Системная ошибка номер четыре. Торговля спичками

       Летом 1991-го года, когда призрак грядущего ГКЧП уже зримо нарисовался в политическом воздухе страны, я, пользуясь благожелательным отношением  ко мне тогдашнего первого секретаря Ростовского обкома  В.Т.Суслина (затравили по судам и умер еще молодым шесть лет спустя), страницами выпускал в нашем «Молоте» дискуссии коммунистов и демократов.
     Причем, статьи демократов, например, депутата Верховного Совета СССР В.Н.Зубкова, ставшего затем представителем Ельцина в области, давались в газете без всякой правки и сокращений. Да и зачем? Я был тогда настолько уверен в своей правоте, что правка-сокращение материала моего политического противника унизила бы собственное достоинство.
     Их аргументы казались мне смехотворными.
     Что тогда было в центре внимания, так сказать, «общественности»? Привилегии высшего партийного и государственного аппарата. Назывались какие-то немыслимые суммы их зарплат. А я называл фактические зарплаты первого секретаря обкома и председателя облисполкома – 600 рублей в месяц. Плюс 100-200 рублей «представительских» в конверте, чтобы высокий чиновник не покупал для многочисленных посетителей чай и конфеты на свои деньги. Немало, конечно, но тогда уже директора заводов и многие профессора получали куда как больше.  И это абсолютно не сравнимо с доходами «верхнего» класса сегодня.
     Еще более смешными казались мне доводы нашей крикливой «образованщины».  Вот, говорили они, а вы знаете, как жил рядовой инженер до революции? Да, у него был полон дом прислуги! А я отвечал, что во-первых, инженеры в дореволюционной России насчитывались десятками тысяч, а не десятками миллионов, как в СССР, во-вторых, почему мой оппонент решил, что он был бы БЕЗ революции инженером, а не прислугой инженера.
     Вот, кричали оппоненты, Русь была богата и изобильна, хлебом торговала с половиной мира. А я говорил им о писателях-врачах А.П.Чехове, В.В.Вересаеве, которые с завидной регулярностью выезжали на ГОЛОД, спасать пухнущие от голода села. Что ж это за подлая страна была, спрашивал я, которая торговала хлебом, которого ей самой недоставало?
     Помню свой самый последний материал перед переворотом. Имея в виду ударный кулак «демократов» - образованщину, засевшую в сотне тогдашних ростовских НИИ, изнывавших от лени и с восторгом встретивших «революцию», я писал:
     «Когда закроется последний НИИ и безработный инженер пойдет торговать спичками на Ростовский базар, его проклянет народ, который он предал».
     Тогда я думал, что в моих словах содержится гипербола. (Помните безработного инженера из «Кремлевских курантов», который торговал спичками?)
     Но это случилось всё ДОСЛОВНО. Все НИИ закрылись и через год забыли, зачем они были нужны. И хотя эти инженеры не торговали спичками, а продавали турецкие шмотки на базаре – какая разница?
     А теперь эти недоумки еще по инерции льют грязь на советскую власть, которая дала им высшее образование. Лучше бы уж торговали спичками. Какая-никакая польза.


Рецензии
Когда я после института пришел на производство,меня распирало от гордости,что я - инженер.Вскоре это чувство было попрано,когда я увидел на двери,за которой помещалась копировальная машина "Эра"(были такие) надпись - "инженер-светотехник".Дореволюционный инженер в одиночку разрабатывал проект, составлял смету,организовывал производственный процесс,контролировал его - т.е. выполнял функции строительного подразделения.И в других отраслях была примерно такая же картина, отсюда и многомиллионная армия советских инженеров, с ударением на последнем слоге.Вот эти-то инженера и рванули в капитализм, в надежде быть зачисленными в "их благородия".Обломилось.
Извините, может я не по теме,но мысль эта свербит у меня уже многие годы...

Владимир Большаков 2   26.10.2009 17:43     Заявить о нарушении
По теме. Были еще инженеры по организации социалистического соревнования. То есть, партком, профком сами по себе, но кому-то и считать нужно было.

Евгений Касьяненко   26.10.2009 18:02   Заявить о нарушении
Вы забыли о сокращённых из-за начала развала производств инженерах.
На бирже труда инженеры не требовались. Я успела в 90-х годах поработать и главным бухгалтером небольшой фирмы и уборщицей бизнес-центра, потому что надо было кормить семью

Людмила Долгова 57   27.10.2009 11:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.