Чаплин жив!

О ком этот биографический очерк? О Чарли Чаплине из мемуаров разных авторов, которые соединены в одну историю (прим. автора).

Содержание

Век  Чарли  Чаплина
1
Маленький  кокни
3
Начало  пути
5
Лайми  в  Голливуде
7
Рождение  Чарли
8
Жестокий  мир
10
Шарло-коммунист
13
«Малыш»
15
«Человеческая  комедия»
17
Кривое  зеркало: Бродяга  и  диктатор
19
«Комедия  убийств»
22
Война  Голливуду!
24
Трагедия  художника
26
Финал
28
Чаплин  сегодня
31
P.S.: Идущий за Христом
33
Литература
34

Век  Чарли  Чаплина
XX  век  оказался  самым  стремительным  в  прогрессе  науки  и  техники, самым  результативным  по  жестокости  и  насилию. Если  бросить  беглый  взгляд  на  череду  дат  столетия, то  выяснится, что  История  перемешала  великое  и  ничтожное, благородное  и  преступное, вершины  человеческого  духа  и  пропасти  человеческого  падения. Эпоха  трагических  катаклизмов  и  катастроф: народных  бедствий, разгула  стихий, опустошающих  войн, безжалостных  революций, глобального  голода, ужасающей  нищеты, бессмысленного  террора.
То, что  открывала  наука, использовалось  во  зло  жизни. В  первую  мировую  войну  на  людях  опробовали  достижения  авиации, и  химии. Расщепление  атома  обернулось  бомбардировкой  Хиросимы  в  45-м, а  позже  трагедией  Чернобыля.
Каждый  день  человеческое  безумие  и  нетерпимость  приносили  и  приносят  многочисленные  жертвы.
Во  главе  каждого  исторического  круговорота  стоят  люди, лидеры. Среди  них  и  гении  добра, и  гении  злодейства. Тут  и  Достоевский  и  Ленин, и  Эйнштейн, и  Ганди, и  Гитлер, и  Сталин, и  Дисней, и, конечно  же, Чаплин.
Если  в  жестокосердой  мелодии  XX  века  можно  расслышать  нотки  сострадания, человеческого  тепла, сочувствия  к  бедным  и  униженным, то  заслуга  великого  клоуна  тут  неоспорима. Если  бы  не  существовало  чаплинского  искусства, столетие  было  бы  ещё  более  чудовищным, ещё  более  кровожадным. Не  существует, к  сожалению, прибора, который  смог  бы  измерить  доброту, отзывчивость, сердечность, участие  к  ближнему, то  есть  те  чувства, что  посеяли  в  людских  душах  фильмы  маленького  Чарли. Поколение  за поколением  во  всевозможных  странах, задирая  головы  к  экрану, хохотали, обмирали, обливались  слезами, восхищались, сопереживали  маленькому, смешному, нелепому, беззащитному  человечку  с  печальными  глазами. И  впитывали  при  этом  любовь  ко  всему  человечеству, ибо  в  чаплинских  фильмах  слились  воедино  высочайшее  мастерство  и  величайший  гуманизм.
«Главная  черта  маленького  человека, созданного  Чаплином, - это  стремление  к  счастью, а  счастье  для  него  связано  с  добром. Ему  обязательно  нужно  отдать  единственную  чёрствую  корку  хлеба  кому-то  ещё  более  слабому, чем  он. Ему  обязательно  нужно  полюбить  кого-то  простой  и  нелепой  любовью. Устроить  чьё-то  счастье, и  в  этом  устроенном  счастье  получить  и  своё  крохотное  место. Счастье - это  любовь  к  нищему  подкидышу, возможность  вернуть  зрение  слепой, желание  вернуть  разумную  жизнь  трудовому  человечеству. За  этим  счастьем  шагает  по  большим  дорогам  жизни, поднимая  пыль  своими  нелепыми  башмаками, маленький  человек...(1)»

Примечание от автора: (1)Робинсон  Д. Чарли  Чаплин. Жизнь  и  творчество. М, 1989. - с. 8.

