По дороге в школу

                По дороге в школу

Как-то по дороге в школу Леха остановил Мишку и спросил:
- Миш, а ты конфет шоколадных хочешь?
- Не знаю, может быть…
- А какие ты больше любишь: с начинкой или эти круглые ?..
- Круглые - лучше,- уверенно ответил я.
- Слушай, сейчас зайдем до «Клавки», я займу очередь, возьму спичек, а ты стань у окна и смотри, если что не так, дай знать – закашляй или запой. Понял?
- Понял, только лучше закашляю.
-Ну, как хочешь.
«Клавкой» в поселке называли продовольственный магазин на отшибе, то есть, на Ярах. Что может быть «не так» я не понял, но решил, что соображу по ходу, и согласился. Дело казалось не хитрым.
Магазин своей внешностью  мало чем отличался от обычного кирпичного дома; он своими большими  зарешеченными окнами выходил на улицу и,  вероятно, для придания казенного статуса, был густо побелен известью.
Поднявшись по ступенькам и миновав  небольшой коридор, мы вошли  в довольно большую комнату с витринами, прилавками и стеллажами вдоль стен.
Очередь была человек в десять-пятнадцать, Леха занял за пожилой тучной женщиной; за ним тут же стал опухший заспанный мужик, вероятно, с похмелья. Я отошел к окну, откуда был хороший осмотр комнаты-зала и очереди.
Отпускала сама Клавка, щуплая подвижная женщина с серым платком на голове. Очередь двигалась быстро. Я втайне мечтал, что Леха купит коробок спичек с необычной наклейкой, может быть такой, какую подарил мне на прошлой неделе. Наклейка была из толстой лощеной бумаги несколько большей, чем обычная. Она блестела синевой, а на фоне этой ослепительной синевы красовался Медный Всадник с колонной. Эта наклейка завораживала душу и манила мысли в дальнюю даль. Я с наслаждением рассматривал ее и просто так и через линзу.
«А вдруг повезет, и Лехе достанется коробок с похожей наклейкой», - размышлял я, осматривая витрину с килькой, макаронами и прочей снедью.
Подошла очередь женщины; она скороговоркой заказывала, утирая лоб краем платка, мужик нервно топтался на месте и поторапливал тетку. Лишь Леха молча и сосредоточенно рассматривал верхние полки над головой Клавки, перед которой стояли массивные весы, а за ними коробка с рублями и мелочью.
Женщина левой рукой складывала пакеты в сумку, а правой упираясь на прилавок перед весами, перебирала в голове, что ей надо еще купить. И тут я заметил, как сзади из-за ее толстой руки, мимо весов, поползла другая тонкая и неприметная. Она потянулась к коробке с деньгами, нащупала ее край, подтянула и сгребла горсть бумажных купюр, уползла назад.
«Чья рука ? - мелькнуло у меня в голове. –Лехина? Не может быть…»
Леха смотрел куда-то совсем в другую сторону, его лицо было  абсолютно спокойным, даже бесстрастным. «Неужели это он? – посомневался я. – А кто же еще, не дух же святой». Рука снова появилась, потянулась к коробке, сгребла бумажки, исчезла.
Я весь напрягся и от волнения вспотел. А вдруг сейчас Клавка заметит пропажу денег и поймет в чем дело, а вдруг мужик увидит и схватит Леху за руку. Леху и меня поведут в школу, вызовут родителей. Позор, стыд. И зачем я согласился…
Рука высунулась в третий раз, зацепила мелочь и ускользнула. Мужик удивленно выпучил глаза на весы, на  Леху, но, кажется, ничего не понял.
Леха попросил спички, протянул две копейки. Клавка кинула на прилавок два коробка. Леха размеренно повернулся и, флегматично махнув мне рукой, продефилировал к  двери. Я готов был сорваться с места в галоп и бежать как угорелый до самой школы, но Леха придержал меня в двери и спокойно сказал:
-Иди за мной и не дергайся!
Мы вышли из магазина, дошли до клуба на углу.
