Часть II. Пять с плюсом. Глава 2 Сталкер

                Часть II.

                "Пять с плюсом"               

                Глава 2.

                Сталкер
               
     После кино поехали, как обычно, к Алику. Его двухкомнатная квартира на последнем, 16-м этаже полувысотного дома на Проспекте Мира, редко пустовала. Трёхметровые, с гаком, потолки, лестницы с лаковыми перилами, огромные подъезды, холлы на этажах, скоростные лифты. Это был дом для номенклатурных работников среднего звена. Более ответственные обитали на Арбате, на Кутузовском или в сталинских высотках. Самые ответственные – на закрытых дачах. Но не качество дома было основной притягательной силой. Главным было то, что Алик уже давно, с шестнадцати лет, практически, жил в этой квартире один. После того, как скоропостижно скончалась его мать, ответственный работник министерства финансов, младшего брата забрала к себе их бездетная тётка. Отец умер ещё раньше, когда Алику было всего 12 лет. Близкие друзья чувствовали себя у Алика, как дома.
     Даник, Алик, Света, Люба, Борис, Саша. Они придумали название для своей компании – «пять с плюсом». Плюсом считали Сашу, потому что он не был астрономом, хотя и любил звёзды. Саша учился на экономическом факультете и жил по соседству с Аликом. Они дружили с детства и не расстались, повзрослев, став студентами.
     Слухи о новом фильме Андрея Тарковского «Сталкер», на котором режиссёр, якобы,  даже получил инфаркт, ходили уже давно. Ещё в прошлом году один знакомый попал на закрытый просмотр на Мосфильме. В его изложении, ничего подобого в Союзе ещё не снимали. Правда на книжку похоже не очень, но всё равно здорово. Фантастику Стругацких в их компании любили. Особенно всё, что как-то связано с космосом, внеземными цивилизациями. «Далёкая Радуга», «Трудно быть богом», «Пикник на обочине» – были  для молодых, как глоток свежего воздуха, пусть искусственного, в тихо-застойной атмосфере поздней осени «развитого социализма».
     Завела всех Лиза. Точнее она растормошила Алика, и уже вместе они подговорили всех остальных, включая Боба. «Премьера, нельзя пропустить». Билеты достать было трудно. Фильм разрешили показать всего в четырёх кинотеатрах. Боб попросил отца и тот организовал «бронь»  в лучшем, «Россия», по линии Академии Наук. Алик, на всякий случай, поехал за билетами с утра.
    Утренняя, промытая, майская Москва за ночь переварила ядовитые газы и дышала свежестью. Очередь в кассу уже завивалась по бульвару, приближаясь с тыла к обсиженному голубями памятнику Пушкину. Тех, кто шёл к кассам мимо, в очереди не любили. Однако и число внеочередников, имеющих бронь, тоже была немалым. Когда Алик наконец, согнувшись, засунул голову в окошко с надписью «Администратор», выяснилось, что на удобный вечерний сеанс билеты уже кончились. Чья-то «бронь» оказалась крепче. Взял, что досталось – 6 билетов на сеанс 15:30, и тому был рад. Весь день переломан, а идёт сессия и послезавтра важный зачёт. Ну что ни сделаешь ради друзей и любимой девушки!  Придётся не поспать, после отоспимся. Наивные мечты.
     Из кинотеатра вышли около шести. Расходиться не хотелось. Алик предложил всем поехать позаниматься к нему, правда не уточнил чем именно. Единодушно двинулись к нему. Как-то само собой получилось, что по дороге скинулись, купили выпивки-закуски. Точнее, выпивки и что-то закусить. Ещё в кино ребята в буфете выпили по бутылке пива. Так что начало было уже положено. В магазин пошли Саша и Борис. Алик с Лизой и Даник с Любой остались ждать их на Тверской. Ребята вернулись быстро. Боб умел находить короткие дороги к прилавку. А, как известно, «в зоне прямой путь не самый короткий». Его мама была зам. директора ювелирного магазина и у неё было много знакомых в торговле. Некоторые знали Бориса.
- С хабаром вернулись?
- С хабаром, с хабаром. Гуляем, сталкеры.
- Как там в книжке: «с хабаром – чудо,  живой – удача , пуля мимо – везенье, остальное –   судьба».
- Вот-вот. Если бы не Бобовы знакомые, убили бы нас, наверное, в очереди. Народ от вида еды-выпивки к вечеру звереет.
- Эх ма! «На такой планете жить, зря время терять»
- А это откуда?
- Илья Ильф «Записные книжки».
- Ну, двинули, знатоки?
- Двинули. Дальше в зону – ближе к богу.
