Системная ошибка номер восемь. Норковая шуба

     К пониманию того, чем отличается советская модель общества от западной, я подбирался очень долго.  Годами, в отличие от наших «демократов», на которых, видимо, снизошло озарение сверху и они сразу всё поняли. Ну, такие уж они у нас «талантливые»!
     Отправных моментов было несколько.
     Во-первых, меня в 80-е годы буквально потрясла книга, которую мне дал (с большими предосторожностями) на сутки почитать преподаватель Ростовской высшей партийной школы. На книге стоял гриф «Для служебного пользования», издана она была очень кустарно и, видимо, предназначалась для очень узкого круга лиц. Это была переписка трех столпов западной социал-демократии: канцлера Австрии Бруно Крайского, канцлера Германии (тогда Западной) Вилли Брандта и премьер-министра Швеции Улофа Пальме. Двое первых  умерли своей смертью в начале 90-х годов, третий  - Пальме, как известно, был убит в 1986 году. Убийство до сих пор не раскрыто.
     Вот что я вычитал в книге (цитирую по памяти).  «Умом я с Западом, а сердцем с Москвой» - писал Вилли Бранд.  Представляете, каким потрясением для слушателя ВПШ было узнать, что хозяин «реваншистской», как мы её тогда называли, Германии «сердцем с Москвой». (Это я уже потом узнал, что Брандт – участник Сопротивления). И дальше: «Нельзя понять современный мир, не зная Карла Маркса. Но нельзя построить современный мир, исходя только из Карла Маркса».
     Вторым потрясением была поездка в объединенную Германию, о которой я уже рассказывал в одном из прежних материалов. Удивляло всё. Например, кому принадлежит промышленный потенциал  в Германии? На этот простой, казалось бы, вопрос вам не ответят девять из десяти немцев. Не знают точно. Потому что почти каждое предприятие принадлежит одновременно десяткам концернов, фирм, банков, да еще солидный пакет акций имеют сами работники предприятий. Словом, народный капитализм, над которым мы столько издевались в свое время.  Второе удивление. Почему в Германии ценообразование такое же, как  было в СССР, а не такое, как в нынешней России? То есть, один и тот же товар одинаково стоит и в центре Берлина, и в глухой деревушке. Ведь казалось, что должны разнится расходы на его доставку к месту продажи. Ан нет, цены везде одинаковы и взимать налоги с товарной массы значительно проще.  А у нас в каждом ларьке своя цена. Но что особенно убивало, так то, что при вылете домой каждому из нас возвратили довольно приличную часть денег из суммы сделанных покупок. Почему? Да потому что в цене товара есть германские налоги на госаппарат, на содержание армии и т.д.  А немцы считают неправильным, если эти налоги косвенно будут платить и иностранцы. И возвращают эти деньги. Честность, кристальная, прозрачная честность бизнеса.
     Потом меня крайне удивил один разговор с немцем. Представьте, идет занятие в институте занятости. Лекцию на немецком языке читает молодой преподаватель.  Следом за ним каждую фразу переводит на русский наша переводчица.  Перерыв. Мужская часть группы идет покурить в  …затрудняюсь сказать куда, потому что назвать это помещение уборной или сортиром, в русском понимании, никак нельзя. Свежайший  воздух, пахнущий лесными травами. Следом заходит наш преподаватель и …на чистейшем русском языке говорит: «Ребята, я тут у кого-то видел «Нашу марку». Не одолжите? Соскучался по русским сигаретам». Мы сразу: «Ты что, русский? Так какого черта…». «Да нет, я немец. Но у вас МГИМО заканчивал.  Бывший дипломат, а теперь, вот видите, преподаю…  У нас ГДРовских дипломатов не берут на госслужбу». «А лекцию чего же не читаешь по-русски?» «Так проще. Пока переводчица говорит, я следующую фразу обдумываю».
     Короче, мы пошли с ним после занятий в немецкую пивнушку. И там он нам кое-что рассказал о западном менталитете.  «Представьте, говорит, что вы – владелец магазина на 5-10 продавцов. Какой у вас должен быть собственный дом? Только двухэтажный. Потому что если вы построите одноэтажный домишко, окружающие решат, что вы неудачник в бизнесе, и он у вас не заладится. Но будет еще хуже, если вы построите трехэтажную домину. У нас норма прибыли  - 7-9 процентов. Как можно на такие деньги выстроить трехэтажный особняк? Только воровать. А воров у нас боятся как огня. Всё, конец бизнесу.  Каждый немец сидит в своей нише и носа оттуда не кажет. До смешного доходит. Поехал один наш, средней руки, в Россию и купил жене норковую шубу. У вас-то она на наши деньги стоит недорого, а в Германии – бешеные деньги. Налог на роскошь, экологический налог и т.д. Короче, бизнесмен вернулся домой, жена в шубе, а все деловые партнеры его стороной обходят. Докажи, что ты не вор».
     Я слушал немца и вспоминал Гиляровского.  «Москва и москвичи». Помните, как подвыпивший купчина сидит в трактире и бьет для развлечения пустыми бутылками зеркальные стены. Разобьет одну и спрашивает у полового: «Скольки?» «Двести рублев, ваше степенство». Платит  и снова бьет: «Скольки?»…
     …Тогда капитализм путем не смогли построить, а вы хотите, чтобы сейчас построили? Нет, ребята, с этим базаром пора кончать. И чем раньше, тем лучше.


Рецензии