Диктатура глазами ребенка М. Фигерас Камчатка

В последние годы мы получили возможность знакомиться с новой прозой современных зарубежных авторов, читая и романы, выходящие в России практически одновременно с оригинальными версиями, и романы, которые получили известность на родине и в других странах несколько лет назад, но все же не столь давно, чтобы успеть потерять актуальность.
Достаточно часто эти книги посвящены довольно давним событиям, происходившим, однако, уже на протяжении нашей жизни, но не очень хорошо известным нам. Тогда мы имеем возможность закрывать белые пятна истории. Сказанное в полной мере относится к латиноамериканской литературе. Мы не только открываем для себя новых интересных авторов, с которыми мир уже знаком, мы узнаем историю континента, оказывающего огромное влияние на жизнь всей планеты. Этот аспект уже был затронут в разговоре о книге «Дом на берегу лагуны» пуэрто-риканской писательницы Росарио Ферре. Продолжим его рассказом о книге Марсело Фигераса «Камчатка».
Атмосфера растерянности и страха, люди в серых костюмах без знаков отличия, черные «воронки», исчезновения людей, не угодных действующему политическому режиму, отсутствие какой бы то ни было информации о пропавших родных. Все это знакомо нам по книгам российских авторов о сталинских временах. Мы знали, что такие испытания выпали не только на долю нашей страны. В Латинской Америке эти ужасы пережили жители Чили, управляемой Пиночетом. И сейчас продолжают выходить романы чилийских писателей об этих временах. Мы непременно обратимся к ним позднее.
Но не только Чили, многие латиноамериканские страны переживали времена безудержного насилия. Оттого, может быть, тема диктата власти так широко исследуется писателями континента. Так в середине 70-х годов черную эпоху переживала Аргентина. Нам уже известны времена президентства Хуана Перрона по книгам Абеля Поссе, Томаса Элоя Мартинеса, а кому-то – по мюзиклу «Эвита». Но и последователи Перрона оставили по себе недобрый след.
Марсело Фигерас – известный аргентинский журналист, киносценарист, писатель – обращается в романе «Камчатка» к середине 70-х годов. Семья, которую описывает Фигерас, вынуждена скрываться на заброшенной даче вдали от родного дома. Отец, мать, два сынишки десяти и пяти лет, бросив дом, скрываются вдали от родного города. Опасно заводить знакомства, опасно что-либо рассказывать о себе, опасно подходить к телефону, опасно даже вернуться за любимой игрушкой.
Фигерас рассказывает о положении, в котором оказалась семья, с точки зрения десятилетнего мальчика. В его восприятии переживаемые события превращаются в занятное приключение. Все члены семьи выбирают себе новые имена, и мальчишка называет себя Гарри в честь великого Гарри Гудини, обладавшего способностью выбираться из самых немыслимых помещений, камер, ящиков и емкостей, куда бы его не запирали.
Мальчик и его младший братишка играют, и в играх учатся жизни, учатся проявлять осторожность и доброту. Так, заметив, что в бассейне возле дачи постоянно гибнут жабы, не умеющие выбраться на берег, ребята устраивают помост, с помощью которого жабы могут спастись.
Примеры доброго отношения к людям дают родители. Так, скрываясь сама, семья дает приют юноше, также нуждающемуся в защите. Отец ребят – адвокат, даже рискуя потерять свободу и жизнь продолжает защищать тех, кого власти пытаются привлечь к суду по политическим мотивам.
Взросление детей происходит в экстремальных условиях. Им приходится проходить более жесткую школу жизни, нежели сверстникам.
Детям не просто дается вынужденная изоляция. Старший мальчишка даже совершает побег, соскучившись по родной школе, городу, друзьям. Он приходит домой к школьному другу и наверняка знает, что тот находится дома, но мама друга, прежде привечавшая мальчика, не пускает его в квартиру, утверждая, что сына нет дома. Так герою приходится столкнуться с людским страхом.
Многие страницы романа наполнены шутками, весельем, непосредственными детскими высказываниями. Тем страшнее фон, на котором разыгрываются события. Читатель почти не сталкивается с жуткой атмосферой одобренного государством молчаливого террора, но тем страшнее воспринимается эта атмосфера, ведь ощущается она по контрасту темной на фоне светлых отношений, царящих в семье вынужденных изгоев. Пожалуй, «Камчатка» - один из лучших романов о временах диктатуры. О временах, когда многим, чтобы выжить, приходится находить укрытие – свою «камчатку», такую, как в детской игре «Стратегия», где это название становится символом непобедимой территории, на которую не могут проникнуть враги. Но эта же территория становится не только укрытием, но и тюрьмой для скрывающихся на ней, она позволяет отгородиться от враждебного мира, но также изолирует от мира самого скрывающегося. И важно потом, по прошествии времени, не остаться пленником «Камчатки», найти свою дорогу в мир.


Рецензии