Первая встреча, последняя встреча

ПЕРВАЯ  ВСТРЕЧА , ПОСЛЕДНЯЯ  ВСТРЕЧА…

   Я  ходил, меряя шаги   у подъезда туристского  бюро,    и нервно поглядывал на часы -автобус запаздывал. Тугая и огромная  клетчатая сумка , набитая вещами, подарками и всякой всячиной    стояла у кирпичной стены.. Путешествуя по Германии и странам Бенилюкса, автобус , на мой взгляд, являлся самым рациональным видом транспорта. Но, чтобы отправиться в поездку через всю Германию и Польшу, а далее по Белоруссии в Санкт-Петербург- это была авантюра чистой воды. Я всегда использовал для дальних поездок самолет, еще реже поезд. Автобусом мне предстояло ехать впервые. Я прекрасно осознавал, какие неудобства мне уготовано претерпеть  в пути, компенсацией же служили впечатления, которые  я  ожидал получить, наблюдая за природой,  на всем протяжении утомительного маршрута. Стояла жаркая июньская погода Со лба струйками тек пот.       Подъехал автобус. В нем  уже сидели несколько человек. -Да, немного охотников на автобусную экзотику ,- с  легкой иронией подумал я. Вместе со мной на подножку «буса» поднялось шесть человек. Пока до Берлина доедем, ни одного свободного места не останется ,-заверил молоденький с вихрастым чубом водитель. Он  оказался русским немцем. С более  чем часовым опозданием мы тронулись в путь.
Заняв место у окна, я стал наблюдать за  ландшафтом и  не заметил. как задремал...

       Автобаны,  к счастью были не загружены и мы благополучно глубокой  ночью миновали Берлин. На немецкой границе в автобус вошел офицер  пограничной  службы и началась проверка документов.  Сквозь дрему я увидел, как   ссадили одного старика, у него оказалась просроченной выездная виза. .. На польской границе нам учинили настоящий шмон. Открывали багажные отсеки и шерстили сумки без разбору. Весь разбитый, с красными, воспаленными глазами, я вышел  из «буса» и стал наблюдать за беспределом поляков. Мой багаж, по счастливой случайности, избежал проверки, вскоре мы продолжили маршрут. В Минске, столице Беларуси , всем, кто держал путь на Санкт-Петербург, предложили пересесть на другой автобус. Позади уже было свыше тысячи километров пробега  и около сорока часов времени в пути. Нас,  пассажиров  в  Северную столицу России, оказалось всего  шесть человек.
Ужасно хотелось спать, я еле передвигался. Чтобы хоть частично вернуть себе  бодрость, я помчался в привокзальный туалет, сунул голову под струю воды  и стал наслаждаться импровизированным душем…  Моими попутчиками оказались и трое пассажиров  из Кельна.
      
     Мы познакомились. Один из пассажиров, представившись Марком, предложил мне выпить из пластмассового стаканчика  черный кофе.
Он был  коренным петербуржцем, в Германию, вместе с семьей, перебрался четыре года назад. Марк выглядел молодцевато и подчеркнуто интеллигентно. Его неторопливая правильная речь выдавало в нем  интеллектуала. Стояла жаркая погода, я уже  переоделся. Марк изнывал от жары, но пиджака не снимал. Ворот его нарядной, отливающей перламутром  рубашки, сдавливал красивый узел элегантного галстука.  Я сунул руку в пакет и вынул из него
бутылку греческого коньяка «Олимпикос». Предложив своим попутчикам выпить за знакомство и безоблачный маршрут, мы продолжили разговор. Марк эмигрировал в Германию в связи со своей невостребованностью  в Петербурге.  Он был  квалифицированным инженером, однако для поддержания семейного бюджета  вынужден был пробавляться случайными заработками плотника-шабашника на дачных участках. Благо, что топор в руках держать умел. Отъезд семьи в эмиграцию был подогрет и  приближавшимся призывом в армию его сына.
Второй  попутчицей была миловидная тридцатилетняя женщина в роговых дорогих очках с дымчатыми стеклами. Она тоже была из Кельна. В Петербурге жила ее старенькая мама.