1 Маленький  кокни
Чарльз  Спенсер  Чаплин  родился  в  8  часов  вечера  16  апреля  1889 г. в  Лондоне  на    улице    Ист-лэйн     в   районе   Уолворта. Его   родители, Чарльз   Спенсер  Чаплин-старший  и  Ханна Чаплин (по  сцене  Лили  Харли) были  эстрадными  актёрами. Мать  выступала  с  песнями  и  танцами  в  различных  варьете. Отец  был  «драматическим  и  жанровым  певцом».
В  1890  году  Чаплина-старшего  пригласили  в  турне  по  Америке. Пока  мужа  не  было, Ханна  завела  нового  друга. Им  был  мюзикхолльный  певец  Лео  Драйден. 31 августа  1892  года  она  родила  ему  сына - Уилера. Маленький  Чарли  лишился  отца  и  приобрёл  ещё  одного  сводного  брата. Первому  ребёнку  Ханны - Сиднею  было  семь, Чарли  три  с  половиной. Роман  Ханны  и  Лео  продлился  недолго. Весной  1893  года  Драйден  исчез  из  её  жизни, забрав  с  собой  шестимесячного  малыша. Ханна  осталась  без  гроша  и  без  помощи.
«Мы  жили, - вспоминает  старший  брат  Сидней, - в  нищенской  комнатушке  и  большей  частью  впроголодь. Ни  у  меня, ни  у  Чарли  не  было  башмаков. Помню, как  мать  снимала  с  ног  туфли  и  отдавала  их  тому  из  нас, чья  очередь  была  идти  за  даровой  похлёбкой  для  бедняков, единственной  нашей  едой  за  целый  день...(2)»
В  1894  году  Ханне  посчастливилось - её  взяли  в  плохонькое  варьете  Олдершота. Здоровье  её  слабело, и  однажды  на  сцене  у  неё  сорвался  голос. Зрители, главным  образом  солдаты, не  отличались  деликатностью  и  подняли  шум. Ханна  ушла, а  хозяин, подметивший, как  маленький  Чарли  развлекает  за  кулисами  актёров, вывел  его  на  сцену, чтоб  наскоро  заменить  певицу. Мальчик  не  смутился  и  спел  песенку, в  которой  приятели  некоего  Джека  Джонса  сокрушаются  о  том, как  он  заважничал, когда  получил  наследство.
Успех  был  огромный, и, к  радости  Чарльза, на  сцену  стали  бросать  монетки. В  тот  вечер  родилась  его  практичность: он  объявил, что  сперва  подберёт  их, а  уж  потом  будет  петь. Это  понравилось  ещё  больше, и  больше  полетело  денег; а  Чаплин  пел, плясал, изображал  актёров, пока  Ханна  не  увела  его  за  кулисы. Это  было  его  первое  выступление  на  сцене (5  лет).
Вскоре  нищета  и  тяжёлая  болезнь  сломили  бывшую  артистку  Хану  Чаплин. После  отправки  её  в  больницу  дети  бродяжничали. Они  питались  отбросами, которые  подбирали  в  канавах  возле  рынка, и  спали  под  открытым  небом  на  скамейках  в  парке. Спустя   несколько  месяцев  их  отправили  в  Гэнуэлский  приют, куда  свозили  из  лондонских  предместий  беспризорных  детей. Сидней  вскоре  отправился  искать  счастье  в  Африку  и  Америку, устроившись  поварёнком  на  пароход. Чарли  же  оставался  в  приюте  полтора  года, пока  мать  не  вышла  из  больницы.
Для  развития  природных  способностей  Чарли  очень  много  сделала  его  мать, особенно  в  трудном  искусстве  имитации. «Если  бы  не  мать, я  навряд  ли  преуспел  бы  в  пантомиме. Я  в  жизни  не  видел  такой  хорошей  мимики, как  у  неё. Она  часами  сидела  у  окна, смотрела  на  прохожих  и - руками, глазами, всем  лицом - показывала, что  они  делают. При  этом  она  без  умолку  говорила. Глядя  на  неё  и  слушая  остроумнейшие  комментарии, я  научился  не  только  выражать  чувства  мимикой  и  жестами, но  и  наблюдать, изучать  людей (3).»
Лондонская  улица  тоже  многому  научила  Чаплина. Маленький  Чарли  не  мог, конечно, многого  понять  из  того, что  происходило  вокруг  него, однако  быт, нравы, типы  и  характеры  людей  его  детства  остались  в  памяти  навсегда  и  нашли  позднее  воплощение  в  созданных  им  кинокартинах.
Той  же  самой  лондонской  улице  обязан  Чаплин  в  немалой  степени  и  раннему  развитию  в  нём  чувства  юмора. Это  чувство  составляет  одну  из  замечательных  черт  английского  национального  характера. Особенные  мастера  на  меткое  и  острое  слово - кокни, коренные  лондонцы  из  «низов». Даже  жестокость  жизни  оказалась  не  в  состоянии  вытравить  у  английского  простолюдина  любовь  к  шутке - она  лишь  окрасила  её  лёгкой  грустью. Вот  одна  из  них: «Не  верьте  мне, господа! Большего  обманщика  вы  не  встретите  во  всём  свете! Этот  порок  у  меня  с  детства. Каждый  раз, когда  я  забывал  соврать, мать  награждала  меня  пощёчиной, а  отец  угощал  пинком. Вы  не  слушайте  меня - всё  равно  я  вас  надую, - а  лучше  посмотрите  на  мой  товар. Он  очень  дёшев, потому  что  я  беру  его  для  продажи  в  долг, а  долгов  никогда  не  плачу, такая  уж  у  меня  привычка...(4)»

