Тролль Фридтйоф

(для школьных постановок)

Сцена 1.

(С разных сторон на сцену выходят доктор Диджей и доктор Классикус)

Диджей. Вау! Доктор Классикус!

Классикус. Доктор Диджей! Здравствуйте, коллега!

Диджей. Хай! Привет от старых штиблет!

Классикус. Это сколько же мы не виделись?

Диджей. Глядя на тебя можно подумать, в обед – сто лет.

Классикус. Не может быть! Я так скверно выгляжу?

Диджей. Да, старина, ты выглядишь на все сто.

Классикус. А вы, коллега, со времени нашей учебы в университете совсем не изменились.

Диджей. Это потому, что я – реальный пацан. Отсутствие вредных привычек и спорт – бодрость и молодость на сто лет вперед!

Классикус. А я, знаете, вот что-то совсем... кхе-кхе... Надо бы, надо бы.... и мне... А вы сейчас куда?

Диджей. К пациенту. Молодой тролль Фридтйоф болен. Вот, пригласили.

Классикус. И меня тоже. Видимо, серьезно болен. Вы не знаете, что с ним?

Диджей. Конечно, это врачебная тайна...

Классикус. Но меня пригласили! Я - врач! Меня вызвали спецтелеграммой!..

Диджей, Классикус. (вместе, но с разными интонациями) ...доктор должен знать историю болезни!

Диджей. ...поэтому, я расскажу. Эй, барабанщики! Ритм!

(ансамбль барабанщиков играет нечто ритмичное)

Диджей. Прекрасный тролль Фридтйоф
Влюбился в Ингиборг...

Классикус. В троллиху?

Диджей. Нет, в троллессу.
Она была прелестна,
И ответила ему.
Когда играли свадьбу
Прорицательница...

Классикус. Наша вечная Вёльва?

Диджей.  Ага! Фридтйофу с Ингиборг
Предрекла беду.
Забыв о предсказанье
Молодожены-тролли
На шаре, на воздушном
Отправились в круиз.

Классикус. Но это же опасно!

Диджей. Вот это и прекрасно!

Классикус. На нем разбиться можно!

Диджей. Экстрим - вот это жизнь!
Фридтйоф и Ингиборг -
Они не из пугливых.
Кто сможет отказаться
Увидеть сверху мир?

Классикус. Леса, озера, фьорды?

Диджей. Ага! И петь от счастья -
Фридтйоф запел от счастья
От счастья и любви.

Голос Фридтйофа. (в сопровождениии струнного камерного ансамбля)
В Фрамнесе прежде
Чрез фьорд я ездил, -
Чтоб Ингиборг видеть, -
На веслах, бывало,
Парусом в стужу
Правлю ныне...
Гоню по зыби...

Классикус. Эту песню я знаю. Она из саги о Фридтйофе Смелом. И музыку знаю - это _______ (Рувим Пергамент, Гельмер-Райнер Синисало, Эдвард Григ и т.д.)

Диджей. Ага. Точно! Правда, прикольная? Плохо только, что не ложится на рэп.

Классикус. Позвольте, коллега. А что же наш Фридтйоф? Что было дальше?

Диджей. А дальше случилось вот что!
Фридтйоф и Ингиборг на шарике летели,
А на горе, на скалах, рос бледный эдельвейс.
"Какой цветок прелестный, - воскликнула невеста. -
Фридтйоф, смотри, как нежен.." "Ну, Ингиборг, держись! -
Фридтьйоф нажал на клапан. - Его тебе добуду!"
"Прошу тебя, не надо! Пускай растет, где рос!"

Классикус. Но это же невозможно! Это же противоестественно! Эдельвейс занесен в "Красную книгу", а тролли – ее лучшие защитники! Во всяком случае, у нас, на Севере. Это же все знают. Сорвать эдельвейс! Такая нелепая мысль Фридтйофу даже не могла придти в голову! Я вам не верю!

Диджей. Вот в том-то все и дело! Фридтйофа от любви так заколбасило, что он начисто забыл обо всем. Натурально снесло крышу!

Классикус. Боже мой... Боже мой... Неужели сорвал?! Это даже невозможно представить!

