Николай

Это история случилась совсем недавно. В ноябре месяце. Ноябрь был дождливым, пасмурным, хотя печальную землю уже давно должно было накрыть белоснежное одеяло. Но снег не падал…
Я шел с работы. Погода была отвратительная, непереставающий дождь  был повсюду, покрывая дороги огромными лужами, а пронизывающий ветер проникал под одежду. А я как назло не взял даже зонта! Шагая по лужам, я думал только о том, как поскорее добраться до дому, и ни на кого не смотрел. Проходя мимо магазина, все же решил купить на вечер что-нибудь покушать. Когда я подошел к супермаркету, то увидел маленького мальчика лет шести. Он сидел на бетонном фундаменте, одетый лишь  в резиновые синие сапожки, легкую курточку и вязаную шапочку на голове. Я остановился и взглянул на него.. Мальчик увидел, что на него обратили внимание и тоже посмотрел на меня, не отводя своего взгляда. В его глазах была такая грусть и отчаяние, несвойственные его возрасту, что они заставили меня остановиться. Я был уверен, что он не ждет кого-то, а просто сидит от безнадежности…
Я подошел к мальчику, поздоровался. Он ответил тем же. «А чего ты сидишь, - спросил я его, - ты кого-то ждешь?» Мальчик внимательно посмотрел на меня, наверное, он не ожидал, что я подойду к нему и заведу с ним беседу. Он не ожидал, что придется отвечать на мои вопросы.. Мальчик посмотрел на меня и с какой-то растерянностью сказал: «Да нет, просто гуляю!» Услышав, его ответ (хотя  было немного странно, что маленький шестилетний ребенок гуляет так), я зашел в магазин. Был час пик, и там была большая очередь, в которой пришлось простоять минут тридцать. Выйдя из магазина, я увидел, что мальчик продолжал сидеть на бетонном покрытии фундамента. «Странно, - подумал я про себя - столько времени прошло, а он все сидит на том же месте». И подошел к нему. Спросил, - «Как тебя зовут?» Он, посмотрев на меня, смущенно сказал: «Коля!» «Значит, Николай» - подытожил я и улыбнулся. Он улыбнулся в ответ. Тут мой взгляд упал на его руки: Коля был без варежек, и его руки были красные от холода. «Николай, ты же уже совсем замерз» - сказал ему я. «Да, нет» - ответив мне, мальчик отпустил голову, чтобы посмотреть на руки. «Коля, пошли со мной?» «Куда?» - ответил он вопросом на вопрос. «Домой, - пояснил я, - ко мне домой» Мальчик задумался. Я не стал ждать ответа, позвав еще раз: «Пойдем, пойдем, чего так сидеть! Я  тут неподалеку живу, вон в том переулке» - и показал на соседний дом рукой. Мальчик неохотно, очень неуверенно встал и побрел за мной, волоча ноги. Как будто он не хотел идти, а может даже и хотел, но стеснялся чего-то.
Мы пришли ко мне домой. Коля стоял у порога, переминаясь с ноги на ногу, и не решался зайти. «Раздевайся и проходи!» - сказал я ему. Только после этого он стал стягивать с ног свои сапожки: сначала стянул с левой ноги, а потом и с правой успешно справился. После чего снял свою курточку и повесил ее на ручку входной двери.  Николай осторожно прошел в большую комнату, где у меня была гостиная (там я обычно отдыхал, читал книги). Он стал с любопытством осматривать эту комнату, тут его внимание привлекли картины, которые висели у меня на стене. Мальчик вкрадчиво смотрел на эти шедевры, изображавшие застывшую на миг природу... После этого его взгляд переместился на книжный шкаф. А пока он осматривался, я пошел на кухню разогревать кушать. Вернувшись в комнату, я увидел, как  Коля, стоя у шкафа, что-то негромко произносит. Оказалось, что он читал заголовок какого-то журнала. Я подошел и спросил его: «Ты уже читать умеешь?» Мальчик оглянулся, посмотрел на меня и тихо ответил: «Так, немножко!» «А кто этому тебя научил?» «Мама» - прошептал он и опустил голову. В эту минуту меня пронзила догадка, что в его такой еще маленькой жизни произошло что-то непоправимое, гнетущее его. Глядя на грустное лицо Николая, я решил пока не задавать ему больше вопросов, и мы просто помолчали… В тишине квартиры не молчали только часы. Они не хотели останавливать бега времени и упорно отмеряли секунду за секундой…
После продолжительного молчания я предложил Николаю поужинать вместе со мной. Мы прошли на кухню, где он сразу устроился у стенки рядом с окном. Я налил ему тарелку борща и подал ему: «Кушай, не стесняйся!» Немного освоившись, он взял в руку ложку и стал быстро поглощать суп. Он ел, а я смотрел на него и думал, какие же напасти выпали на долю этого мальчугана…
«А где твоя мама?» - осторожно спросил я его и тут же пожалел об этом: Коля посмотрел на меня такими грустными глазами, что мне передались его боль и отчаяние. Было видно, что этот вопрос очень расстроил мальчика, и он не хочет отвечать на него. Но все же, после минутного молчания, он прошептал: «В больнице». Задумавшись, я все же спросил: «А чем она болеет?» «Рак» - еще тише прошептал мальчик, и, опустив голову, перестал есть суп. «А отец, - упорствовал зачем-то я, - где он у тебя?» «Не знаю! - с отчаянием ответил Коля, - его и не было никогда!» Опять наступило молчание. После чего мальчик доел борщ, продолжая сидеть в том же положении и не сводя взгляда с большой, уже пустой тарелки из-под супа… Я отодвинул ее и налил ему чай. Напиток был очень горячим, поэтому  Коля пил его осторожно, маленькими глотками. В вазочке лежали конфеты и печенье, я подвинул ее к нему поближе и сказал: «Ты бери, бери, угощайся!»
