Системная ошибка номер семь. Ли Якокка

     Наши певцы капитализма не понимают главного: капитализм тоже бывает разным. И безжалостным,  каким он был в эпоху Маркса, и вполне гуманным, каким сегодня стал в большинстве стран мира. Метаморфозы капитализма произошли, безусловно, под давлением Октябрьской революции. Альтернатива для капитализма была простой: или реформироваться, или умереть. Сейчас многие вспоминают реформы Рузвельта в тридцатые годы, когда МНОГОМИЛЛИОННЫЕ КОЛОННЫ безработных шли маршем на Вашингтон, но мало говорят о том, кто из богатых первым новыми глазами посмотрел на капиталистическую экономику и её изъяны.
     Имя его - Генри Форд-старший или Первый, создатель первого в мире поточного производства автомобилей на конвейере. Кстати, он был на семь лет старше Ленина. Владимир Ильич его высоко  ценил, а Форд отвечал взаимностью. Наши первые советские автомобили - это и есть Форд. Сотни инженеров Форда работали в России в двадцатые годы. Форд первым сформулировал принципы достойных взаимоотношений капиталиста и рабочих.  Чтобы не пересказывать их за тех, кто знает экономику лучше меня, процитирую статью «Модель функционирования крупной компании: сравнительный анализ японской и американской систем управления»  на сайте http://www.bitobe.ru/2/1223/

     «Г.Форд в своей книге "Моя жизнь, мои достижения" разработал и внедрил ряд важных положений по работе с персоналом:
- обучение непосредственно на местах
- высокая минимальная оплата труда
- персональные надбавки за продолжительность работы в компании
- создание стимулов к росту уровня жизни – «кто хорошо живет, тот хорошо и работает»
- участие рабочих в прибылях компании, финансирование социального обеспечения
- снижение текучести кадров
     Г.Форд сформулировал вполне социалистический философский принцип: «Если Вы потребуете от кого-либо, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений. Это окупается. Наши прибыли доказывают, что, несмотря на приличные тарифы и премиальные вознаграждения, высокие ставки являются самым выгодным деловым принципом». Принципы Г.Форда получили дальнейшее развитие у его последователей. Ли Якокка – один из крупнейших менеджеров современного автомобилестроения, проработавший 32 года в "Ford Motors Company", в том числе и президентом, определил реальные цели мотивации кадров: «Цементирующим звеном нашей всей демократии служит рабочий, зарабатывающий 15 долларов в час. Это именно тот человек, который покупает дом, автомобиль и холодильник».  «Пока человек зарабатывает достаточно денег, чтобы погасить платежи по закладным, вполне хорошо питаться, иметь свой автомобиль, обеспечить своему ребенку возможность учиться в колледже, раз в неделю отправиться с женой в ресторан и посмотреть шоу, он доволен жизнью. А если средний класс доволен своей жизнью, у нас никогда не будет гражданской войны».
 
     15 долларов в час или 120 долларов в смену. Вот такая простенькая формула капитализма, который не мечтает о развитом социализме. Вы скажете, причем здесь Россия? Но  это было сказано в 60-е годы, когда доллар весил куда больше, чем весит сегодня. А мы сегодня ГАРАНТИРОВАННО БОГАЧЕ (в пересчете на душу населения), чем была Америка в 60-е годы.
     Только куда же они деваются, эти даже девальвированные 120 долларов в день?
     Ответ может быть только один: ВОРУЮТ, ПРИСВАИВАЮТ СЕБЕ произведенный нами продукт. Будь иначе и в России уже бы не осталось ни одного предприятия. Их бы вместе с капиталом вывезли за рубеж.
     Я читал книгу Ли Якокки «Каръера менеджера», уже давно. Проработав десятки лет у Форда первого, став президентом компании, он ушел в тонущий «Крайслер» на зарплату в ОДИН доллар в год и вытянул его из помойки. А ушел он из-за конфликта с Генри Фордом Вторым, из-за …воровства последнего. Очень смешно было читать, как Генри Форд-два воровал бутылки после официальных банкетов, как на самолете компании летал для личных целей за границу. И однако же Якокка нигде не говорит, что Форд-2 -  клептоман или сумасшедший. Значит, ему, одному из наследников многомиллиардной империи деда, просто …не хватало денег для красивой жизни. Да и налоговое законодательство о наследовании в США абсолютно драконовское, чтобы не процветали рантье.
     Я читал и живо представлял наших «новых русских», которые, обзаведясь захудалым магазинчиком, через год уже разъезжают в «Ягуарах».
     Грабят нас, ребята, грабят. И будут грабить, пока мы будем молчать.


Рецензии
Да, думают где угодно, но только не у нас.
Читал "Сделано в Японии" - мемуары первого директора "Сони" - то же самое.

Владимир Репин   28.04.2009 17:05     Заявить о нарушении
Известная работа, но читал только в пересказе. Спасибо за отклик.

Евгений Касьяненко   28.04.2009 20:59   Заявить о нарушении
Какой-то у вас Форд идеализированный, получается, что капиталист рабочему - друг, товарищ и брат. В книге американского писателя Эптона Синклера "Автомобильный король" описан совсем другой Форд.

Вадим Круглов   19.01.2011 17:51   Заявить о нарушении
Форд первым устроил капиталистическую потогонку - конвейер и система Тейлора. Еще Чаплин над ним смеялся. Но его рабочие первыми в мире могли позволить себе купить автомобиль и коттедж.

Евгений Касьяненко   19.01.2011 18:03   Заявить о нарушении