Читая книгу В. Вересаева Спутники Пушкина

Я как-то - теперь уже давно, наткнулся на книгу В. Вересаева "Спутники Пушкина" выпущенную в 1993 г. как ни странно издательством "Спорт". Очень интересно и поучительно было почитать это в 200-летнем юбилейном году Пушкина.

Например, оказывается, Грибоедов называл Пушкина мартышкой. Мне всегда было странно, что на уроках литературы, где оба классика изучались, никогда не упоминалось, были ли они знакомы. А ведь они были современниками.

А вот что пишет Вересаев о декабристе Мих. Серг. Лунине. «Он создан был из материала, из которого формируются революционные борцы. Изумительный человек, умница, разносторонне образован, человек чести, никого не выдал. Тем интереснее отметить, как искривляется сознание даже таких людей под влиянием их классово привилегированного происхождения. До осуждения Лунин был богатым человеком, владел не одной сотней душ крестьян. Членам своим Тайное общество рекомендовало освобождать принадлежащих им крестьян. Лунин своих крестьян не освободил, но оставил духовное завещание на имя двоюродного брата, что где поручил ему в течение 5 лет после своей смерти провести осбождение всех крепостных. Условия освобождения были самые суровые. «Уничтожить право крепостное над крестьянами и дворовыми, не касаясь земель, строений и имуществ вообще». Мало этого. Налагалась «обязанность в отношении доставления наследнику доходов». Когда после осуждения Лунина возник вопрос об утверждении завещания, пункт о закабалении помещику освобожденных крестьян вызвал возражения даже со стороны министра юстиции; «невозможно, – писал он, - дозволить уничтожение крепостного права с оставлением крестьян на землях помещика и со всегдашней обязанностью доставлять оному доходы».

Вообще из этой книги видно, как много в окружении Пушкина было людей с похожими талантами и темпераментом. Многие, как и Пушкин, не дожили до 40 лет. В общем, мне теперь кажется, что Пушкин, как мы его воспринимаем, это не человек, а эпоха. Произошло то, что часто происходит с исторической памятью: в нашей науке это называется квантованием. То есть из «кластера гистограммы» людей выделилась и осталась одна «мода».


Рецензии
У меня Мемориальное издание "Спутники Пушкина", выпущенная издательством "Советский писатель" в 1937-м году. И у меня складывается впечатление, что мы читали совсем разные книги. Начнём с того, что Грибоедов никогда не встречался с Пушкиным - потому никак не мог называть Пушкина мартышкой. И знакомы они не были... Пушкин, когда с армией Паскевича шёл в Эрзерум, то встретил телегу, в которой везли из Персии в Тифлис труп Александра Сергеевича, убитого при попытке защитить посольских женщин (смерть весьма достойная настоящего мужчины). Когда Пушкин спросил: "Кого везёте?", возница ответил: "Грибоеда". Пушкин описал эту встречу в своих путевых заметках "Путешествие в Арзрум". Кстати, это обычный каверзный вопрос, на которой все викторины отвечают "правильно" - "Бывал ли Пушкин за границей?". Два исполнителя из "Трёх мушкетёров" ответили на этот вопрос неправильно (один сказал, что не был, второй - назвал не ту страну и город), но получили всего 700 тысяч вместо миллиона. Организаторы викторины тоже не знали, что Пушкин единожды бывал за границей (именно этот случай).
Далее - не мартышкой, а "обезьяной с тигром" называли Пушкина его друзья - лицеисты.
И главное - надо отдать должное: в "Спутниках Пушкина" кроме "спутников по жизни" очень много "спутников просто по эпохе и по времени", с которыми Пушкин не пересекался никак.
Ну и наконец - рекомендую прочесть его же "Записки врача"... Как хорошо, что задолго до них я прочёл монографию Павла Игнатьевича Буля "Основы психотерапии", а через 20 лет сходил к нему на семинары - с тех пор я не испытываю боли, а только чувствую некоторый дискомфорт.

Владимир Аникейчев   17.02.2020 01:43     Заявить о нарушении