Добро и зло как векторные понятия
Как уже говорилось ранее, трактовка зла как деструкции, рождающейся из ограниченности творческого начала личности, социума, этноса (это ограничение может быть субъективной особенностью или диктоваться внешними условиями) наиболее полно выражена Эрихом Фроммом. Но это отдельная большая тема.
Итак, если вы – как сложная самоорганизующаяся систе-ма – осознаёте себя конструктивным элементом ещё более сложной эволюционирующей (конструктивно развивающейся) системы, ваше творящее начало (добро) бессмертно – оно, в виде материальных и идеальных (информационных) элементов, переходит «вверх», поддерживая эволюционное начало высших, более долгоживущих иерархических уровней – и так далее.
Если вы, являясь элементом нормально эволюционирующей системы, ведёте себя деструктивно, вы сполна ощутите все «прелести» «вентильности пространства-материи» - ваше зло сторицей вернётся к вам – как в виде неприятия вас системой (наказания), так и в виде внутренних деструктивных процессов, развитие которых неизбежно усиливается в такой ситуации.
Все нюансы подобных моделей взаимоотношений элемент-система будут более подробно рассмотрены далее в связи с описанием функционирования «ноосистемы» и «антисистемы». Но одно очевидно уже сейчас: «добро», будучи направлено «вверх», работая на эволюцию высшей системы, поддерживается ею, давая преимущество данному элементу системы. Влияние «зла» на верхний уровень организации – в идеале – равно нулю: каналы деструкции перекрыты, а система воспринимает такой элемент как чуждый, что приводит к следующему: вся энергия деструктивного элемента системы перенаправляется «вниз» - на свои собственные элементы, что ведёт к их преждевременному повреждению и возвращается в виде саморазрушения деструктивного целого.
Таким образом, векторность и вентильность добра и зла заключается в том, что:
- победа добра всегда абсолютна, неуничтожима, так как связана с переходом его частицы «вверх», на высшие уровни организации;
- победа зла всегда относительна, так как субъект зла саморазрушается, не оставляя следа ни на своём, ни, тем более, на высших уровнях.
Наиболее полно подтверждается это эволюцией живого на Земле: смерть относительна, жизнь абсолютна. Когда-нибудь это подтвердится и в масштабах Вселенной (Метагалактики).
Но здесь есть один ньюанс: если "большая система" является деструктивной, деградирующей, то и свои "элементы" она воспринимает соответствующим образом: конструктивные, творящие гнобит, в то время как деструктивные "элементы" естественно в неё вписываются. Именно это ускоряет процессы деградации и гибели деструктивных систем (антисистем - в нашей терминологии). Ещё в древности люди знали: государство погибает тогда, когда перестаёт отличать плохое от хорошего...
Как сказал бы Пушкин, если б знал теорию сложных самоорганизующихся систем: "И догадал же меня чёрт родиться в антисистеме - с умом и талантом...
(продолжение: http://www.proza.ru/2009/04/29/128)
Свидетельство о публикации №209042900119
Если мы хотим найти формальное описание добра, то я бы сравнил его с проявлением любви, и только. А любовь, как мне видится, это "вектор" движения к созданию цельной непротиворечивой структуры, ибо любовь - единственное из чувств, которое способно создать цельную систему "только одним типом векторов-желаний". Все остальные чувства-эмоции не способны созидать "гармонично-цельное" общество, ибо разнонаправленны и не симметричны.
Мне кажется, можно подумать о том, чтобы добром назвать стремление системы к исключительной цельности, к связанности и единству внутри себя и с внешним по отношению к ней миру, а зло - процессами, которые мешают этому стремлению - и в первую очередь за подобное разложение отвечают процессы эволюции и познания, ибо любой эволюционный процесс - есть "утрата первоначала", мутация, дисгармония.
Кроме того, в христианской парадигме, назовем ее так, непринятие тебя "системой" не есть зло, а наоброт - есть акт "несвязанности злом", ибо система, которая не нашла гармонии со всем есть сама "элемент зла".
Указанный же Вами тип добра - это "действие, полезное системе, ее развитию". Но системе может быть полезно убийство своей части, если она, эта часть, мешает развитию. Но в христианской космологии это не допустимо - здесь ответственность каждого возлагается не для "как сделать хорошо всем", а как "всем стать такими, чтобы всем сразу стало хорошо".
Христианская идеология, тем самым, заставляет каждого человека быть таким элементом системы, что если все исчерпывающе примут его же суперсостояние, то система придет в состояние гармониии. Ваша же - по сути, синергетическая теория строения общества - говорит о том, что неважно, какие суперпозиции занимают элементы системы, главное, чтобы вся система в целом развивалась и эволюционировала, что предполагает легитимизацию рабства, неравенства, неравномерности структуры.
Мне кажется, все же, реально модель много иная, синергетическая имеет, все же, слишком много точек неустойчивости.
Александер Бобров 24.12.2009 17:54 Заявить о нарушении