Знаки

Передо мной лежит свежевыпущенный номер газеты с моим рассказом. Читаю и, споткнувшись на первых же предложениях,не могу понять, что случилось. Текст, безусловно, мой, ничего не пропущено, ничего не добавлено. Читаю дальше — чувство какого-то дискомфорта проходит. Откладываю газету в сторону, но спустя некоторое время, вновь возвращаюсь к своему рассказу. И снова легкое беспокойство в самом начале. Да в чем же дело, в конце концов?! Ситуация начинает меня злить, и я решаю найти причину своего раздражения. Первый вопрос, который я задаю себе: почему? Ответ: будто идешь по дороге и постоянно спотыкаешься. Ага, вот оно что! Из первых двух больших предложений сделано четыре маленьких. Мелочь вроде бы, но совершенно меняется ритм и интонация. До сих пор я не задумывалась, что у прозы тоже, оказывается, есть свой внутренний ритм. Просто, в отличие от стихов, он сложнее и не так ярко выражен. Если образно это представить, то будто плывешь на яхте — поймал ветер в паруса и идешь в этом потоке. Он сам тебя влечет, но вот что-то ты не так сделал, и твой парус захлопал по ветру, яхта закачалась... Удалось снова поймать ветер — выправился, нет — сидишь на месте или двигаешься рывками, а иногда и перевернешься.
 
Довольная своим открытием, бегу к подруге с газетой. К моему изумлению, она не видит разницы между первым и вторым вариантами начала. Почему?  Теперь у меня и в помине нет раздражения, только исследовательский интерес. Почему же ей все равно, ведь это так режет слух? Прошу ее прочесть это место вслух. Ага! С такой интонацией, как читает она, звучит вполне нормально. Да, не мой ритм, но уже не спотыкаешься. И снова представляется образ: ручеек, бегущий по камням, и спокойная равнинная река. Наверное, ручейку было бы скучно течь медленно и плавно. Да и солидной реке скакать козленком не захочется. Не захочется самой, но посмотреть-то можно! И не с раздражением — дескать, расскакался, козел, а с радостью: вот, молодец, сколько сил и энергии! Главное, не отвергать все сразу — мол, не так написано, не нравится и т. п. Попробовать выйти из своего русла, попробовать сменить свой внутренний ритм, найти ключик к интонации и ритму чужого произведения. Перечитываю с этой позиции то, что мне не нравилось у других авторов. Работает! И новая мысль: а не отсюда ли нападки авторов друг на друга? От неумения  и нежелания найти ключик понимания? От приятия только своего ритма, от нежелания видеть и понимать множество разнообразных форм? И дальше — не отсюда ли и многие беды человеческие? Задумаемся...


Рецензии
Пожалуй, мудрее Булата Шалвовича подытожить сложно:
"Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Так природа захотела,
Почему, не наше дело,
Для чего, не нам судить".
С уважением,

Галина Пронская   03.03.2013 16:13     Заявить о нарушении
Хороший итог! Спасибо!

Ольга Харза   18.03.2013 15:13   Заявить о нарушении