Планы Гитлера в отношении Англии

2.2.5.Планы Гитлера в отношении Англии.

Положение Англии казалось очень серьезным, на первый взгляд безнадежным. Она была изгнана с европейского континента, оставив там все вооружение и оснащение своей армии. Единственный союзник Англии на материке был разгромлен и потерял к ней доверие. Германия угрожала высадить войска на Британских островах, успешная оборона которых представлялась весьма сомнительной.

После вступления в войну Италии Британия утратила господство на Средиземном море и вместе с ним прямой морской путь в Египет. Германские воздушные базы и базы подводного флота протянулись Нордкапа до Бидоссы. Британия должна была ожидать усиления морской и воздушной блокады.[1]

Гитлер 6 июля отдал указание начальнику генерального штаба фельдмаршалу Кейтелю и начальнику своего собственного штаба генералу Йодлю подготовить и в случае необходимости провести против Британии десантную операцию. Приготовления должны были закончить к 15 августа. Однако успешное проведение операции зависело от следующих условий, лишь выполнение которых, как явствует из директивы, делало высадку возможной:

необходимо настолько подорвать боеспособность английской авиации, чтобы она не смогла создать серьезной угрозы для переправы немецких войск через Ла-Манш;
должны быть созданы свободные от мин фарватеры;
-Па-де-Кале с обеих сторон, а также западный вход в пролив Ла-Манш приблизительно на линии остров Олдерни, Портленд должны быть прикрыты плотными минными заграждениями.[2]
Между тем германские вооруженные силы не имели опыта в проведении «амфибийных» операций. Одно лишь обеспечение необходимого тоннажа судов для переброски войск представляло собой проблему. Первые высадки планировалось осуществить вне портов на открытом берегу. Для этого требовались десантные суда, которые обладали бы достаточно хорошими мореходными качествами и были бы оборудованы для выгрузки моторизованных транспортных средств и особенно танков. Такого десантного флота не имелось, его следовало создать, используя все, что подходило для этой цели.[3]

В бельгийских и французских портах нашлось гораздо меньше судов, чем ожидали. Поэтому решили использовать также рейнские баржи, которые были пригодны для морских перевозок только при силе ветра не больше трех баллов. Военно-морскому флоту удалось собрать 168 транспортных судов общим водоизмещением 700 тыс. т, 1910 барж, 419 буксиров и 1600 моторных катеров, которые были распределены по всем немецким, голландским, бельгийским и французским исходным портам и, по возможности, оборудованы особым образом.

Для осуществления высадки в намеченном районе на побережье Бельгии и Северной Франции были сосредоточены две армии из группы армий «А» фельдмаршала фон Рундштедта, которые должны были первыми начать переправу. В состав первого эшелона входили тринадцать дивизий. За ними должны были последовать еще двенадцать дивизий. Соединения, выделенные для участия в первой высадке, предварительно прошли основательную специальную подготовку. Сухопутная армия считала себя способной осуществить высадку при условии достаточного прикрытия с воздуха и обеспечения района высадки с флангов военно-морскими силами.

Немецкая авиация численно превосходила английскую приблизительно в два раза, за исключением истребителей, для которых соотношение было не таким благоприятным, а личный состав германских военно-воздушных сил хорошо отдохнул после напряженных боев во время битвы за Францию. В результате завоевания Голландии, Бельгии и Франции базы ВВС приблизились к Англии и широтой дугой тесно охватили ее юго-восточную часть, что сильно увеличило глубину ударов немецкой авиации. Благодаря небольшим расстояниям до целей наступления можно было совершать по нескольку вылетов в день. Кроме того, широкое рассредоточение немецкой авиации в исходном районе затрудняло действия противника против ее аэродромов.

План действия германских военно-воздушных сил предполагал уничтожение истребители противника в воздушных боях и на земле, разрушение аэродромы, вытеснение их, по крайней мере, из Южной Англии, а затем соединениями бомбардировщиков, которым после уничтожения истребителей противника уже не потребуется прикрытие, нанесение ударов по всем важнейшим объектам.

С 8 по 18 августа осуществлялись налеты на конвои и прибрежные объекты, чтобы втянуть английские истребители в воздушные бои и уничтожить их. С 19 августа по 5 сентября - массированные налеты на аэродромы истребительной авиации в глубине страны, чтобы уничтожить самолеты на земле и втянуть истребители в дело. С 6 сентября - воздушные налеты на города, особенно Лондон, чтобы уничтожить запасы продовольствия и деморализовать мирное население.

