Я, Гёссе, Жизнь. Игра в бисер

Данное произведение представляет собой рефлексию по поводу произведения Гёссе "Игра в бисер". Кто не читал - очень советую, найдите и прочитайте. А вот мои мысли по поводу произведения.

Мне давно советовали прочитать «Игру в бисер» Гёссе, и вот, этим летом я купила книгу и прочла. Читала взахлеб, поскольку главный герой – Йозеф Кнехт – оказался очень близок мне по духу. Я так же, как и он, ощущала в детстве свою исключительность. Это выражалось не в презрении к окружающим, но в том, что я чувствовала себя не в своей среде. Я понимала, что мне суждено, во-первых, жить не в деревне, а во-вторых, я знала, что буду заниматься творчеством. Я недоумевала, почему же мои одноклассники не думают и не чувствуют так же, как я. Кнехт тоже предчувствовал свою судьбу, он мечтал, и все, к чему он внутренне стремился в детстве, продолжало сбываться на протяжении всей его жизни. Даже когда с возрастом пришло понимание того, что движение по лестнице иерархии оставляет все меньше свободы, обстоятельства продолжали складываться так, будто сильное детское желание стать Магистром Игры дало столь мощный энергетический посыл, что оно должно было сбыться, во что бы то ни стало.
Йозеф Кнехт – персонаж очень глубокий; хотелось верить, что «Игра в бисер» – это реальное жизнеописание. Продвигаясь по служебной лестнице, и даже став Магистром Игры, он все же оставался всего-навсего одной из бисеринок Кастальской системы и использовался этой системой в кем-то тщательно продуманной партии. Но он сумел это понять и стал первым в истории Касталии, кто добровольно покинул свой пост. И только с этого момента он начинает жить в том смысле, что поступает так, как диктует его внутренний голос, а не Орден. И тут автор обрывает его жизнь. Можно много дискутировать о том, почему он это делает, но, вероятнее всего, он это делает потому, что разрушение существующих догм, совершенное Кнехтом – это и есть главная задача героя, которую он выполнил. А мы не станем забывать, что Кнехт – всего лишь литературный герой, образ, хоть и очень правдоподобный, но созданный автором, а Кастальский Орден – это мини-модель существующего мира с иерархией, которая ставит каждого на предназначенную ему ступень. Каждый стремится занять ступеньку повыше и каждый раз не удовлетворяется достигнутым результатом. А на людей, которые просто делают то, что им нравится, смотрят с презрением и жалостью. Об этом стоит задуматься. Гёссе показал утопичность и в то же время мощь этой системы. Она сильна, пока люди стремятся вверх по карьерной лестнице, полагая найти свое счастье на более высокой ступени, но может прекратить свое существование, когда придет осознание тщетности этого (что, конечно, маловероятно). Счастье БЕЗусловно. Для того чтобы быть счастливым, не требуется никаких условий, а те, кто считают, что станут счастливыми лишь тогда, когда (подставьте любое условие), вынуждены разочаровываться всю жизнь и продолжать «работать» на существующую систему, которая отнюдь не приносит морального удовлетворения. В погоне за должностью или очередным постом человек теряет себя, превращаясь в винтики, бисеринки, как угодно назовите, суть не изменится.
(весна 2008)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.