Глава 8. Пятая графа

               
               
         Уволиться  с ЧТЗ  было  очень    непросто. Меня  не отпускали,  предлагали   другую работу (руководителем группы  по  отехнологичеванию    техдокументации  в КБ Трашутина с высоким по   тому  времени  окладом – 160 руб.), но я уже весь был дома,
в Украине и отклонил все предложения.
         Я считал, что  с  моим  дипломом и моим опытом найти работу  не представит труда; если бы я знал, что меня ждет впереди, то вел  себя  более  осмотрительно.
            
         Последняя  моя  беседа с главным технологом ЧТЗ Черновым была странной.
         Убедившись, что я  непреклонен в     своем     решении  уволиться,  он  сказал:  - « Если  Вам   там  будет плохо, назад не возвращайтесь!»

         Что  он  имел  в виду, я  понял  позднее, пытаясь найти работу и жилье  в  Украине.  На   меня     смотрели      неприязненно, смущала  моя  фамилия, я   столкнулся с реальной прозой жизни.

         Я  знал, что    евреев  у нас  не  все   любят,  хорошо   помнил  53   год,   но  не  думал,   что   это  явление   в социалистическом  государстве,  где  все   люди братья, примет такие масштабы.

         Устроиться  на работу  в  Одессе не было никакой возможности, -  во-первых, негде было жить, во-вторых, нужна  была  приписка.
        Родители,  занятые  своими   проблемами (у них на руках  был  младший  брат  Гриша, который  постоянно болел), не могли мне помочь, пришлось искать выход самому.
        Прочитав в газете объявление, что Дизельному заводу  в  городе  Первомайске  Николаевской   области   требуются   квалифицированные  инженеры – технологи, жилье  обеспечивается, я  срочно выехал по указанному адресу. 
        Разговор с главным  инженером не получился, мы говорили  на разных  языках:
я пытался  показать  свою  полезность  заводу,  говорил  о  своем  опыте  работы  в области   обработки   шестерен,  он  же     подозрительно   рассматривал   документы,  я  был для них не своим, а чужим  человеком. Я это понял из вопроса: -« Зачем  Вы сюда приехали?»
        Вопрос и тон, с каким он был задан, меня поразил.   
        Неужели   нужно   объяснять   этим  людям,  что  я родился  в  Первомайске,  что  это  моя  родина и т.д.
        В  общем,  сильно  расстроенный,  я   вернулся   в Одессу.
         
        Вторая  попытка трудоустроится, была  предпринята мною  в  Кишиневе.  Здесь строился тракторный завод и нужны   были  квалифицированные   специалисты.
        В  отделе  кадров  мое  желание  устроиться на работу   в   технологическую  службу,  было встречено с явной насмешкой.
        Директор  завода стал  мне рассказывать, что он сам   не   имеет   жилья  и  живет  в гостинице,  никаких гарантий  в  части  обеспечения  жильем  в  будущем не давал.  Пришлось  и отсюда уехать не солоно хлебавши.
         Я был в отчаянии, не видел выхода.
         Неужели    слова    Чернова   сбываются   и  мне придется  возвращаться  в  Челябинск.
         Решил   сделать  еще  одну   попытку  и  заехал  в Черкасский  совнархоз.
         Там    меня     выслушали, повертели  в руках красную  книжицу  ударника Коммунистического труда  (движение только начиналось)  и  посоветовали поехать   на работу  в  город Кировоград, на Агрегатный завод.
        Такой   вариант  меня   устраивал;  в   Кировограде жили  мои родственники, семья Литвак, они  мне    приходились    бабушкой  и дедушкой,     о  чем     я уже подробно писал выше.    
         В Кировограде  я  часто  гостил  в  школьные годы (был  даже  один  раз  в  пионерском лагере Треповка), здесь  было, где   остановиться  и  я  принял  решение трудоустроиться на Агрегатном заводе.
         Думал, что  это  решение временное, пока не найду что-нибудь  получше,  но жизнь решила  иначе: вся моя трудовая деятельность     в дальнейшем   оказалась связана с этим предприятием.             
        Первое  знакомство    с Кировоградским    Агрегатным заводом (позднее Гидросилой)  меня расстроило.   
               
        Трудно было себе  представить, что  после ЧТЗ, где рабочие  утром  идут  на  работу   сплошной     колонной, как на    демонстрации;  где снег зимой  становится серым от  дыма  и  надо   беречь   глаза от    попадания  инородного тела, я  попаду   на     предприятие,   насчитывающее  несколько   сот   работающих,   занимающее  небольшую площадку рядом с рекой Ингул и городской лодочной станцией.

        На  заводе   были   считанные   единицы специалистов с высшим  образованием,  многие руководители цехов и отделов,  в том  числе  технологического,  учились   на вечернем факультете сельскохозяйственного института.

        Я, имея опыт ЧТЗ, не мог рассчитывать на высокую инженерную   должность,   вынужден  был согласиться с  том,  что  мне  придется  постоянно доказывать, что я  могу  работать  лучше  других,  только тогда меня будут  «терпеть»,   пятая   графа   имела  свое  продолжение и здесь, она преследовала меня всю мою трудовую жизнь.

          

                Нигде  не  ведал  я покоя,
                Творил, страдал, зашел в тупик
                Все это – признаки застоя,
                Причина – мой   еврейский  лик


                Меня  фамилия   держала,
                Ехидный взгляд : - «И Вы туда?»
                Посторонись, она сказала,
                Чужим  для  нас  ты был всегда


               
               

 
               
               
 


Рецензии