(2)Кукаркин  А. В. Чарли  Чаплин. М, 1960. - с. 8.
(3)Робинсон  Д. Чарли  Чаплин. Жизнь  и  творчество. М, 1989. -   с. 31.
(4)Кукаркин  А. В. Чарли  Чаплин. М, 1960. - с. 10.

2 Начало  пути
Театральная  карьера  Чаплина  началась  в  1898 г. Как-то  он  выступал  на  улице  с  хореографическим  номером  и  это  привлекло  внимание  некоего  Джексона, школьного  учителя  из  Ланкашира. Джексон  организовал  детский  танцевальный  ансамбль - «Восемь  ланкаширских  парней». Составляли  ансамбль: Чарли, пять  сыновей  Джексона  и  две  его  дочери, переодетые  мальчишками. В  течение  двух  лет  Чарли  разъезжал  по  английской  провинции. Исполнительное  мастерство  его  значительно  повысилось.
В  1907 г. Чарли  Чаплин  вступил  в  ансамбль  Фреда  Карно, специализировавшемся  на  постановке  пантомим. К  этому  времени  он  уже  стал  талантливым  исполнителем  и  прекрасно  тренированным  профессионалом. Пребывание  в  труппе  было  для  Чаплина  своего  рода  «завершением  актёрского  образования». В  пантомимах  Фреда  Карно  Чарли  научился  играть  молча, заменять  слово  выразительным  жестом.
В  общей  сложности  у  Карно  Чаплин  сыграл  от  20  до  30  ролей. Среди  наиболее  удачных  его  выступлений  роль  пьяного  джентльмена  в  скетче  «Молчаливые  птицы».
Действие  развёртывалось  во  время  спектакля. Персонаж, которого  изображал  Чаплин, появлялся  с  некоторым  опозданием  в  одной  из  лож. Он  был  в  приподнятом  настроении, развлекая  своим  поведением  зрителей  спектакля, и  выводил  из  себя  актёров, требовавших, чтобы  Чаплин  либо  покинул  ложу, либо  вёл  себя  прилично.
Пантомимическое  мастерство, приобретённое  на  сцене, впоследствии  стало  для  Чаплина  неисчерпаемым  источником  всякого  рода  импровизаций  и  инсценировок.
Так, в  октябре  1921 г., в  отеле  «Олбани», Чаплин  в  присутствии  Эдуарда  Кноблока, Дональда  Криспа  и  своего  секретаря  Карла  Робинсона  артистически  разыграл   Тома  Герарти.
Том  Герарти  сказал  Чаплину, что  поскольку  он (Чаплин) достиг  уже  наибольшего  возможного  успеха, то  единственное, что  ему  остаётся  сделать, - это  умереть  в  зените  славы. В  ответ  Чаплин  высказал  некоторые  соображения, резко  расходящиеся  с  религиозными  взглядами  Герарти, а  потом, посвятив  некоторых  из  присутствующих  в  свои  замыслы, подошёл  к  окну  и  распахнул  его  настежь.
В  этот  вечер  над  Лондоном  была  гроза, густые  облака  покрывали  небо, шёл  проливной  дождь, сверкали  молнии, гремел  гром. Чаплин  выкрикнул  несколько  проклятий, обращаясь  к  небу... Сверкнула  молния, грянул  гром, Чаплин  вскрикнул  и  упал. «Боже  мой! Это  свершилось! (5)» - воскликнул  перепуганный  Герарти.
Тело  Чаплина  вынесли  в  соседнюю  комнату. Через  несколько  секунд  Дональд  Крисп  объявил, что  Чаплин  скончался. Герарти  хотел  выброситься  из  окна. Его  еле  удержали. В  этот  момент  в  дверях  соседней  комнаты  появился  «воскресший»  Чаплин  с  ангельскими  крылышками  за  спиной, сделанными  наскоро  из  наволочки.
28  ноября  1913 г.  состоялось  последнее  выступление  Чаплина  на  театральной  сцене. Подписав  контракт  с  фирмой  «Кистоун», Чаплин  навсегда  покинул  театр  и  стал  киноактёром.
Существует  мнение, что  истоки  и  корни  творчества  Чаплина  следует  искать  лишь  в  американском  кинематографе. Эта  легенда  возникла  ещё  в  начале  20-х  годов, когда  пытались  вбить  клин  между  кино  и  театром. Она  несостоятельна. Та  обстановка, та  среда, та  атмосфера, под  влиянием  которых  складывался  характер  молодого  артиста, его  эстетические  вкусы, его  отношение  к  жизни  и  людям  были  одновременно  обстановкой, средой  и  атмосферой, в  которых  зародился  и  вырос  появившейся  годом  позже  на  экранах  США  знаменитый  Чарли.