Диджей. Напрасно Ингиборг просила, умоляла.
Фридтйоф был непреклонен: направил шар к скале!
Он из корзины шара свесился по пояс!..

Классикус. И что? Что?! Я отказываюсь верить!

Диджей. Он руку протянул к цветку!..

Классикус. Не может быть!

Диджей. И...

Классикус. И?!

Диджей. И выпал из нее.

Классикус. Из кого "нее"?

Диджей. Из корзины.

Классикус. Из какой корзины?

Диджей. Корзины шара. Под воздушным шаром подвешиваются такие корзины для пассажиров.

Классикус. Я так и знал!

Диджей. Что ты знал?

Классикус. Я так и думал! Я был уверен: варварство и вандализм безнаказанными не остаются!

Диджей. Ага! Эт точно!
Без тролля, без Фридтйофа, шар стал намного легче.
Он взмыл куда-то в небо и Ингиборг унес.
Фридтйоф со скал скатился, ударился о что-то,
Без чувств упал в болото и пролежал в нем год.

Классикус. Год?! Целый год? Позвольте, коллега, откуда же вы все это знаете?

Диддж. Как обычно: сорока на хвосте принесла.

Классикус.  А Ингиборг? Что с ней? Сорока о ней ничего не говорила? Надеюсь, с ней все в порядке?

Диджей. С кем, с сорокой?

Классикус. С Ингиборг!

Диджей. Этого никто не знает.

Классикус. Какой кошмар! Что же теперь с молодым троллем?

Диджей. Парамнезия. Частичная потеря памяти. И апатия.

Классикус.  В чем же это выражается?

Диджей. Он помнит, что у него была Ингиборг. Помнит, что они поженились. Помнит, что они летели на воздушном шаре. Помнит, что он во всем виноват. Но! Не помнит в чем конкретно он виноват - раз! Не помнит, что надо делать в подобной ситуации - два!

Классикус. Позвольте, а вы...

Диджей. Я не закончил...

Классикус. Ах, извините...

Диджей. От всего вышеперечисленного, за год лежания в болоте у него развилась полная апатия. Он не желает никого слушать, он не желает никого видеть. И – самое ужасное – он действительно никого не видит и никого не слышит. Хотя слух и зрение в полном порядке.

Классикус. Какой тяжелый случай. Может быть даже смертельный. Как вы думаете, коллега?

Диджей. Этого ни в коем случае нельзя допустить! Фридтйоф и Ингиборг - последние молодые тролли! Если Фридтйоф умрет или они с Ингиборг больше не встретятся, то троллий род закончится, и на земле не останется ни одного тролля.

Классикус. А Шрек?

Диджей. Что, Шрек? Шрек - компьютерный тролль, виртуальный. Этих - полнo. А из живых - только Фридтйоф и Ингиборг. Пойдем, пойдем. Нам пора. Да и я что-то застоялся.

(уходят)

Сцена 2

(ансамбль барабанщиков играет "Шаманский танец", выходят Ингиборг и Вёльва)

(далее диалог сопровождается музыкой гитары или кантеле)

Ингиборг. Здравствуйте, добрая женщина.

Вёльва. Хм. Ну, здравствуй, Ингиборг.

Ингиборг. Откуда вы знаете, кто я такая?

Вёльва. Эка невидаль! Я, милая моя - Вёльва, прорицательница. Я живу целую вечность и все про всех знаю. К тому же, в этих краях троллихи не водятся.

Ингиборг. Я - троллесса!

Вёльва. Троллессой ты была год назад - до своей свадьбы с Фридтйофом. А после свадьбы ты - троллиха. Между прочим, троллиха Ингиборг звучит ничем не хуже, чем троллесса Ингиборг.

Ингиборг. Ах, миленькая Вёльва, возможно вы и правы...

Вёльва. Но, но! Полегче! "Миленькая"! К прорицательницам так не обращаются. К тому же, я старше тебя на целую вечность - я не привыкла скрывать свой возраст, как это делают некоторые женщины. Конечно, я права. Как можно в этом усомниться!

Ингиборг. Уважаемая Вёльва, прошу вас, извините меня. Но если вы все знаете, то может подскажете, где сейчас мой Фридтйоф, и как мне вернуться домой? Я уже год брожу в этих краях и никак не могу выбраться..

