Чаплин жив!
Содержание
Век Чарли Чаплина
1
Маленький кокни
3
Начало пути
5
Лайми в Голливуде
7
Рождение Чарли
8
Жестокий мир
10
Шарло-коммунист
13
«Малыш»
15
«Человеческая комедия»
17
Кривое зеркало: Бродяга и диктатор
19
«Комедия убийств»
22
Война Голливуду!
24
Трагедия художника
26
Финал
28
Чаплин сегодня
31
P.S.: Идущий за Христом
33
Литература
34
Век Чарли Чаплина
XX век оказался самым стремительным в прогрессе науки и техники, самым результативным по жестокости и насилию. Если бросить беглый взгляд на череду дат столетия, то выяснится, что История перемешала великое и ничтожное, благородное и преступное, вершины человеческого духа и пропасти человеческого падения. Эпоха трагических катаклизмов и катастроф: народных бедствий, разгула стихий, опустошающих войн, безжалостных революций, глобального голода, ужасающей нищеты, бессмысленного террора.
То, что открывала наука, использовалось во зло жизни. В первую мировую войну на людях опробовали достижения авиации, и химии. Расщепление атома обернулось бомбардировкой Хиросимы в 45-м, а позже трагедией Чернобыля.
Каждый день человеческое безумие и нетерпимость приносили и приносят многочисленные жертвы.
Во главе каждого исторического круговорота стоят люди, лидеры. Среди них и гении добра, и гении злодейства. Тут и Достоевский и Ленин, и Эйнштейн, и Ганди, и Гитлер, и Сталин, и Дисней, и, конечно же, Чаплин.
Если в жестокосердой мелодии XX века можно расслышать нотки сострадания, человеческого тепла, сочувствия к бедным и униженным, то заслуга великого клоуна тут неоспорима. Если бы не существовало чаплинского искусства, столетие было бы ещё более чудовищным, ещё более кровожадным. Не существует, к сожалению, прибора, который смог бы измерить доброту, отзывчивость, сердечность, участие к ближнему, то есть те чувства, что посеяли в людских душах фильмы маленького Чарли. Поколение за поколением во всевозможных странах, задирая головы к экрану, хохотали, обмирали, обливались слезами, восхищались, сопереживали маленькому, смешному, нелепому, беззащитному человечку с печальными глазами. И впитывали при этом любовь ко всему человечеству, ибо в чаплинских фильмах слились воедино высочайшее мастерство и величайший гуманизм.
«Главная черта маленького человека, созданного Чаплином, - это стремление к счастью, а счастье для него связано с добром. Ему обязательно нужно отдать единственную чёрствую корку хлеба кому-то ещё более слабому, чем он. Ему обязательно нужно полюбить кого-то простой и нелепой любовью. Устроить чьё-то счастье, и в этом устроенном счастье получить и своё крохотное место. Счастье - это любовь к нищему подкидышу, возможность вернуть зрение слепой, желание вернуть разумную жизнь трудовому человечеству. За этим счастьем шагает по большим дорогам жизни, поднимая пыль своими нелепыми башмаками, маленький человек...(1)»
Примечание от автора: (1)Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. М, 1989. - с. 8.
1 Маленький кокни
Чарльз Спенсер Чаплин родился в 8 часов вечера 16 апреля 1889 г. в Лондоне на улице Ист-лэйн в районе Уолворта. Его родители, Чарльз Спенсер Чаплин-старший и Ханна Чаплин (по сцене Лили Харли) были эстрадными актёрами. Мать выступала с песнями и танцами в различных варьете. Отец был «драматическим и жанровым певцом».
В 1890 году Чаплина-старшего пригласили в турне по Америке. Пока мужа не было, Ханна завела нового друга. Им был мюзикхолльный певец Лео Драйден. 31 августа 1892 года она родила ему сына - Уилера. Маленький Чарли лишился отца и приобрёл ещё одного сводного брата. Первому ребёнку Ханны - Сиднею было семь, Чарли три с половиной. Роман Ханны и Лео продлился недолго. Весной 1893 года Драйден исчез из её жизни, забрав с собой шестимесячного малыша. Ханна осталась без гроша и без помощи.
