Шмельков Н. И

ШМЕЛЬКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Родился 05.05.1912 г. на станции Селиваново Владимирской области, в семье рабочего. Русский.

В 1914 г. вместе с семьёй переехал на станцию Тулун.

С 1928 по 1929 гг. учился в школе ФЗУ в Нижнеудинске. Затем работал учеником токаря на Сестрорецком инструментальном заводе.

В РККА с 1930 г. В 1931 г. окончил 8-ю школу авиамотористов Балтийско-флотского экипажа Морских сил Балтийского моря.

С апреля 1931 г. служил авиамотористом 21-й отдельной авиационной эскадрильи ВВС ЛВО (Петергоф).

В конце 1931 г. добровольцем вызвался стать лётчиком и был направлен на учёбу. В 1932 г. окончил 11-ю Луганскую военную школу летчиков им. Пролетариата Донбасса.

С июля 1933 го. — пилот 16-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС Украинского военного округа (Кирово, Донецкая область).

С июня 1934 г. — пилот и младший лётчик 109-й истребительной авиационной эскадрильи 81-й авиационной бригады (Киев).

Шмельков служил в авиаотряде под командованием Рычагова. По словам знавших его людей, он был необыкновенно скромным по натуре человеком.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 20.10.36 по 23.01.37 гг. Совершил 49 боевых вылетов на И-15 с налетом 66 часов. В воздушных боях сбил 4 самолета противника лично и 2 в группе, был ранен.

Газета "Красная Звезда" писала о нем 25.06.1938 г.: "Однажды, выполнив задание, отряд, в котором служил тов. Шмельков, возвращался вечером на аэродром. Оглядывая горизонт, Николай Иванович заметил вдали несколько самолётов. Они парили на высоте до 3000 метров. Отделившись от товарищей, лётчик приблизился к самолётам и тут только определил, что это машины "противника".

Силы были слишком неравны, и тов. Шмельков, решив остаться незамеченным, стал удаляться. Однако "противник" уже обнаружил самолёт Шмелькова и начал преследование. Победа казалась лёгкой, и противник нападал решительно, смело. Но через несколько минут "боя" ракета посредника показала, что один из нападавших самолётов сбит. Как назло, в это время на самолёте Шмелькова перестал работать мотор. Окружённый со всех сторон машинами "противника", лётчик решил всё же не сдаваться. Он уходит вниз и в 150 метрах от земли ему удаётся "оживить" мотор. Быстро набрав высоту, тов. Шмельков снова ведёт свой самолёт в "бой". "Противник", обманутый смелым маневром, "теряет" ещё один самолёт..."

Однажды разгоряченный боем, он сильным рывком сломал верхнюю часть сектора газа. В таких случаях продолжать полет немыслимо. Но Шмельков не хотел выходить из боя и нашел выход. Большим пальцем левой руки он нащупал нижнюю часть сектора газа и таким образом продолжал управлять двигателем до самой посадки. При этом он даже не почувствовал, что изрядно поранил палец, так что после посадки пришлось сначала оказывать помощь летчику, а лишь потом его самолету.

08.12.1936 года, вместе с Лейтенантом Г.Н. Захаровым, он по ошибке сбил французский самолёт Potez-540 с гражданской регистрацией "F-A000", который при вынужденной посадке скапотировал и загорелся. В результате трагической ошибки погиб французский журналист Луи Де ля Прэ.

31.12.36 г. лейтенанту Шмелькову Николаю Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 25.

В январе 1937 г. был ранен в голову в воздушном бою и 23.01.1937 г. убыл на Родину по болезни.

В апреле 1937 г. состоялась беседа между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:

«АЛКСНИС: Как они вас атаковали?

ШМЕЛЬКОВ: У них заведен такой порядок — как увидят, что один самолет оторвался от строя, они сейчас же набрасываются на него и атакуют и сразу же уходят. Интересная тактика выхода из боя - штопором, свободным падением или пикированием до земли. Получается впечатление, что самолет подстрелен и падает. Первое время мы их бросали. А потом, когда проследили, так стали гнать до земли. Во втором бою сразу до земли гнали. Стали одиночек ловить, поймаешь, стукнешь и смотришь, куда упадет машина. Как свалится или летчик прыгнет с парашютом, так этого бросаешь и ловишь другого.

АЛКСНИС: А как самолет И-15?

ШМЕЛЬКОВ: Самолет И-15 хорош для ведения индивидуального боя. Между прочим, дрались все время индивидуально. Только скорость у него мала. Хейнкеля не догнать. Фиат не уходит, а Хейнкеля никак не догонишь, перевернется и уходит. Мы-то ни разу не уходили: догонять пробовали — не догонишь. Зато вверх Хейнкель идет плохо.

АЛКСНИС: Вверх идет плохо, но уходит лучше. Значит, скорость горизонтальная больше.

ШМЕЛЬКОВ: Хорошо под конец научились мы их сбивать. Стараешься дать очередь по мотору, водяное охлаждение перебьешь, мотор перестает работать, и некуда им деваться. Так мы их и били. Иногда летчики прыгали с парашютом, а то падали до земли. В бою так — дашь очередь и смотришь: если машина перевернулась, значит, попал. Вот когда появились разрывные и зажигательные пули, стало легче…

АЛКСНИС: В основном были индивидуальные бои? Групповых не было?