    Через несколько минут друзей поглотила бездонная утроба московского метро.
    Обсуждение начатое в шатком поезде было продолжено за столом. Ребята уже неплохо «посидели», были оживлены, легки в обращении и говорили наперебой, не стесняясь повторений.
   Тему вновь подняла Люба:   
 – Кино не для всех.
   Её поддержал Даник:
 – Тарковский вообще не для всех. Если кто не в теме – одно расстройство.
    Ребята подхватили:
 – Во многом знаньи много грусти.
 – Кто много знает, часто плачет.
 – Горе от ума.
    Люба уточнила:
 – Ну «Салярис», например, или «Андрей Рублёв» всё-таки понятней.
 – Может быть оттого, что фильм так сильно от книжки отличается?
    Тут не выдержал Алик:
 – Отличается? Да по-моему от «Пикника на обочине» вообще ничего не осталось. Только понятия «зона» и «сталкер».
     Саша уточнил:
 – От «сталкера» тоже мало что осталось. В книге - это авантюрист, вор, отчаянный парень.
    Лиза добавила:
 – Или кавбой, как в американских вестернах, который поезда грабит.
 – И это тоже. В общем, существо жадное, хищное и сентиментальное. Живёт простыми инстинктами А здесь – философ, фанатик.
 – Да и «Зона» непонятно что такое. Какие-то туманные опасности, неясно какие. И как это Учёный в Зону с бомбой прошёл, когда Сталкер говорил, что Зона с оружием не пропускает?
 – Действительно. А где «комариные плеши», «мясорубки»?
 – Или «ведьмин студень», «серебристая паутина», «ржавое мочало»? Ничего!
 –  «Золотой шар»  – загадочный, а тут какая-то прозаическая «комната».
 – Но суть-то одна – исполняет любое желание.
 – Суть может быть и одна, но в книжке Шухарт хотел получить за шар пол-миллиона зелёных, а зачем Сталкер в комнату лезет неясно, по крайней мере не за деньгами.
     Про деньги не мог не высказаться Борис:
 – А мне кажется, что Шухарт знает, что на самом деле шар никаких желаний не выполняет.
 – Это почему?
 – А потому, что если бы он был уверен, что шар желания выполняет, не стал бы он его кому-то отдавать за деньги. Прямо бы и попросил у шара денег, и не какие-то паршивые полмиллиона, а миллиард, например, или ещё больше.
    Лиза умело смягчила:
 – Как Солдат в сказке Андерсена «Огниво».
    Алик напомнил:
 – Ну, он там ещё ноги хотел вернуть Барбриджу.
      Саша завёлся:
– Всё равно нелогично, так что в книге тоже ляпов хватает.
    Алик ответил:
 – Критиковать легко. Делать трудно. Попробуй, напиши что-нибудь подобное, тогда и говори.
– А вот возьму и напишу. Что тогда?
– А мы тогда покритикуем.
– Договорились.  Только я может нескоро напишу.
– А мы тебя не торопим.
    Их прервал Даник
 – Знаете что мне в голову пришло?
 – Это прилично? – С невинным видом спросил Борис.
 – Боб, ты же всё равно разницы не почувствуешь – Не растерялся Даник.
     Люба улыбнулась. Борису это не понравилось. Он переспросил:
– Ну и?
    Даник спокойно продолжил:
– В фильме сталкер ищет в зоне себя.
– Как это?
– Ну, Тарковский потому и снял всё так непонятно, что это намёк на внутренний мир. Понимаете?
– Пока с трудом.
– Зона – это образ высших, сверхестественных сил. Комната – место где можно с ними общаться. У Сталкера выбор: либо оставить всё как есть и страдать, либо обратиться к высшим силам. Жизнь может измениться, но неизвестно какие будут последствия. Писатель просто хочет понять что это, не вмешиваясь. Учёный хочет разрушить всё, что выходит за границы обычного. Для него сверхестественного не должно быть.
– Ну а сталкер что?
– А сталкер – запутался, он слабый, сам решения принять не может. Он же знает, где комната находится. У него дочка больная,  жена недовольная, только что из тюрьмы  и вообще куча проблем. Что же он сам не пошёл и не попросил?
    Эта мысль растрогала Любу:
– Да, если уж не для себя, то хотя бы для жены. Как там, в книжке – « Счастье для всех даром и пусть никто не уйдёт обиженным».
– Вот именно. А он решение переложил на других, а когда те как-то поступили  – разочаровался в человечестве.
     Борис решил привлечь Любино внимание:
– Действительно, в фильме Сталкер из зоны ничего на продажу не выносит, что же он тогда туда ходит, жизнью рискует? Разьве что за смыслом жизни.
– Но Кайдановский хорошо сыграл.
– Все хорошо сыграли, и фильм хороший, только сам по себе, а не по книге.


Рецензии