Хользунов В. С

ХОЛЬЗУНОВ ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ

Родился 31.01.05 г. в Царицыне, в семье рабочего. Русский.

Служил в РККА в 1918-22 гг. Вступил добровольцем, вместе с отцом. Участвовал в Гражданской войне. Воевал под Царицыным.

С 1922 г. работал на лесопильном заводе, а затем был секретарём волостного комитета комсомола в станице Глазуновской.

Призван в РККА в 1925 г. В том же году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков.

Член ВКП(б) с 1927 г.

В 1928 г. окончил 2-ю военную школу летчиков КВФ в г. Борисоглебске. Затем был летчиком-инструктором в авиашколе.

Вспоминает генерал-полковник авиации Каманин: «Погожим зимним днем в кабину инструктора сел незнакомый мне летчик. Предстояло выполнить довольно сложное задание - полет с посадкой на незнакомом аэродроме по маршруту Борисоглебск - Анна - Воронеж - Борисоглебск.

- Маршрут известен? - спросил проверяющий очень дружелюбно, словно оба мы были старыми знакомыми

Почувствовал себя сразу свободнее, исчезла обычная в таком случае настороженность...

В кабине инструктора сидел и оценивал мои действия… Виктор Степанович Хользунов, впоследствии прославленный боевой летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза

Как и Чкалов, он родился и вырос на Волге. Сын царицынского рабочего, В.С. Хользунов юношей вступил в ряды Красной Армии, вместе с отцом дрался с врагами в огневые годы гражданской войны. В 1925 году Виктора Хользунова послали учиться в летную школу. Став отличным летчиком, он много лет работал в авиационных училищах, обучая молодежь летному искусству. Потом служил в бомбардировочной авиации, в строевых частях, в совершенстве овладел мастерством меткого бомбометания и противозенитного маневра, командовал первым соединением дальней бомбардировочной авиации. Вот кто сидел в роли проверяющего в кабине моего самолета зимой 1928 года...

Погода благоприятствовала полету, и он закончился вполне благополучно. Зарулил на стоянку. Выключил двигатель. Инструктор легко спрыгнул на землю, подозвал к себе, высказал несколько замечаний и советов. Спокойно, деловито. Словно старший брат разговаривает с младшим. Пожелал успехов и зашагал к линии старта.

С Виктором Степановичем Хользуновым мне довелось летать много раз. Каждый полет с ним был для меня предметным уроком пилотирования, в каждом полете отшлифовывались навыки управления самолетом[1]».

Вскоре он был назначен командиром авиаотряда 7-й Сталинградской военной школы пилотов.

В 1933 г. окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военной Воздушной академии им. Жуковского.

В 1936 г. Хользунов окончил Высшие летно-тактические курсы в г. Липецке.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: «Слушатели курсов разместились в авиационном городке, что находился на окраине Липецка. Здесь были все удобства для обучения командного состава ВВС. В учебной авиационной бригаде имелись все типы современных самолетов, отлично оборудованные учебные классы, уютное, со всеми удобствами общежитие. Словом, было здесь все, что требовалось для учебы и нормального отдыха. Самое приятное впечатление оставила четкая, можно сказать, идеальная организация учебного процесса.

Экзамены перед зачислением на курсы принимались строго. Достаточно было получить одну-единственную двойку, и двери курсов перед летчиком-командиром закрывались. Поступающих здесь рассматривали с точки зрения перспективы дальнейшего их использования на командных должностях. С каждым из нас обстоятельно беседовал начальник курсов... Он и решал окончательно: зачислить человека на курсы или же откомандировать в часть. Откомандирования боялись пуще огня..

Программа курсов в основе своей не особенно отличалась от программы КУНСов при академии имени Н.Е. Жуковского. Она была лишь несколько объемнее и конкретнее. Изучали мы новую технику, поступившую в авиацию...

Преподаватели на курсах были на редкость строгими и неумолимыми. Особенно к тем, кто относился к учебе с прохладцей. День у нас загружался до предела. Иногда при разборах и переработках планов летно-тактических учений даже ночь прихватывали. Мы ложились в постель в три-четыре часа, а в восемь уже начинался новый учебный день.