«Мы жили, - вспоминает старший брат Сидней, - в нищенской комнатушке и большей частью впроголодь. Ни у меня, ни у Чарли не было башмаков. Помню, как мать снимала с ног туфли и отдавала их тому из нас, чья очередь была идти за даровой похлёбкой для бедняков, единственной нашей едой за целый день...(2)»
В 1894 году Ханне посчастливилось - её взяли в плохонькое варьете Олдершота. Здоровье её слабело, и однажды на сцене у неё сорвался голос. Зрители, главным образом солдаты, не отличались деликатностью и подняли шум. Ханна ушла, а хозяин, подметивший, как маленький Чарли развлекает за кулисами актёров, вывел его на сцену, чтоб наскоро заменить певицу. Мальчик не смутился и спел песенку, в которой приятели некоего Джека Джонса сокрушаются о том, как он заважничал, когда получил наследство.
Успех был огромный, и, к радости Чарльза, на сцену стали бросать монетки. В тот вечер родилась его практичность: он объявил, что сперва подберёт их, а уж потом будет петь. Это понравилось ещё больше, и больше полетело денег; а Чаплин пел, плясал, изображал актёров, пока Ханна не увела его за кулисы. Это было его первое выступление на сцене (5 лет).
Вскоре нищета и тяжёлая болезнь сломили бывшую артистку Хану Чаплин. После отправки её в больницу дети бродяжничали. Они питались отбросами, которые подбирали в канавах возле рынка, и спали под открытым небом на скамейках в парке. Спустя несколько месяцев их отправили в Гэнуэлский приют, куда свозили из лондонских предместий беспризорных детей. Сидней вскоре отправился искать счастье в Африку и Америку, устроившись поварёнком на пароход. Чарли же оставался в приюте полтора года, пока мать не вышла из больницы.
Для развития природных способностей Чарли очень много сделала его мать, особенно в трудном искусстве имитации. «Если бы не мать, я навряд ли преуспел бы в пантомиме. Я в жизни не видел такой хорошей мимики, как у неё. Она часами сидела у окна, смотрела на прохожих и - руками, глазами, всем лицом - показывала, что они делают. При этом она без умолку говорила. Глядя на неё и слушая остроумнейшие комментарии, я научился не только выражать чувства мимикой и жестами, но и наблюдать, изучать людей (3).»
Лондонская улица тоже многому научила Чаплина. Маленький Чарли не мог, конечно, многого понять из того, что происходило вокруг него, однако быт, нравы, типы и характеры людей его детства остались в памяти навсегда и нашли позднее воплощение в созданных им кинокартинах.
Той же самой лондонской улице обязан Чаплин в немалой степени и раннему развитию в нём чувства юмора. Это чувство составляет одну из замечательных черт английского национального характера. Особенные мастера на меткое и острое слово - кокни, коренные лондонцы из «низов». Даже жестокость жизни оказалась не в состоянии вытравить у английского простолюдина любовь к шутке - она лишь окрасила её лёгкой грустью. Вот одна из них: «Не верьте мне, господа! Большего обманщика вы не встретите во всём свете! Этот порок у меня с детства. Каждый раз, когда я забывал соврать, мать награждала меня пощёчиной, а отец угощал пинком. Вы не слушайте меня - всё равно я вас надую, - а лучше посмотрите на мой товар. Он очень дёшев, потому что я беру его для продажи в долг, а долгов никогда не плачу, такая уж у меня привычка...(4)»
(2)Кукаркин А. В. Чарли Чаплин. М, 1960. - с. 8.
(3)Робинсон Д. Чарли Чаплин. Жизнь и творчество. М, 1989. - с. 31.
(4)Кукаркин А. В. Чарли Чаплин. М, 1960. - с. 10.
2 Начало пути
Театральная карьера Чаплина началась в 1898 г. Как-то он выступал на улице с хореографическим номером и это привлекло внимание некоего Джексона, школьного учителя из Ланкашира. Джексон организовал детский танцевальный ансамбль - «Восемь ланкаширских парней». Составляли ансамбль: Чарли, пять сыновей Джексона и две его дочери, переодетые мальчишками. В течение двух лет Чарли разъезжал по английской провинции. Исполнительное мастерство его значительно повысилось.
В 1907 г. Чарли Чаплин вступил в ансамбль Фреда Карно, специализировавшемся на постановке пантомим. К этому времени он уже стал талантливым исполнителем и прекрасно тренированным профессионалом. Пребывание в труппе было для Чаплина своего рода «завершением актёрского образования». В пантомимах Фреда Карно Чарли научился играть молча, заменять слово выразительным жестом.
В общей сложности у Карно Чаплин сыграл от 20 до 30 ролей. Среди наиболее удачных его выступлений роль пьяного джентльмена в скетче «Молчаливые птицы».