Британская истребительная авиация, несмотря на численное превосходство противника, нанесла тяжелые поражение врагу. Широкое использование радиолокационных установок и густая сеть службы ВНОС давали англичанам возможность своевременно обнаружить приближение немецких самолетов.

Если самолет был сбит, англичане теряли только машину, немцы же — и машину и экипаж.

Радиус действия и продолжительность полета немецких истребителей были недостаточными, чтобы сопровождать бомбардировщики до цели и обратно. Истребители вынуждены были периодически сменяться, причем они не должны были также упускать из виду защиту своих аэродромов. По всем этим причинам и под влиянием необычной для этого времени года неблагоприятной погоды первые недели авиационного наступления не принесли ожидаемых успехов.

Потери стали так велики, что 3-й воздушный флот уже в конце августа перешел исключительно к ночным налетам. Хотя ночные действия английских истребителей оказались эффективными и англичане, сконцентрировав зенитные части вокруг столицы, сумели обеспечить в какой-то степени ее противовоздушную оборону, все же ночные налеты причинили серьезный материальный ущерб и привели к большим жертвам среди населения. Но все это не сломило волю англичан к сопротивлению. Устрашающие налеты не достигали своей цели. (Здесь скрыт очень важный психологический момент – ужас, который стал привычен, перестает быть ужасом. Он становиться декорацией драмы. А драма имеет зачастую и хороший конец – В.С.).

Затем было приказано систематически наносить удары по предприятии авиационной промышленности. 14 ноября 500 бомбардировщиков совершили налет на Ковентри. Немецкие самолеты осуществили бомбардировку в соответствии с планом и не понесли никаких потерь, но моторостроительные заводы остались почти невредимыми. Подобным интенсивным налетам неоднократно подвергался также и город Бирмингем.

Подготовка к высадке в Англии продолжалась, но поскольку ее осуществление зависело от завоевания абсолютного господства в воздухе над Англией, то постоянно откладывалось начало операции.

У Гитлера пропал интерес к операции, когда борьба за господство в воздухе над Англией была проиграна.

Но угроза вторжения имела в военном отношении большое значение. Осенью и в самом начале зимы англичане должны были тщательно взвешивать, какую часть своих немногочисленных вновь сформированных соединений и пока еще недостаточного количества самой современной боевой техники, особенно танков, они могли бы направить на другие театры военных действий, а также сколько самолетов они были бы в состоянии для них выделить, не ставя при этом под угрозу оборону острова. Очень мешало им и то, что крупные силы флота были фактически скованы в районе Британских островов, в то время как ощущалась острая потребность в военных кораблях для охранения караванов и защиты морских коммуникаций.

Налеты немецкой авиации на Англию продолжались и в 1941 г. В апреле и в начале мая в результате воздушных налетов, повторявшихся часто несколько ночей подряд, были сильно повреждены важнейшие порты, вследствие чего их пропускная способность резко снизилась. Особенно тяжелые повреждения были причинены портовым сооружениям.

Только в налетах на Лондон участвовало: 20 марта 1941 г. — 310 самолетов, 17 и 20 апреля — 542 самолета, 11 мая — 380 самолетов. Наиболее успешным был последний налет. Разрушение водопровода и отлив на Темзе привели к тому, что многие пожары было невозможно потушить. Пять доков и многочисленные заводы и фабрики серьезно пострадали. Даже палата общин оказалась жертвой огня. Этим налетом закончились планомерные активные действия немецкой авиации против Англии.

Англию нельзя было победить ни путем молниеносной войны, ни посредством применения стратегической внезапности. К «войне нервов» она была хотя и не совсем нечувствительной, но благодаря своему энергичному премьер-министру в значительной степени стала невосприимчивой. Если она такую войну выдержит, то ей будет обеспечена растущая поддержка Соединенных Штатов. А за всем этим, по твердому убеждению Гитлера, настороженно следил Советский Союз. Поэтому Гитлер не бросил все силы против Англии — мысль о скрытом противнике на востоке с самого начала удерживала его от этого.

Вывод:

Существовал план германской высадки в Англии, осуществление которой зависело от завоевания господства в воздухе. Но интерес к операции пропал, когда выяснилось, что борьба за господство в воздухе над Англией проиграна.

Поскольку война начинала затягиваться, опасной становилась растущая поддержка Англии со стороны США.

Пришел черед Советского Союза, который расценивался как скрытый противник, выжидавший момент для нападения, и как олицетворение надежд Англии на сопротивление.

 

 




[1] Фуллер Дж. Указ.соч., с.115,116

[2] Дашичев В.И. Банкротство… T.I, С.648.

[3] Типпельскирх К. с.139


Рецензии