Балет - не болит
О том, что ее мама преступница, я узнала позже, но это не ошеломило меня.
Самое первое воспоминание.
Наташка сидит в кресле и смотрит на меня снизу вверх. Она говорит:
- Ты очень здоровая, очень, не как десятилетняя. Просто огромная. Тебя партнер не поднимет».
- А на фига он мне, партнер этот?! Я одна буду танцевать.
Я стою на пуантах и смотрю поверх Наташкиных книжных шкафов. Пуанты розовые, атласные, привезены Наташкиным папой из театрального магазина. Он такой смешной, ее папашка – в толстых очках и в клетчатых штанах, как клоун, и добрый. Я вижу микроскоп на шкафу – Наташкин дедушка знаменитый ботаник, собрание книг «Классики и современники», родители подписались. Еще вижу снежную дорогу в окне. По ней, поднимая маленькую поземку, бежит рыжий Наташкин Дружок.
Пуанты очень–маленького размера, но я стою мужественно, и, если у меня вообще есть слезы, они льются где-то внутри. Там, на высоте ста семидесяти сантиметров, мир чудесен.
Но пуанты не мои, не мои, – Наташкины. Надо отдавать – я сдираю атласные ленты. Наташкин папашка обещает привезти мне точно такие же – к новому году, когда поедет в Москву. «Какой у тебя размер?» – он смотрит огромными глазами сквозь линзы. «Не знаю». Краснею. Мне стыдно назвать свой размер.
Мы бредим балетом. Осенью записались в балетный кружок и нам купили синие спортивные купальники. Их приобретение было редкостной удачей. Жаль, купальники достались пятидесятого размера, а нам был нужен сорок второй.
…Она садится в читальном зале за последний столик. Руки у нее маленькие и ловкие, как у Наташки. Свет в зале желтый. Лицо библиотекаря бледное и измочаленное. Ей осточертели посетители. Самой охота немного почитать. А то, как всегда – сапожник без сапог.
«Советский балет», пожалуйста». Пачка журналов ложиться на стол.
…В хореографическом кружке мы похожи на лягушат. Вот наш портрет в зеркальном зале: глубокие вырезы купальников затянуты на шеях – внутрь мамы пропустили резинки, спичины ног в балетках, сшитых из старой простыни. Короткие стрижки под каре. Только Наташка - темная, я светлая. О, ужас! Она на голову ниже и тоньше.
А все действие напоминает лягушатник. Мы дрыгаемся и барахтаемся в музыке.
Увы! У меня нет слуха. И тонкие Наташкины ноги гораздо ловчей моих: «Вот так делай, вот так!» Она не жадная, у нее есть и слух и грация, но талантом не поделишься.
«Держим спину! Тянем носочек! Это у кого там в спину стреляет?! – орет худющая тренерша, похожая на десятиклассницу, – тогда нечего тебе вообще здесь делать. Дома на диване лежи», – она подпихивает сзади какую-то кроху.
Если я держу спину – падает что-то другое.
Пару раз чуть не откинулась сама тренерша, схватившая меня за ногу.
Почти каждый день я захожу за Наташкой, чтобы пойти в кружок. Я бегу к ее дому по дорожке наперегонки с рыжим Дружком. И Наташка стоит в своем незашторенном окне неимоверно высокая – она ходит дома в пуантах. У ее уха сияет в вечернем солнце микроскоп.
«Конечно, она будет великой балериной, – думала я. – У нее и дедушка ботаник, и папа инженер, и мама красавица. А я вырасту толстухой, буду мыть гримерку, распространять билеты, если Наташка разрешит – мы ж подружки, в конце концов».
Балериной надо родиться. Напудренной, напомаженной куколкой, чтобы тебя вынули из коробки и поставили на носочки. Балерины не едят суп. Живут в шкатулках, и пахнут пудрой. В груди их вечно играет музыка. Все они – Плисецкая, Максимова, Алисия Алонсо, бесчисленные Павловы и Лиепы – Наташке почти как родственники. А я почему-то не могу их полюбить.
…Они живут в журналах «Советский балет» И «Театр». Наташкина мама поднимает глаза цвета осеннего неба.
Библиотекарше теперь хочется домой. Какой дурак придумал работать до семи? Дети ведь у всех. Уроки делать. И она совсем не смотрит на женщину с длинными волосами, не догадывается, что в руке та держит лезвие. И осторожно водит рукой, очерчивая фотографию по краю.
У Наташки роскошные альбомы с балеринами. Там их много – кострявых и весьма роскошных теток. Самые красивые сняты в лицо. Облезлые запечатлены в движении. Альбомы уже не вмещают их. Откуда? Тайна! Мучительно завидую.
Она повторяет слова: «Па-де-де-де. Фуэте. Гранд плие». Они тьфу для нее эти слова, а для меня темный лес. Мы пробуем меняться вырезками, но что там моя задрипанная коллекция по сравнению с Наташкиным шиком!