Часы стали отбивать девять часов. Коля взглянул на них и на миг даже перестал жевать, оторопев, что уже так поздно, и куда-то заторопился. Быстро допив чай, он стал собираться домой. А я тем времени принялся перемывать за ним посуду. Обернувшись посмотреть, что там делает притихший Коля, то увидел следующую картину: мальчик, стоявший возле стола, маленькой, но хваткой ручонкой загребал с вазы все, что он не доел. Увидев, что я заметил его поступок, он остановился и растерялся от неожиданности. Ему было неловко, что я увидел это, да и мне тоже стало не по себе. Нет, мне было не жаль конфет или печенья, нет. Мне было неловко, что я не вовремя оглянулся и помешал мальчику. Он стоял и смотрел на меня, я на него. Я не знал, что ему сказать. Потом все же спросил: «Николай, ты голоден?» «Нет» - сказал он. «А кому это тогда?» «Сестре»- ответил он и опустил голову. Ему было стыдно, что так произошло. А я был потрясен заботой этого маленького мальчика о сестре. После небольшого молчания, я сказал: «Николай, ты бери, бери не стесняйся! Все бери!» Он приподнял голову и понял по моей улыбке, что я простил его. Сложив все сладости с вазочки в пакет и прижимая его к себе, Коля медленно вышел с кухни, а я тем временем вспомнил, что купил яблок и  быстро достал их из холодильника, вымыл и отдал ему. «Вот, - сказал ему я, - возьми яблок, с  сестрой покушаете!» Коля, посмотрев на меня, искренне поблагодарил за угощение. В ответ, смутившись, я улыбнулся ему, чтобы разрядить обстановку.
Я решил проводить мальчика. Мы оделись и вышли на улицу. Коля повел меня к себе. Жил он не так уж далеко, минут двадцать ходьбы от моего дома. Мы шли и ни о чем не говорили. Мальчик лишь крепко прижимал к себе пакет со сладостями, торопливо шагая по лужам. Так и шли, молча, пока не дошли до Колиного дома. Позвонив в звонок, Николай стал ждать. Немного погодя за дверью послышался шорох. Коля толкнул дверь: она была не заперта, и прошел в квартиру. Я последовал за ним и тут увидел маленькую девочку. На вид ей было года четыре. Она, увидев меня с Колей, растерялась и удивленно посмотрела на брата. После минутной заминки я обратился к девчушке: «Здравствуй! А как тебя зовут?» Она посмотрела на меня и ответила: «Здравствуйте! Катей» «Катюша» - подумал я про себя и стал разглядывать свою юную собеседницу. Катя была совсем не похожа на своего брата Колю. У нее были светлые вьющиеся волосы, а у Коли темно-русые и прямые. А вот глаза были одинаковые, необычайного небесно-голубого цвета. Доверчивые и в то же время не по-детски серьезные.
Проходить к ним я не стал, отдал только сумку с яблоками и подождал, когда они закроют за мной дверь. Коля перешагнул через порог и сказал: «До свидания!» «До свидания!» - повторила его сестричка, выглядывая из-за двери. «До свидания!» - попрощался я. Они тихонько закрыли дверь. А я все стоял и не уходил. Лишь удостоверившись, что все спокойно, и они закрылись на замок, я стал медленно спускаться по лестнице.
Вернувшись домой, прежде чем лечь спать, я долго бродил по квартире, размышляя о Николае. Когда же, наконец, улегся в постель и попытался заснуть, у меня ничего не вышло. Я продолжал  думать об этих ребятах, пока сон все же не завладел мной.
Наступило утро. Я открыл глаза и тут же зажмурился от яркого света. Этот свет был с моего окна. Я встал и подошел к окну: на улице выпал белый снег. Он был настолько белым, что его белизна слепила глаза. Солнца не было, но от этого снега было светло-светло…
Вечером после работы я решил проведать детишек. Зашел в магазин и купил им сладкое и фрукты. После чего прямиком отправился к Николаю и Катюше. Позвонив в дверь, я долго ждал, когда ее откроют, но она не открывалась! Позвонив еще и еще, я  негромко объяснял, кто беспокоит жильцов этой квартиры, думая, что дети могут испугаться незваного гостя. Но дверь так и не открылась. В квартире было необычно тихо, ни одного шороха. «Странно» - подумал я, - «Куда же они ушли?» Подождав еще немного, я бегом отправился к тому самому магазину, где встретил вчера Колю. Но там его не было. Я опять вернулся к дому Николая и снова позвонил в его дверь. Но было тихо! За дверью. Подождав еще немного, решил позвонить соседям. В одной из квартир дверь мне открыла женщина лет сорока пяти, одетая по-домашнему в халат: «Что Вам?» «Извините, а вы знаете жильцов  этой квартиры» - спросил я и показал рукой на соседнюю дверь, - «Там живут дети, Вы знаете, где они?» Женщина ответила, что они переехали совсем недавно, она не успела с ними познакомиться,  и никаких ребят не видела. И закрыла дверь.
Подождав еще немного на улице, я отправился домой. После этого дня я еще не раз побывал у дверей квартиры Николая и Катюши, и днем, и вечером, и утром, но так никого там и не застал. Я все думал об этих ребятах: где они, что с ними стало? Но ответа я так найти и не смог.


Рецензии
Странная история... А были ли эти дети? Спасибо за интересный рассказ! С уважением,

Галина Михалева   28.05.2009 00:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.