Автор как субъект книжного бизнеса


То, что мы находимся в истоке реконструкции книжного бизнеса – это ясно, и кризис в данном случае – не причина, а следствие. Состояние нынешнего книгоиздательства напоминает перитонит, требующий срочного хирургического вмешательства. Не вызывает сомнений, что возглавлять консилиум врачей будет государство (тому есть многие косвенные признаки), а период реабилитации будет долгим.
В книжных сообществах неоднократно обсуждались вопросы, связанные с кризисом в книгоиздательстве, и это не случайно. В связке издатель – автор – читатель самым современным (инновационным) звеном является автор. Среднестатистический издатель доказал свою несостоятельность и растерян; читатель, вскормленный низкопробной литературой, «посадил» вкусовые рецепторы; а многочисленная армия авторов без устали борется за светлое будущее литературы.
Такая позиция вызывает уважение, и показатель интереса к совокупному мнению авторов - явное и скрытое присутствие издателей/читателей на писательских форумах и в сообществах.
Итак, не вызывает сомнений: автор – субъект книжного бизнеса. Идём дальше. Книжный бизнес - субъект рыночной экономики, поэтому главная  его цель – получить прибыль. Однако книжный бизнес – это ещё субъект культуры, и в этом его принципиальное отличие от других видов бизнеса.
Ещё одна отличительная особенность бизнеса, в котором  участвуют авторы. На этом рынке товар – книга, а она, как известно, дуалистична. Книга имеет материальную форму и духовное содержание, включающее в себя авторский взгляд. И вот являясь производителем столь уникального продукта, автор в нашей стране бесправен, унижаем и беден.
Наступят ли светлые времена? Что может дать толику оптимизма? Ответ для меня такой: вмешательство государства. Мотивирую утверждение:
1. В плановой экономике государство регулировало и контролировало книгоиздательство и книготорговлю. Мы это проходили, поэтому знаем плюсы и минусы этого процесса, в частности – взаимосвязь автора и идеологических структур государства.
2. В рыночной экономике (российского образца) имеем нерегулированный рынок, определяемый спросом и желанием издателей получить прибыль, не принимая в расчёт уникальность такого товара, как книга.
3. В смешанной экономике, где около 20% ресурсов и собственности в руках государства, возможен социальный заказ, учитывающий национальные и исторические особенности, социальные предпочтения, моральные ценности населения.
Таким образом, в книжном бизнесе без вмешательства государства мы - авторы пропадём. Если книгоиздательство останется в чистом рынке, не учитывающем количественные и качественные показатели, факторы феномена культуры, исторического прошлого и менталитета народа, все авторы, пишущие качественную прозу, могут закрыть компьютеры и расслабиться.
Разве не так?

Елена Янге, авторский сайт http://eyange.ru/


Рецензии
Хочу поделиться с Вами ещё одним соображением. Есть, наверное, смысл вспомнить (новое - это хорошо забытое старое) о дореволюционном книгоиздательском товариществе русских писателей "Знание", об опыте этого объединения. Может, пора снова вернуться к артельному труду профессионалов пера, имеющих опыт успешных публикаций, знающих, что и как писать, и имеющих представление о том, как всё-таки лучше всего издавать и работать с авторами, в том числе и начинающими? Товарищество на паях, объединяющее 10-20-30 и т.д. человек; при этом исключён блат, желание порадеть родному человечку, где каждый отвечает перед другими своей деловой и творческой репутацией. Если есть в этом какой-то смысл и возможность осуществления в современных условиях, то почему бы не попробовать что-нибудь подобное предпринять, особенно в столице, или во всяком случае не подумать об использовании довольно успешного опыта прошлого?

Грудев Валентин   03.05.2009 18:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.