Событие века! К нам едет Саратовский балет. Мы идем вдвоем, Наташкины родители достали билеты. Правда, свобода эта относительна: куда бы мы ни отправлялись, там появляется Наташкин отец.
– Нечаянно шел мимо, вот решил, девочки, вас сфотографировать. Вставайте, вставайте. Вот так! – он виновато щелкает фотоаппаратом. – Может, мороженого?
Через минуту он уже суетливо сует нам стаканчики, а бесконечная очередь зло таращится на его клоунские штаны.
–Ну, папа, – укоризненно тянет Наташка, – иди домой, а?
…Живой балет «Лебединое озеро» разочаровывает меня. В голубоватом сиянии балерины напоминают снежных женщин, и на сцене будто зима. Сверху, как штора, свисает синяя марля. Я вспоминаю январские сумерки в своем окне. Представляю, что сугробы ожили и куда-то понеслись. В голове у меня образовался свой балет. И мне стало не до основного балета. Я захотела, чтобы наступил новый год. Вспоминаю про пуанты.
Кошусь в сторону. Наташку парализовало от счастья, она держит руку у сердца:
– Нет, ты видишь? Видишь? Это же знаменитая…
– Нет, конечно, не вижу, я слепая…, – я боюсь, что она грохнется в проход и ей вызовут «Скорую».
Включается свет. Все! Мы выходим на ослепительное солнце. Смотрим оцепенело на несущиеся троллейбусы.
– Ну как балет?
– Я не хочу сейчас говорить, – незнакомым театральным голосом отвечает вдруг Наташка. – Давай поговорим об этом позже.
Идем молча. На остановке Наташка обнаруживает, что потеряла рубль. Назад ей ехать не на что.
Какой рубль, мелочь – рубль, главное: мы видели «Лебединое озеро», Наташка блаженно улыбается и собирается идти пешком десять остановок. Я уговариваю ее вернуться и пошарить под сиденьями. Сдохнуть, что ли, теперь из-за этого балета?
Возвращаемся. Рубль найден.
Вдруг гаснет свет. Второе действие застает нас под стульями. Поистине счастливый день! Это был, оказывается, антракт.
Вечером нас ждет Наташкин папа – случайно шел мимо.
…Это наш последний совместный балет. Мы ставим его на траве перед моим домом.
У открытого окна играет проигрыватель с синей пластинкой. Мы изображаем пастухов: трубим в рожки и бежим нарочно с разных концов. Я не хочу быть мужчиной, но не смею возразить будущей Великой балерине.
Мой папа поливает огород. Он не знает, что такое пуанты. Он высоко держит шланг и грозиться облить нас, если не выключим дурацкую музыку.
– Прыжок! – Наташка выбрасывает руку, похожую на лебединую шею.
Я разбегаюсь и подпрыгиваю высоко-высоко, выше Наташки, выше себя, выше облаков. Но тут злой чертик выскакивает из табакерки и подставляет мне ногу.
Я ослепительно падаю и смотрю на небо. Там плывут балетные пачки. Отдельно от балерин. Ну и хорошо, что отдельно!
–Что? Голова? – Наташка склоняется надо мной
Она немного завидует. Я жертва балета. Я, как андресеновская танцовщица, сгорела в огне нашей лихорадки.
–Ты выздоровеешь, – говорит она одними бледными губами. – Мы перенесем премьеру на сентябрь. Глаза у нее огромные и виноватые, как у отца. Она сползает на траву, чтобы осмотреть мои ноги.
– Ненавижу балет, ненавижу, – шепчу я ей сквозь растущую боль.
– Это, как? – изумляется она. Не может быть. Нет! Нет! Ты ж в кружок… Ты ж фотографии у меня просила …, – бормочет, и, шатаясь, идет от меня в сторону калитки.
–Иди, люби свой балет! От меня отстань! – исступленно ору я. Вскакиваю и ковыляю к дому. Отец поворачивает голову:
–Допрыгались, лошади!
–Нормально все. Уже не болит! – сажусь на крыльцо и обхватываю руками колени.
… В сентябре мы идем в Дом пионеров и переписываемся в кружок рисования. Я рисую чуть-чуть лучше Наташки, и страшно не хочу, чтобы она об этом догадалась.
Наташкин папа, наконец, привозит из Москвы пуанты. Я мочу их под краном, и они расклеиваются. Все! Содержимое всех шкатулок рассекречено.
Вскоре раскрывается и тайны альбомных картинок. Их приносила Наташкина мама из городской библиотеки. Просто героиня! Если бы кто-нибудь об этом узнал, ее бы точно погнали с работы.
Я последний раз мучительно завидую Наташке. Какие у нее родители!
Если я бы попросила свою маму, она бы ни за что не покромсала журналы, забоялась бы, это точно.
Свидетельство о публикации №209042500851