развод, как на развод... Продавать ведь значит обманывать, как впрочем и покупать поддаваться обману.
Больше смотрю на вашу трогательность Горобец, вернее миниатюры...

Грофман   30.09.2009 15:37     Заявить о нарушении
На здоровье! Не важно - что и о чём, важно - как.

Виктор Горобец   30.09.2009 19:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.