Узбеки и мировой кризис

– Чем объяснить внезапное смятение
и лиц растерянность? И то, что улицы
и площади внезапно обезлюдели,
что населенье по домам попряталось?
– Тем, что смеркается уже, а варвары
не прибыли. И что с границы вестники
сообщают: больше нет на свете варваров.
– Но как нам быть, как жить теперь без варваров?
Они казались нам подобьем выхода

Кавафис. (пер. Шмакова, редакция Бродского.)



Узбеки появились неожиданно и колоннами с нескольких направлений вошли в Москву. Неожиданность появления узбеков была тем удивительней, что об их скором пришествии стали говорить на улицах города еще несколько месяцев назад, а потом и по телевидению, в газетах, журналах, по радио – непрерывным потоком шла информация, что узбеки близко, что они уже пересекли экватор, или что колонны узбеков движутся по черноземью, проходят поля подсолнечников Краснодарского края, а иные сообщали, что узбеки преодолели арктические льды и скорым маршем движутся от Архангельска в направлении Золотого Кольца. Но все это были лишь слухи, много спекуляций и всякого нездорового интереса, так как время шло, и жизнь не менялась.
Разумеется, что после такого, ничем не подкрепленного информационного напора, в определенный момент настал период грубого отрезвления, даже безразличия, и когда в популярном телевизионном шоу ведущий N. с решимостью заявил, что узбеков вовсе не существует, он этими словами не вызвал в аудитории уже никакого оживления, только один профессор заметил ведущему ток-шоу, ссылаясь на достоверные источники, что все не так просто, как тот утверждает, однако аудитория осталась настороженно глуха к мнению ученого мужа.

И вдруг они появились! Узбеки вошли в столицу, и жители, не сговариваясь друг с другом, позабыв о своем прежнем глупом неверии, наскоро высыпали из домов, раскинули во дворах палатки и переселились в них со всем скарбом, зная наверняка, что узбеки разрушат все ветхие строения и построят хорошие новые дома. Это знание горожан, их уверенность в своих действиях были сродни древнему инстинкту, подобно тому, как, например, только проломившие скорлупу детеныши морских черепах бегут к океану.
Ожидания горожан оправдались: узбеки взялись за дело, а люди в палатках ждали окончания работ.
Жилые здания росли с ошеломительной быстротой в самые небеса. Горожане потирали от предвкушения чуда руки, обзванивали родню, рассказывали, как они вот-вот заживут в удобстве и неге.

Вскоре дома были построены, и настал черед приведения их в надлежащий вид, время для  покраски, побелки и всяких прочих дел, нам не ведомых, а ведомых одним узбекам, вроде установления сантехники, проведения электричества и т.п. И тут-то в один из дней узбеки пропали, исчезли, будто их никогда и не было.

Прошли первые томительные часы полной неизвестности, после чего оторопевшие москвичи стали спрашивать друг у друга, куда подевались узбеки? Но никто не мог сказать на это ничего вразумительного, и тогда повсюду начались стихийные митинги.

На одном из них некий оратор высказал мнение, что, возможно, во всем виновато глобальное потепление, что узбеки пропали из-за озоновых дыр…
Другой оратор парировал тем, что потепление ни при чем, а все намутил Запад, что из секретных американских лабораторий утек опасный вирус, который и привел к исчезновению узбеков.
Третий, зло ухмыляясь в сторону предыдущих докладчиков, убежденно доказывал, что дело в генной инженерии, что узбеки питались модифицированной колбасой, оттого и ушли…Но сей оратор был зло освистан, так как всякому известно, что узбеки ничем не питаются – такова их природа.

А между тем, за выступлениями и сходами народа подошла осень и вечерами стало холодать. В минуту отчаяния жители решили призвать священников, чтобы те совершили молебен. Долго священники произносили молитвы и обходили дома, не достроенные узбеками,  окропляя их святой водой, всматриваясь в пасмурное небо, но узбеки все не появлялись.
В ноябре посыпал снег. Люди стали терять надежду, и палатки охватил огонь семейных неурядиц. Назревала катастрофа. И когда горожане приготовились к худшему, родители стали оплакивать бедных своих детей за то, что с талантом родились не там и не в то время, а дети оплакивали самих себя - узбеки появились вновь так же неожиданно, как прежде пришли и ушли. Буквально за сутки они сдали квартиры под ключ, унесли весь строительный мусор, и опять исчезли. А горожане переселились в благоустроенные жилища и успокоились - сыто и бессмысленно.

Но тема узбеков не исчезла из умов москвичей вместе с тревогами, она заняла их настолько, что и в нашем микрорайоне (а что уж говорить о районах больших!), раз в неделю проходили дискуссии на тему: узбеки и люди. Мне это доподлинно известно, так как я лично присутствовал на одной такой дискуссии, и даже задал ведущему вопрос: «Являются ли узбеки просто узбеками или они сверхузбеки, и еще, приходят ли они к нам сами, или направляются на землю высшим разумом в кризисные моменты жизни человечества?» Этими вопросами я сорвал аплодисменты, а ведущий глубоко задумался и, говорят, спустя месяц-другой издал брошюру под названием «Цикличность появлений и исчезновений узбеков», на чем заработал солидный капитал, сильно возомнил о себе и  уехал на пмж в Лондон, искать скрытый в тесных кварталах от постороннего взгляда мифический город Tashkent.


Рецензии
Да, с одной стороны - интересный новый поворот популярной темы.
Боюсь, и дальше москвичам без этих гостей не обойтись... Хотя бы для ремонта и уборки...

С другой - за спиной автора чувствуется традиция, пожалуй, и не одна... Первым мне пришел на ум Борхес...
Спасибо.

Николай Старорусский   19.04.2014 15:05     Заявить о нарушении
спасибо, но, думаю, что не Борхес, так как (извините) не читал, точнее, ну так, одним глазом, не пошло, и взялся опять за Кавабату, но традиция есть - разумеется. Отсутствие ненависти, улыбка.

Теймураз Твалтвадзе   19.04.2014 16:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.