Кризис, серия 2

Среди событий, влияющих на жизнь в стране, необходимо отметить то, что сейчас, по прошествии более полугода, финансовый кризис начинает переходить в новую фазу, с точки зрения психологического состояния общества. Это проявляется не только в описанном медиками "кризисном синдроме", но и в массовом распространении т.н. пограничных нарушений, которые не достигают степени клинических душевных расстройств, однако значимо влияют на поведение людей. Речь идет о социально-стрессовых расстройствах - у значительной доли населения может возникать такое состояние, когда люди ведут себя неадекватно. Происходит психологический «регресс» - снижение критики, повышение внушаемости, благодаря которым люди способны эмоционально «заражать» друг друга, распространяя панические или агрессивные настроения. При дальнейшем накоплении в обществе социально-психологической напряженности, особенно при резком ухудшении экономического положения, острого переживания социальной несправедливости и депривации, возможно слияние массовых тревожных и агрессивных настроений в одну взрывоопасную смесь.

Более того, подобный рост потенциальной базы антисоциальных действий оказывается за пределами поля зрения социологов. Ведь когда респонденты отвечают на вопросы социологических исследований, связанных с изучением протестных настроений, они отвечают рационально, находясь в обычном, уравновешенном состоянии. А когда возникают критические ситуации, люди переходят к эмоциональному мышлению, «теряют голову», и действуют совершенно иначе, безрассудно, ведомые инстинктами. Если подобные настроения "подогреваются", возможно возникновение агрессивной толпы, способной на антисоциальные действия. Наиболее податливыми оказываются маргинализованные группы населения, а также подростки, склонные к группированию и агрессии. С учетом этого, необходимы общегосударственные социально-психологические программы для профилактики событий, подобных недавним молдавским массовым волнениям.
Г. Павловский нынче рассуждает в своем эссе "Еще раз о лжи и воровстве", повторяя тезис А. Громова, что мы живем в системе и "экономике лжи и вороства". И развивает далее эту мысль, говоря о ом, что у нас нынче режим «незлой, но основанный на лжи», который "не консервативен, но зверски осторожен", а "специфической чертой оппозиции в России, основой ее ценностного пафоса" является... "невежество".
С социально-психиатрической же точки зрения, все не так - все гораздо проще, прозаичнее и оттого суровее. Социальные эксцессы, революции и т.п. общественные катаклизмы у нас более, чем где бы то ни было, связаны с нарушением душевного здоровья общества. Общественный строй в нашей стране всегда характеризовался и ложью, и воровством - так уж заведено испокон веков)) Ничего нового в этом нет - и ничего иного народ не ожидает. А держался и держится строй на конформизме населения, его пассивной позиции и автоматическом послушании. Это у нас также заведено испокон веков. Но - только до поры, пока в обществе преобладают здравомыслящие настроения. Если же у людей в массовом порядке "сносит крышу", возникает паника, и социум превращается в безумную толпу, готовую поверить чему угодно и кому угодно - происходит беда. Все разваливается, как карточный домик - как это было в 1917 или в 1991...
Вывод прост: для того, чтобы общество развивалось и стабилизировалось, нужно "лечить" общественное сознание))


Рецензии