Действие развёртывалось во время спектакля. Персонаж, которого изображал Чаплин, появлялся с некоторым опозданием в одной из лож. Он был в приподнятом настроении, развлекая своим поведением зрителей спектакля, и выводил из себя актёров, требовавших, чтобы Чаплин либо покинул ложу, либо вёл себя прилично.
Пантомимическое мастерство, приобретённое на сцене, впоследствии стало для Чаплина неисчерпаемым источником всякого рода импровизаций и инсценировок.
Так, в октябре 1921 г., в отеле «Олбани», Чаплин в присутствии Эдуарда Кноблока, Дональда Криспа и своего секретаря Карла Робинсона артистически разыграл Тома Герарти.
Том Герарти сказал Чаплину, что поскольку он (Чаплин) достиг уже наибольшего возможного успеха, то единственное, что ему остаётся сделать, - это умереть в зените славы. В ответ Чаплин высказал некоторые соображения, резко расходящиеся с религиозными взглядами Герарти, а потом, посвятив некоторых из присутствующих в свои замыслы, подошёл к окну и распахнул его настежь.
В этот вечер над Лондоном была гроза, густые облака покрывали небо, шёл проливной дождь, сверкали молнии, гремел гром. Чаплин выкрикнул несколько проклятий, обращаясь к небу... Сверкнула молния, грянул гром, Чаплин вскрикнул и упал. «Боже мой! Это свершилось! (5)» - воскликнул перепуганный Герарти.
Тело Чаплина вынесли в соседнюю комнату. Через несколько секунд Дональд Крисп объявил, что Чаплин скончался. Герарти хотел выброситься из окна. Его еле удержали. В этот момент в дверях соседней комнаты появился «воскресший» Чаплин с ангельскими крылышками за спиной, сделанными наскоро из наволочки.
28 ноября 1913 г. состоялось последнее выступление Чаплина на театральной сцене. Подписав контракт с фирмой «Кистоун», Чаплин навсегда покинул театр и стал киноактёром.
Существует мнение, что истоки и корни творчества Чаплина следует искать лишь в американском кинематографе. Эта легенда возникла ещё в начале 20-х годов, когда пытались вбить клин между кино и театром. Она несостоятельна. Та обстановка, та среда, та атмосфера, под влиянием которых складывался характер молодого артиста, его эстетические вкусы, его отношение к жизни и людям были одновременно обстановкой, средой и атмосферой, в которых зародился и вырос появившейся годом позже на экранах США знаменитый Чарли.
(5)Авенариус Г. А. Чарльз Спенсер Чаплин. Очерк раннего периода творчества. М, 1960. - с. 35.
3 Лайми в Голливуде
В начале 10-х годов XX века в США, на юге штата Калифорния, в пригороде крупного промышленного центра Лос-Анджелоса вырастал первый в мире киногород - Голливуд.
Чаплин пришёл в американский кинематограф на заре его развития. И тем не менее у последнего уже были свои установившиеся стереотипы и штампы, неписаные, но непреложные законы. Попытки Чаплина воспользоваться полученным у Карно опытом, который мог бы как-то обогатить господствовавший в то время в кино примитив, были сразу же встречены в штыки.
«Я странствовал по континенту, тщеславно мечтая об осуществлении давнейшего заветного желания - стать великим романтическим актёром современности, идеальным Ромео экрана... Представьте себе моё разочарование, когда я узнал, что мне предстоит играть что-то вроде хромого субъекта, страдающего ишиасом, который должен взбираться по расшатанной лестнице с мешком угля на голове... Я пришёл в негодование...(6)» - Чарли Чаплин о столкновение своих творческих планов с действительностью студии «Кистоун».
Артистам «Кистоун» Чаплин казался заносчивым выскочкой, его рассуждения о ритме и пантомиме вызывали насмешливые улыбки и иронические замечания. Английское произношение маленького «лайми» так в Голливуде называли выходцев из лондонского предместья Лаймхауз для актёров, изъясняющихся при помощи американского жаргона - «слэнга», было непривычным, чужим. Чаплин оказался в морально подавленном состоянии.
Лишь глубокий интерес и любовь к кино, выраставшие постепенно в настоящую и всепоглощающую страсть, заставили Чаплина перебороть себя и остаться в Голливуде. Кроме того, он, конечно, понимал, что, несмотря на все свои недостатки, студия «Кистоун» была в то время едва ли не единственной стоящей кинематографической школой для начинающего комического киноартиста.
(6)Авенариус Г. А. Чарльз Спенсер Чаплин. Очерк раннего периода творчества. М, 1960. - с. 56.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №209043000010