-Стой, стой, шкет! – Мужик с бутылкой пива в руке догнал нас и судорожно схватил Леху за рукав. – Я все видел…
-Че ? Че ты видел?..
-Ну, как ты Клавку обчистил.
-Кого? – искренне удивился Леха. – Ты че с дуба упал?
-Ну, дай хоть трояк…
-Трояк? Какой тебе трояк. На вот ! Тебе и этого много. – Он протянул мужику мятый рубль. – Больше не заработал.
В груди у меня колотилось сердце как бешенное.
- Слушай, ну ты даешь, - начал было я свой монолог.
-Да ерунда, ловкость рук и никаких махинаций.
Мы обошли школу стороной,  зашли в магазин на площади. Леха купил три кулька конфет, две бутылки ситро и вязанку бубликов. Засунув кульки с конфетами в портфели, с бутылками и бубликами в руках мы отправились в заброшенный школьный сад считать добычу и поиграть в очко.
-Ну как, тебе понравилось сегодня?.. А мы могли бы так жить каждый день. – Сказал Леха, разложив на земле купюры.
-Не знаю. А что ты будешь с деньгами делать? Сколько их всего?
Леха расправил мятые трояки, рубли, посчитал.
-Да не особо. Всего – 47 рэ, 25 копеек.
-Ничего себе. Это же целая зарплата, на них можно месяц безбедно жить.
-Ерунда. У нас с тобой будет и больше. Айда, ножички купим!
-Айда!
В промтоварном магазине  мы долго стояли  у витрины; я никак не мог выбрать. Мне приглянулись сразу два.
- Ну что не выбрал? – спросил Леха.
- Не знаю, мне вон тот и вот этот нравятся.
- А ладно, возьмем оба. – Леха купил мне оба ножа, один взял себе, другой протянул мне. Себе он также купил портсигар и зажигалку. В сквере на лавочке мы закурили и пересчитали деньги. Их осталось 35 с полтиной. Чтобы не нести домой, Леха спрятал их в штабеле кирпича сложенного на соседнем  квартале.
- Это будет наша заначка,- сказал он, затыкая кирпичом отверстие, куда сунул деньги.
Через два дня, когда мы отправились за деньгами, то кирпича уже не было, а от нашей заначки уцелел лишь пятак, закатившийся в тракторную канаву.
На следующей неделе Леха подошел ко мне на перемене в школе.
-Миха, не хочешь конфет?
-Не-а.
- Правда?
-Правда.
-А что бы ты хотел себе купить?
-Не знаю.
-А велосипед новый?
-Нет, у нас есть старый, а зачем  новый…
-Ну и дурак.
Где-то через месяц Леху поймали. И помог в его поимке продавщице и охраннику по стечению обстоятельств родной Лехин дядя, в прошлом вор-рецидивист, у которого, вероятно, Леха и брал свои первые уроки.
А дело было так. Под вечер Леха зашел в мебельный магазин, присмотрел шкаф поуютнее, забрался в него. Затем дождался, когда магазин закрыли, вскрыл кассу, напихал в карманы разной мелочевки  и пристроился у двери. Как только продавщица открыла дверь, он прошмыгнул у нее под рукой и побежал к ближайшему переулку. На его несчастье из-за угла в самый разгар погони вышел дядька и остановил увлеченного бегом племяша. Подоспели и преследователи.
Так Леха получил свой первый срок.

 


Рецензии
Рассказ стоит почитать в уч.заведениях,для тех,кто на нынешних "Бригадах" подрастает.

Михаил Чайковский   11.05.2009 06:53     Заявить о нарушении
Хочу продолжить тему, сколько блатная романтика затянула и затягивает молодых. Мне приходилось часто встречать способных, толковых ребят, но с этой червоточиной. Чаще их уже не исправить, но бывают случаи; знаю двух таких, которые смогли пересилить тягу. Мужики были кремень, во всем на них можно было положиться. Но это исключение из правил. А молодежи нужны увлечения: космос, археология, физика и т.д. Не знаю ни одной такой передачи, чтобы популяризировала науку, спорт, искусство.

Николай Тернавский   11.05.2009 08:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.