Вёльва. Ха, дорогая моя! Для троллихи... Впрочем, для любого, но для троллихи особенно - дом везде! Любое место, к которому ты будешь относиться как к своему дому, станет твоим домом. Но даже самый лучший и родной дом может стать чужим, если ты в нем кого-нибудь обидел или проявил неуважение.

Ингиборг. Спасибо, многоуважаемая Вёльва. Я с удовольствием запомню ваш совет, но все же... все же мне очень хочется увидеть моего Фридтйофа.

Вёльва. Боюсь, что вам не судьба быть вместе. Я же вас предупреждала: тролли не должны летать на воздушных шарах, они не должны отрываться от земли - ведь они ее охраняют. И уж тем более пытаться совершить такой дикий и бессмысленный поступок! Даже - преступление! Подумать только: пытаться погубить эдельвейс!

Ингиборг. Вёльва, простите его!

Вёльва. Да я-то здесь при чем? Кто я такая, чтобы кого-то прощать или наказывать! Я всего лишь прорицательница. Но даже я не знаю, чем все это закончится. Все зависит от вас двоих. От тебя, Ингиборг, и от Фридтйофа. А теперь, прощай!

Ингиборг. А мне куда идти? В какую сторону?

Вёльва.  До чего непонятливая! Я же сказала: в любую. Если у тебя есть настоящее желание куда-нибудь придти, туда приведет любая дорога.

Ингиборг. Но у меня есть желание: найти Фридтйофа.

Вёльва. Вот и иди. (уходит)

(Ингиборг в раздумье уходит в противоположную сторону)

Сцена 3

(циркачи выполняют акробатические номера, Классикус озабочен, Диджей замер в восторге, Фридтйоф безучастен)

Классикус. (прерывает выступление) Нет-нет! Вы же видите, доктор Диджей, это все бесполезно! Это не лекарство! Это не панацея!

Диджей. Классикус, но ты же сам настаивал на шоу-терапии! Ты вот даже рецепт выписал! (читает рецепт) Развлечение - от апатии лучшее лечение!

Классикус. Да, выписал! Вы сами прекрасно знаете, коллега: развлечения бывают разные!

Диджей. Ага! (игриво-жеманно) Прелестные, ужасные.

Классикус. Что вы, в самом деле! Вы, коллега, сами прекрасно знаете какие. Такие, чтобы самому хотелось включиться. Фридтйоф ведь не может включиться в эти цирковые номера.

Диджей. А пусть попробует!

Классикус. А он не хочет! А вот, скажем... кому-нибудь подпеть он может захотеть.

Диджей. Классикус, ты заговорил стихами! А ну-ка, выдай-ка нам рэп!

Классикус. Да ну вас, коллега! Я говорю абсолютно серьезно, а вы все шутите. Давайте пригласим хор. Пусть споет что-нибудь возвышенное.

(приглашают хор. Хор поет _________ скажем, "Ave Maria" Ф. Шуберта)

Диджей. А что-нибудь поживее у вас в репертуаре есть?

(хор поет __________ к примеру, "Вместе весело шагать по просторам")

Классикус. (в отчаянии заламывает руки) Нет, это невозможно! Фридтйоф, может вы сами хотите что-нибудь сыграть? На музыкальном инструменте?

Диджей. Он не умеет. Вообще, довольно скучный тролль.

Классикус. Так давайте его научим! Может он захочет.

Фридтйоф. (неожиданно для всех) Может.

Диджей. Во! А чё! На домре! Клево! Прикольно! Эй, сюда!

(выходят домристы. Соревнуясь кто лучше играют: мальчик - "Старую карусель", девочка - "Калинку", возможно, вместе - "Танец маленьких утят". Классикус пускается в пляс, Диджей в восторге стоит на голове, Фридтйоф засыпает)

(К домристам присоединяется эстрадный ансамбль, играют "Немое кино". Фридтйоф спит, Классикус и Диджей в виде пантомимы совещаются, что делать дальше. Решают, что надо вести Фридтйофа на поиски Ингиборг)

Сцена 4

(полумрак, эстрадный ансамбль играет Э.Грига, вероятно, песню Сольвейг. Ингиборг, спотыкаясь бредет по сцене, присаживается на камень. Как из-под земли появляется Вёльва)

Вёльва. Что, Ингиборг, нашла свой дом?

