Слово против хамства

   

   Вряд ли найдется на земле человек,не знающий,что такое хамство ,как и нет человека,который бы не сталкивался с хамством.
  Попробую дать определение этому распространенному в нашей жизни явлению.
  Хамство-это грубая,злая,самоуверенная сила,свободно гуляющая повсюду и подстерегающая нас в самых неожиданных местах, и бьющая нас по-хамски больно,оставляя следы от побоев
на самом ранимом месте-на душе человека. При встрече с хамством особенно сильно достаётся человеку интеллигентному,не умеющему противостоять неожиданному натиску грубой,словесной силы.
   
 А хамству именно это и надо-оно именно таких и выбирает,ибо знает наверняка,что его удар
достигнет желаемой цели и тем самым доставит удовлетворение нападающему хамству.
 
 Хамство-это всегда борьба без всяких правил.Для хамства все приёмы хороши. Но иногда и хамство допускает ошибку и нарывается на самого себя.Когда встречаются два хама и начинают хамить друг другу-это уже "бой" двух "профессионалов".И результаты от битья
 оба пожинают одинаковые.Оба испытывают наслаждение ,а не боль,удовлетворение от полученной разминки, и заканчивается такая словесная потасовка обычно признанием друг друга,выраженного с нескрываемым восхищением в их конечных репликах : " А ты хам!"
 " От хама и слышу!"
 
 Хамство я разделяю,в зависимости от того,что послужило поводом для хамства,на три вида:
 
  это БЫТОВОЕ ХАМСТВО ,возникающее даже в семейном кругу,не говоря уже об общественных местах-в транспорте, в магазинах,поликлиниках,да практически, в любом месте. И причины
 банальные -не так посмотрел,не туда встал,не то сказал,ненароком задел и так далее.
 Бытовое хамство было,есть и будет ,к сожалению,всегда.
 
 Второе хамство-это ХАМСТВО СЛУЖЕБНОЕ,возникающее на любом месте работы,где есть начальники и подчинённые.
Начальник,который не обладает чувством такта,высокой культурой и не отличается высокими моральными принципами,без зазрения совести хамит своим подчинённым,цепляясь без видимых причин или по пустяковому поводу то к одному,то к другому .

 И на всё его беспредельное чванство и хамство у него всегда наготове единственный,но внушительный довод-он начальник,а это "чин",с этим спорить не станешь. А ты кто?
 Подчинённый,а значит место твоё" под чином". Вот и не смей спорить 
с "чином",становиться рядом с ним, не смей быть умнее его, не смей вылазить наверх,ему
 и без тебя тесно от таких,как он сам или выше его,"чинов".
 
  Высшим чинам низший чин и сам прислуживать рад.И будет пресмыкаться перед ними,как и
 ты,подчинённый пресмыкаешься перед "его высочеством начальником". А не будешь угождать,
 терпеть "дурость" характера начальства,так и работы можешь лишиться.

Оказаться сейчас безработным, что может быть страшнее этого? Уж лучше запрятать подальше вглубь себя свои принципы,свою тягу к справедливости, к доказыванию своей правоты,и,
 в душе чертыхаясь и понося начальника-самодура, в лицо говорить ему только то,что тому
хочется слышать.

  На своем рабочем месте никогда не иди на поводу у своего характера,ибо это могут позволить себе только чины-от самого низшего и до самого высшего. И что ещё обидно,
окажись ты в конфликте с начальником,тебя никто из коллектива не поддержит,не встанет на
твою сторону,не бросится ради тебя "конфликтовать с чином". Все предпочитают отмалчиваться,если конфликт не касается непосредственно их.

 А потом мы удивляемся,откуда так много" дураков" в рядах властей разного уровня.
 Мы,смиренные подчинённые,сами на свои головы их породили. И сами же даём им пищу для процветания и укрепления их положения в чинах.
Потому-то и чувствует себя так вольготно хамство разных чинов.Такое хамство тоже
было,есть и будет всегда.
 