ШМЕЛЬКОВ: Дрались всегда в одиночку, так что самому нужно было смотреть в оба, хорошо драться и стрелять. Дома мы не очень хорошо умели смотреть и видеть, а теперь оборачиваемся так, что весь стабилизатор видно.

Самолету И-15 нужно прибавить скорость, и тогда машина будет хорошая. Нужно также убрать Чайку и, пожалуй, шасси. Кроме того, машина слеповата. На высоте хорошо, а на бреющем ничего не видно...

АЛКСНИС: Сколько лично у Вас сбитых самолетов?

ШМЕЛЬКОВ: Сам сбил четыре, и два самолета сбили вдвоем.

АЛКСНИС: Выходит, по понятиям мировой войны, Вы уже «ас». Там ведь нужно было сбить не менее 5 самолетов...

ШМЕЛЬКОВ: Когда мы летали над Мадридом, солнце со стороны противника, и они ходят из-за него, чтобы их не было видно, и делают так: сделают первую атаку и уходят, а потом увидят одиночку и набрасываются на него. Как заглядишься, так все пропало. А мы их так атаковали: И-16 заходят на их территорию, подойдут с солнечной стороны и начинают стрельбу, они рассыпаются, тут мы их ловим и бьем.

АЛКСНИС: Значит, И-16 их атаковали и разгоняли, а вы их били? Если они рассыпаются, где лучше ходить - выше или ниже, где лучше видно противника?

ШМЕЛЬКОВ: Мы ходили ниже; вверх лучше видно, они же почти всегда ходили выше нас. Иногда мы идем, они нас видят, но проходят не атакуя».

С марта по ноябрь 1937 г. командовал звеном и авиаотрядом 65-й истребительной авиаэскадрильи ВВС Киевского военного округа (Киев), затем был направлен на учёбу.

В 1938 г. окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования комсостава ВВС РККА.

Член ВКП(б) с 1938 г. Награжден медалью «ХХ лет РККА»

Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 1-го созыва.

С августа 1938 г. служил помощником командира 54-й истребительной авиационной бригады в ВВС Ленинградского военного округа

Участвовал в советско-финской войне. Показал себя инициативным командиром и хорошим организатором.

21.03.1940 был награждён орденом Красного Знамени.

С апреля 1940 г. командовал этой авиационной бригадой.

С августа 1940 г. — замкомандира 1-й смешанной авиационной дивизии ЛВО.

С начала июня 1941 г. — исполняющий должность командира 145-го истребительного авиаполка 1-й САД (утверждён в должности 1 июля 1941 года). Летал на И-16.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 г. Командовал 145-м ИАП.

Полк воевал в составе ВВС 14-й армии (Северный фронт, затем Карельский фронт), базировался в Заполярье, на аэродроме Шонгуй, в 25 километрах южнее Мурманска, выполнял задачи по прикрытию с воздуха Мурманска и Кировской железной дороги.

Был контужен при бомбёжке в августе 1941 года.

Из-за больших потерь в боях с немецкой авиацией действия командира полка были признаны неудовлетворительными, поэтому после излечения в госпитале полковник Н.И. Шмельков был направлен на учёбу.

В 1942 году окончил курсы усовершенствования комсостава при Военной академии командного и штурманского состава ВВС РККА.

С мая 1942 года служил заместителем командира 5-й запасной авиационной бригады ВВС Сибирского военного округа (Новосибирск), а в сентябре-октябре временно исполнял должность её командира.

С 23.10.42 г. по 22.07.44 г. командовал 297-й истребительной авиадивизией ПВО Забайкальской зоны ПВО (938-й и 939-й иап).

С апреля по июнь 1944 года находился в действующей армии на стажировке. Проходил её в 331-й истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта на должности заместителя командира дивизии по лётной части. За большое количество служебных недостатков и низкий уровень боевой подготовки дивизии в июле 1944 года был снят с командования.

После пребывания в резерве в сентябре 1944 года назначен с понижением на должность заместителя командира 234-й истребительной авиационной дивизии 6-го истребительного авиакорпуса (16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт).

Принимал участие в Висло-Одерской и Восточно-Померанской наступательных операциях.

В марте 1945 г. отстранён от должности «за систематическое пьянство, нежелание выполнять указания вышестоящих командиров и Военного совета фронта, нежелание работать и летать, а также потерю авторитета в глазах подчинённых». Отправлен в резерв Управления кадров ВВС РККА.

В августе 1945 г. полковник Н.И. Шмельков был уволен в запас.

После увольнения из армии в 1945 г. вернулся во Владимирскую область и жил в родном посёлке Красная Горбатка Селивановского района.

Умер 23.03.67 г. Похоронен в п. Красная Горбатка, где его именем названа улица и установлена мемориальная доска. В г. Тулун именем Н.И. Шмелькова также названа одна из улиц.

Герой Советского Союза (31.12.36). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья»; «За взятие Берлина»; «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и юбилейными медалями.


Литература:

За Отчизну, свободу и честь! Кн. 1. – Горький, 1961. С. 407-414

Кузнецов И.И. Золотые Звезды иркутян. – Иркутск, 1982. С. 317-319

Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 69-71


Примечания:

[1] РГВА. Ф. 29. Оп. 34. Д. 240. Л. 112-127


Рецензии