     Лиза, так звали женщину, была  из немцев, еще Петровских времен Она прекрасно говорила по немецки и работала социальным педагогом.  В Германии она была старожилом. Приехала сюда с первой волной девять лет назад. Лиза разрезала яблоки и пару апельсинов, получилась отличная закуска под коньячок. Третьим пассажиром оказался молодой человек, на вид двадцати пяти лет , с  узким разрезом глаз. То ли вьетнамец, то ли кореец. Судя, по более менее сносному русскому, можно было предположить, что он из русских корейцев.
Молодой человек представился Феликсом, по фамилии Пак. В Германии он учился на филологическом факультете университета, знал несколько европейских языков. В свободное от учебы время подрабатывал переводчиком в экскурсионных фирмах. В Питере училась его младшая сестренка и он спешил ее навестить. За разговором мы и не заметили, как проскочили Белоруссию и уже мчались по раздолбанным российским дорогам. К нашему удивлению, автобус на белорусско-российской границе не задержался, водитель высунул голову и провел ладонью по шее- это означало, что он уже досыта наелся разными проверками. Пограничник  видимо пожалел бедолагу -водителя и махнул рукой, разрешая движение…
Под Псковом мы сделали остановку у стоящей  вдоль дороги сельской дощатой забегаловки.
Я очень хотел пить, но у меня не  было с собой российских денег, и я жадно облизывал губы. Выручил Марк. Он купил две бутылки холодной Пепси-Колы, одну из них протянул мне.
Я поблагодарил попутчика и сунул ему в руку металлическую немецкую марку, которую он без лишних слов опустил в карман…
… 
     Вспомнив, что в пакете у меня лежал фотоаппарат, я предложил всей троице сфотографироваться на память. Присев на лежащее рядом длинное бревно, я запечатлел попутчиков, поймав их в кадр. Второй  снимок  я попросил сделать корейца, а сам сел на бревно, рядом с Лизой…
… В  Санкт-Петербург мы въехали ранним утром. Моросил мелкий дождь.  Ушли в бытие  жуткие и утомительные шестьдесят часов пути.  Марк и Лиза написали мне свои кельнские телефоны на бумажке , кореец вытащил портмоне и с важным  видом вытащил визитку. Я не остался в долгу и каждому  подарил по своей, красиво оформленной, визитной карточке.
Водитель автобуса, узнав, что мне нужно ехать на Гражданку, любезно предложил подбросить… за десять дойчмарок. Я был  выжат, как лимон,  и  с благодарностью согласился  Мы попрощались с попутчиками и договорились созвониться и встретиться через месяц , уже в Германии…

   … Автобус распахнул двери, водитель помог мне вынуть из багажного отсека  нагруженную «колобком» сумку и я , чуть не волоком ,потащил ее к  знакомой парадной своего дома…
…  Месяц в Петербурге пролетел , я и не заметил как. Было много разных увлекательных встреч. Я умудрился даже совершить двухнедельное путешествие по воде вместе с сыном до Москвы и обратно .

  …  В первых числах августа  я уезжал  в обратный рейс …       . Я не буду, дорогой читатель, описывать все перипетии этой поездки, а остановлюсь лишь на ее завершающей фазе. Когда до Кельна оставалось примерно сто километров пути, я , взял у водителя телефонную трубку –хэнди и  набрал номер приятеля. Его не оказалось дома. Я позвонил своему соседу , трубку взяла жена и сообщила мне, что муж слег с грыжей в больницу. У меня было много багажа, я вез целую сумку книг  -всего было четыре тяжелых места. Справиться одному мне было не под силу. И вдруг я вспомнил, вытащил из портмоне бумажку, где был записан телефон Марка и набрал номер. Трубку взял сам Марк. Я напомнил о себе и попросил оказать дружескую  услугу -встретить меня на главном вокзале города со стороны  Бреслауэрплатц, прямо у входа.
Марк обещал меня  встретить и заверил, что бросает все дела и   выезжает. Я с благодарностью улыбнулся и повесил трубку. Автобус подрулил к Кельнскому вокзалу около девяти вечера.

     С  Марком мы условились, что он будет меня ждать, начиная с двадцати тридцати и до победы. Мне помогли выгрузиться , я сел верхом на одну из
огромных сумок  и принялся ждать.
Стрелки часов уже показывали  без четверти десять, Марка не было. Я не мог бросить вещи и отойти к автомату. Первый раз в жизни я пожалел, что не приобрел трубки с сотовой связью. У меня в голове роились разные нехорошие мысли, мало ли ,что могло случиться?…
Я сидел на сумках, временами поглядывал на часы.  Ко мне подошел, очевидно, наблюдавший за  мной, полицейский и любезно представившись, спросил  о моих трудностях. На довольно плохом немецком я объяснил , что меня не встретили, глаза мои подергивались нервным тиком. Полицейский спросил , где я живу , и предложил отвезти меня домой на патрульной машине. От радости я чуть не бросился его целовать…
… Офицер, припарковав  лимузин к подъезду дома, помог выгрузить вещи и донести до двери квартиры. Я  застенчиво предложил ему за услуги двадцатимарковую банкноту. Он лишь похлопал меня по плечу и рассмеялся на прощание…
…  Я занес  вещи в квартиру и ,гонимый простым человеческим любопытством ,  снова набрал номер Марка. На втором гудке была снята трубка.
Приятный мужской голос произнес: «Алло!» Это был голос Марка. С горечью и негодованием я бросил трубку…