(5)Авенариус Г. А. Чарльз Спенсер Чаплин. Очерк раннего периода творчества. М, 1960. - с. 35.

3 Лайми  в  Голливуде
В  начале  10-х  годов  XX  века  в  США, на  юге  штата  Калифорния, в  пригороде  крупного  промышленного  центра  Лос-Анджелоса  вырастал  первый  в  мире  киногород - Голливуд.
Чаплин  пришёл  в  американский  кинематограф  на  заре  его  развития. И  тем  не  менее  у  последнего  уже  были  свои  установившиеся  стереотипы  и  штампы, неписаные, но  непреложные  законы. Попытки  Чаплина  воспользоваться  полученным  у  Карно  опытом, который  мог  бы  как-то  обогатить  господствовавший  в  то  время  в  кино  примитив, были  сразу  же  встречены  в  штыки.
«Я  странствовал  по  континенту, тщеславно  мечтая  об  осуществлении  давнейшего  заветного  желания - стать  великим  романтическим  актёром  современности, идеальным  Ромео  экрана... Представьте  себе  моё  разочарование, когда  я  узнал, что  мне  предстоит  играть  что-то  вроде  хромого  субъекта, страдающего  ишиасом, который  должен  взбираться  по  расшатанной  лестнице  с  мешком  угля  на  голове... Я  пришёл  в  негодование...(6)» - Чарли  Чаплин  о  столкновение  своих  творческих  планов  с  действительностью  студии  «Кистоун».
Артистам  «Кистоун»  Чаплин  казался  заносчивым  выскочкой, его  рассуждения  о  ритме  и  пантомиме  вызывали  насмешливые  улыбки  и  иронические  замечания. Английское  произношение  маленького  «лайми»  так  в  Голливуде  называли  выходцев  из  лондонского  предместья  Лаймхауз  для  актёров, изъясняющихся  при  помощи  американского  жаргона - «слэнга», было  непривычным, чужим. Чаплин  оказался  в  морально  подавленном  состоянии.
Лишь  глубокий  интерес  и  любовь  к  кино, выраставшие  постепенно  в  настоящую  и  всепоглощающую  страсть, заставили  Чаплина  перебороть  себя  и  остаться  в  Голливуде. Кроме  того, он, конечно, понимал, что, несмотря  на  все  свои  недостатки, студия  «Кистоун»  была  в  то  время  едва  ли  не  единственной  стоящей  кинематографической  школой  для  начинающего  комического  киноартиста.

(6)Авенариус Г. А. Чарльз Спенсер Чаплин. Очерк раннего периода творчества. М, 1960. - с. 56.

Продолжение следует...


Рецензии