 А подчинённые оправдывают своё смирение небезызвестным всем народным изречением -" ты
 начальник-я дурак. Я начальник-ты дурак." Только  не подумайте,что я голословно обвиняю
 буквально всех начальников в хамстве. Ни в коем случае. Просто я сейчас говорю только о
 хамстве и тот ,кто к нему имеет отношение ,сам узнает себя по описанию.

  И третье-это НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ ХАМСТВО,достигшее своего апогея после распада Советского Союза и преобладающее в тех бывших республиках Союза,где национальность "русский" действует на коренную нацию,как красная тряпка на быка.
 
 Вот уж где раздолье хамству!Русский,да ещё и не владеющий свободно государственным языком,а значит и незаконно проживающий на их территории-это не человек,это ходячая
 мишень для хамства на любом уровне! Тебе не нравится быть мишенью,ты хочешь быть
равноправным человеком? Ну так и езжай туда,где тебя будут считать человеком,здесь тебя никто не держит! Ах, ты тут успел родиться,ну так значит твои предки в каком-нибудь поколении да обязательно были оккупантами и тебе это звание по наследству передали!

    Но я сама была бы ничуть не лучше любого хама,если бы огульно начала обвинять в националистическом хамстве всю коренную нацию.
 Нет, я исключаю из числа хамов всех тех людей,которые при оценке личности руководствуются в первую очередь такими критериями,как моральные принципы человека,его деловые,профессиональные качества ,и самое главное,- человеческие качества-порядочность,честность и так далее, и в самую последнюю очередь интересуются или вообще не интересуются за ненадобностью, национальностью человека...


        Еду в троллейбусе. Час пик. Едущих набилось столько,что ,как говорится,яблоку негде упасть. Вижу,одна дама пытается пробраться к дверям,готовясь,очевидно,к выходу.
 Но ей никак не удаётся пролезть сквозь плотное кольцо стоящих пассажиров.
Я инстинктивно ухватилась за её руку и легонько потянула вперёд в надежде,что таким образом помогу женщине выбраться к выходу.
Но дама вдруг как закричит,глядя на меня злым взглядом:
-Ты чего одежду рвёшь,а если я тебе порву,- вцепляется в рукав моего плаща,и тянет на себя.
 Сказано это было по-латышски.Я поняла её реплику,но растерялась от неожиданности,руку её только сразу отпустила и смущённо пробормотала слова извинения по-русски. Тогда
 из её уст полился целый поток слов в мой адрес:
   
   -Понаехали тут всякие,не протолкнёшься из-за них,да ещё и одежду рвут,-сама не отпускает рукав моего плаща. Кричит на весь автобус.

- Я тут родилась,-робко отстаиваю своё законное место рождения,надеясь в душе,что гневный выпад дамы против меня на этом иссякнет.Но нет,только масла в огонь подлила.
 Гражданка пустилась в исследования древа моих предков,добралась до самых корней его.
 И должна признать,родословную моих предков она знает намного лучше и глубже ,чем я.
 Потому и слушаю её лекцию молча  и внимательно,черпая сразу двойные знания для себя-
 и о предках своих,и языка государственного.
 Только вдруг доносятся до меня какие-то посторонние звуки.  Прислушиваюсь, а это,оказывается, не выдержали и " лопнули" нервы у других пассажиров.

 И они,кто по-латышски,кто по-русски ,и кто как  может ,кинулись наперебой объяснять виновнице их "лопнувших нервов" ,что вся одежда на ней целёхонька и даже нигде по швам не разошлась, в чем она может убедиться сама,посмотрев на себя со стороны.

Короче говоря,дали ей понять,что она"нехороший человек, "злой",одним словом "редиска".
 
  И дама,наконец, общими усилиями была лишена дара речи. А я была освобождена от цепких пальцев госпожи,правда, с незначительным ущербом для рукава.
 Но губы мои расплываются в улыбке,лицо озаряется светом радости,а душа переполняется
 благодарностью ко всем,кто оказался по одну сторону со мной, пусть и не в бог весть
 каком сражении,но всё же сражении против хамства...
 
   
 

 


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.