     … Прошло несколько месяцев. Я уже жил и дышал атмосферой местной жизни и в мирской суете практически забыл о том злополучном, кошмарном автобусном путешествии в Россию.
Сидя  как-то вечером и разбирая фотографии, которые я нащелкал еще в Петербурге, мое внимание привлекла цветная фотография. Приглядевшись внимательно, я узнал своих недавних попутчиков. Я порылся в пакете и обнаружил еще одну такую же  фотографию. Мне пришла мысль позвонить Лизе, вспомнить поездку и подарить на память  снимок… Лиза вспомнила меня, разговаривала весьма неприветливо, а когда я предложил встретиться и передать фотографию, ответила холодно по немецки : « Ich brauche diese Foto nicht» Мне ничего  не оставалось делать, как вежливо извиниться и бросить трубку на рычаг. Вечером, обнаружив визитную карточку корейца, я  безо всякого энтузиазма набрал его номер. Звонкий и тонкий женский голос мне ответил по немецки: « Kein Anschluss unter dieser Nummer  ». Это означало, что
номер телефона абонента перестал существовать. Возможно, кореец   переехал на новую квартиру…
Меня охватили грустные воспоминания. Вроде бы, я не давал своим попутчикам пищи для негативных размышлений, да и записки с номерами телефонов  я не выпрашивал…

    … Я вышел на кухню, принес оттуда глубокую тяжелую пепельницу и , разорвав фотографии на мелкие кусочки, высыпал      и поджег зажигалкой . Быстро взявшееся  пламя   слизало своим язычком разбросанные клочки ,  превратив их в серый пепел. Я вышел на балкон и опрокинул пепельницу. Весело кружась в хороводе,  гонимые  ветром пепелинки ,растворяясь в воздухе, понеслись к земле. Я захлопнул балконную дверь и  констатировал, что кремация  воспоминания о  автобусном маршруте  в Петербург состоялась. То ли будет еще впереди?!…









Борис Бем г. Кельн, Германия , январь 2001 года.


Рецензии
Начало ориентирует на путевые заметки, но вскоре понимаешь, что это психологический очерк с яркими портретными зарисовками, через которые угадывается темперамент, особенности характера того или иного героя.
Рассказ об утомительном, многочасовом автобусном путешествии незаметно уходит на задний план. В центре повествования оказываются люди, такие разные, такие разные.
Мне интересны авторские наблюдения за ними. Важным увиделось все:внешний облик, речь, манеры, реакции на собеседников.
Публицисту, на мой взгляд, удалось разглядеть неповторимое и особенное в каждом. Это, безусловно, результат богатого жизненного опыта, знания людей,следствие проницательности и ума автора.Уже за это низкий поклон!
Очень понятны переживания и мысли журналиста.Они не названы, как нет дидактизма,выводов.Есть очень важный для композиции текста риторический вопрос, сказавший важное- разочарования от общения с людьми неизбежны.Такова природа отношений.
Совпали ощущения журналиста с тем , что и я пережила когда-то, и мне всегда хочется разобраться в мотивах поведения тех, с кем сталкивает судьба.
Герои очерка, встретившиеся автору,-бесталанные на дружбу личности. Скоротали приятно время,корыстно заполнили часы вынужденной дороги случайным общением .Но все отнюдь не случайно!
Они неплохие люди-просто не дано им свыше по велению души ОТДАВАТЬ эмоции, быть щедрыми на духовную связь. Души бывают разные. Маленькие и большие.
Спасибо Автору за обращение читателя к раздумьям о человеческой природе.

Елена Румянцева 2   05.03.2020 11:35     Заявить о нарушении
Благодарю Вас , Елена за адекватный отзыв! Психология человеческих отношений-неотъемлемая часть моих интересов. Я люблю копаться в человеческих судьбах. По жизни я больше адвокат, чем прокурор. Будьте здоровы и благополучны! Пользуясь случаем, поздравляю Вас с наступающим международным женским днем 8 марта. Счастья Вам и здоровья на долгие годы!

Борис Бем   05.03.2020 17:53   Заявить о нарушении
Благодарю за поздравление.

Елена Румянцева 2   05.03.2020 18:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.