Когда смерть ходит рядом

Смерть – единственная комната, в которой навсегда можно скрыться от прошлого.
Мальвина Корягина.
   Вечерами Полина любила бродить по кладбищу. Для нее – оно являлось тем местом, где можно полностью было отгородиться от внешнего мира. Попадая в городскую суете, ей приходилось менять систему жизненных координат. Это было просто недопустимо: Полину настолько очистила личная жизненная трагедия настолько, что в том извращенном мире каждый проходимец мог без труда прикинуться перед ней добродетелью высшей инстанции.
   Она была одинока, но одиночество это подчас граничило с душевной умиротворенностью, а не с отчаянием. Полина действительно не страдала, ей было необходимо состояние заброшенности и покинутости как ничто другое. Она часто размышляла о том, как таким образом могли лечь карты: смерть и бескрайнее одиночество смотрят в глаза друг другу, и никто не решается подойти первым.
   Уже много лет Полина работает в крематории, расположенном недалеко от того самого кладбища. Значительную часть прожитых лет ей приходилось жить со смертью посредством наблюдения за убитыми горем родственниками людей, к которым смерть пришла. Пришла, чтобы навсегда остаться. Полина помнила жену писателя, бившуюся в истерике перед его гробом. Причитания ее утихли после пары таблеток дешевого успокоительного. Затем вынесли урну с прахом ее мужа, которую она, возможно, разместила в гостиной. В памяти всплывал образ молодых родителей, принесших кремировать двухлетнего сына. Мать скончалась прямо в крематории от разрыва сердца. Полина видела, как обрюзгшее тело этой женщины с грохотом свалилось на холодный металлический пол.
   Изо дня в день она наблюдала подобные сцены. При этом Полина чувствовала банальную пустоту внутри: ее не жгли ни сочувствие, ни жалость, ни переживание. Ей просто казалось, что ее душа окутывалась пространным чувством беспомощности. Никчемность человека перед феноменом смерти!
   В том же крематории работала уборщица – еврейка средних лет. Но Полина с ней никогда не разговаривала, она даже не знала, как зовут эту женщину, ежедневно приходившую на работу с двумя детьми. От директора кладбища ей было известно, что муж уборщицы – человек, «пропивший последние мозги». Поэтому дети были всегда с ней, куда бы она не пошла.  А те часто играли в похороны. Полина наблюдала за ними, и ей думалось: что бы они инсценировали, оставшись дома с отцом – алкоголиком?
   Вечером она обработала спиртом железный стол, куда положат тело мужчины. Завтра утром его труп доставят из морга. Закончив работу, Полина налила себе немного спирта в стоящий на полке граненый стакан. Она залпом опустошила содержимое стакана. Потом посмотрела в окно, за которым было необъятное серое небо и темные кладбищенские могилы под ним. Глядя на них, она вспомнила своих родителей, хотя мысли о них приходили к ней редко.
   Мама… Она почти не видела этого главного человека в жизни.  Мама страдала сложным нервным расстройством, вследствие чего часто находилась на обследования в психиатрических больницах. Полина приходила к ней во время коротких приемных часов. Когда она стала старше, мама рассказала ей, что безумно (в ее случае, именно безумно) любит своего лечащего врача. Их тайные встречи, постельные сцены, оргазмы, - все это пронеслось в ее тогда еще юной голове. Полина, наконец – то, поняла, почему ее отец высказывал в коридоре всю известную ему нецензурную брань, когда это несчастные приемные часы заканчивались.
   Так или иначе, через год он приказал себе долго жить. Это было зимой, когда он шагнул на встречу смерти. Один маленький шаг – через подоконник. Полина так и не поняла, что она должна чувствовать при виде размозженного тела отца на асфальте. Единственное, что она помнила – так это то, что все ее внутренности неистово переворачивались. Экзистенция, не имевшая названия, когда кости хотели отделиться от кожи, а мозг от черепной коробки.
   На кладбище во время похорон, она сделала для себя выводы. Она ненавидела свою мать за ее эгоизм и отца – за его слабость. Мир стал ужасен и жесток, потому что он был полон  всяческих пороков, из – за которых люди нарушали естественное течение жизни, превращая ее в смерть. С тех пор Полина не разу не навестила свою мать в больнице, она не знала, как та, что родила ее, закончила свой путь.
   Полина пребывала в глубокой депрессии. Но она не хотела идти навстречу смерти, подобно своему отцу. Ей нужно было, чтобы смерть пришла к ней сама. Ей нужно было перманентное присутствие физического конца, чтобы окончательно уйти из мира, полного лжи, зла, несправедливости и прочей житейской блевотины. Она пришла работать в крематорий, за стенами которого она спряталась от иллюзий «цивилизации».
   Кладбище. Как Полина любила это место. Как она была счастлива за тех, кому уже не столкнуться с беспардонными треволнениями. Ушедшие не чувствую боли и разочарований; будущее не готовит им новых лишений ввиду его, будущего, отсутствия.
   Полина села напротив свежей могилы. Когда – нибудь смерть и ней придет. Придет, чтобы навсегда остаться.    


Рецензии