Ингиборг. Ах, Вёльва, это вы? Здравствуйте.

Вёльва. Здравствуй, здравствуй.

Ингиборг. Прошлым летом вы мне сказали, что если хочешь куда-то придти, можно идти в какую угодно сторону, и любая дорога выведет тебя в нужное место. Я вас правильно поняла?

Вёльва. Совершенно правильно.

Ингиборг. Я очень хочу придти к Фридтйофу, но до сих пор не пришла. Почему? Если вы пошутили, то очень жестоко...

Вёльва. Запомни, Ингиборг. Прорицательницы не шутят. Ты забыла об одном условии. Я тогда сказала: все зависит от вас двоих, от тебя, Ингиборг, и от Фридтйофа. Вот так-то! (исчезает)

Ингиборг. От Фридтйофа! Неужели он не хочет меня видеть? Может он меня разлюбил? Фридтйоф!

(Ингиборг уходит. Ансамбль аккордеонистов играет "Голубую луну")

Сцена 5

(бодрый Классикус и немного оживший Фридтйоф ведут под руки изможденного Диджея. Фольклорный коллектив поет "Вересок" и "Скоморошину", постепенно вовлекая в действие Фридтйофа. Классикус резвится от души, Диджей без их поддержки падает)

Диджей. Классикус, я больше не могу! Мы уже больше трех лет ищем Ингиборг! У меня закончились силы!

Классикус. А клятва Гиппократа! А врачебный долг! Смотри, апатия  у Фридтйофа почти прошла! Его шаг стал уверенней!

Диджей. А мой - нет! Я себе уже ноги стер почти до колен!

Классикус. Эй, ты же реальный пацан! Отсутствие вредных привычек и спорт - здоровье и бодрость на сто лет вперед!

Фридтйоф. (внезапно кричит) Ингиборг, где ты?! Я иду к тебе!

(запевает в сопровождениии струнного камерного ансамбля)

Даже друг друга не видим;
В дальнем мы западном море.
Так стало, точно сеют
Тлеющий пепел по водам.
Волн лебединые взлеты
Все выше курган вздымают.

(выходит Ингиборг)

Ингиборг. Я слышу песню Фридтйофа Смелого! Ее всегда пел и мой Фридтйоф! Где ты? (видит Диджея, наклоняется к нему) Кто ты, слабый человек? Тебе надо больше заниматься спортом и двигаться, чтобы быть таким же сильным, как мой Фридтйоф. Но нельзя рассчитывать только на физическую силу, как это сделал твой попутчик (указывает на Классикуса), тебе надо воспитывать свой дух, чтобы уверенно переносить все невзгоды, что выпадут в твоей жизни.

Классикус. Извините, дама, но нам сейчас некогда развлекаться разговорами. Мы очень торопимся. Нам просто необходимо вылечить одного больного. Оркестр, прошу вас, пройдите сюда. (приглашает духовой оркестр)

Ингиборг. (указывает на Диджея) Кого вылечить? Его?

Классикус. Нет, что вы! Доктор Диджей здоров, как бык. Не правда ли, коллега?

Диджей. (хорохорится перед Ингиборг) Сейчас чучу отчебучу, сейчас чачу скукарачу.

(духовой оркестр играет "Кукарачу". Диджей танцует из последних сил, теряет сознание)

Классикус. Вот видите, какой здоровый. Нет, нам необходимо помочь этому больному. (указывает на Фридтйофа, пытавшегося вместе с циркачами под "Кукарачу" выполнить какой-то сложный акробатический трюк).

Ингиборг. Фридтйоф!

Фридтйоф. Ингиборг! Наконец-то я нашел тебя!

Диджей. Это я ее нашел. (вновь теряет сознание)

Классикус. Получается, и я тоже! Приободритесь, коллега! Побольше оптимизма! Нас ждут новые больные! Начать можно, например, с вас. Что вас, коллега, беспокоит?

(все участники спектакля поют "Сказку о чудовище")


Конец

(октябрь 2007)

Первая постановка: "Детская школа искусств" г. Петрозаводск, апрель, 2009
(в рамках фестиваля музыкальных детских коллективов "Золотые ключики")


Рецензии