За время учебы нам удалось ознакомиться со взаимодействием в бою всех родов войск, освоить методику подготовки летного состава, изучить материальную часть новых самолетов и их вооружение, средства связи. Учеба завершилась участием в маневрах»[2].

Затем Хользунов служил в бомбардировочной авиации. Был командиром звена, отряда, бомбардировочной эскадрильи, помощником начальника отдела боевой подготовки ВВС Забайкальской группы войск ОКДВА.

По отзывам сослуживцев капитан Хользунов был «волевой и требовательный командир, искусный летчик и хороший организатор»[3].

Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1936-1937 гг. Был награжден орденом Красного Знамени (1937).

До прибытия советских бомбардировщиков СБ, ВВС республиканцев располагали лишь несколькими легкими бомбардировщиками Breguet-19 и двухмоторными тяжелыми бомбардировщиками Potez-54 французского производства. Хользунов возглавил звено «бреге» в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи. Его ведомыми были советские летчики Примо Джибелли и Георгий Тупиков.

Полковник Деменчук вспоминает: «Однажды, во время выполнения боевого задания западнее Мадрида, самолет Хользунова был подбит и начал отставать. Казалось ведущий вынужден будет сесть. Джибелли не отставал от самолета ведущего, хотя ведомым была дана команда «действовать самостоятельно». Позже он объяснил, что тоже намеревался садиться вместе с Хользуновым, чтобы помочь ему, а если нужно, то и забрать его экипаж на свой «бреге». Но Хользунов сумел устранить утечку бензина, мотор снова заработал, и самолет долетел почти до своего аэродрома…

Тихоходный и слабо вооруженный «Бреге-19» служил хорошей мишенью для вражеских истребителей. Однако Виктор Степанович нашел выход. На бреющем полете, используя гористую местность, он внезапно появлялся над целью, наносил бомбовые удары и уходил так скрытно, что ошеломленный внезапностью противник не успевал даже открыть огонь.

Когда прибыли СБ, Виктор Степанович приступил к формированию эскадрильи. За короткое время он сумел создать крепкий коллектив, способный выполнять сложные боевые задачи. По оценке командования, его эскадрилья была лучшей бомбардировочной частью ВВС республики. На боевые задания эскадрилью всегда водил командир. Под его руководством летчики наносили эффективные удары по противнику. Настойчивость в выполнении заданий и личная храбрость снискала Хользунову большое уважение. Летчики безгранично верили своему командиру»[4].

Одним из крупных успехов 2-й эскадрильи скоростных бомбардировщиков Хользунова, которая базировалась в Сан-Клементе, был разгром железнодорожной станции в Талавере.

Рассказывает Деменчук: «Отсюда к фронту отправлялись военные грузы и воинские части. Станция прикрывалась сильными зенитными средствами. Противник встретил нас заградительным огнем всех зенитных батарей. Все небо впереди и вокруг нас заволокло клубами дыма от разрывов вражеских снарядов.

Совершая противозенитный маневр, наша эскадрилья вышла на боевой курс и сбросила бомбы на здания станции и железнодорожные пути, где в то время находилось несколько эшелонов. Возвращаясь на свой аэродром, мы еще долго видели дым пожара»[5].

По состоянию на 14.02.37 г. в эскадрилье Хользунова осталось 7 самолетов.

05.04.37 г. состоялась беседа между летчиками, вернувшимися из Испании, и руководством РККА:

«ХОЛЬЗУНОВ: Применение СБ, я считаю, в большинстве случаев было неправильным. Бомбили по фронту, но задачи зачастую ставились очень неграмотно, никакой выучки не чувствовалось у многих к-ров, хотя большинство из них окончило Академию или учились в Липецкой школе.

Были случаи, когда задачу ставили таким образом: бомбить отдельно стоящий домик северо-западнее Каса-дель-Кампо. Требуется 3 с-та СБ. И все. А сколько километров — хотя бы указали…

Никакого руководства сверху в отношении того, какие лучше всего строи или порядки, в отношении обеспечения того, чтобы как можно было меньше потерь, мы не видели, это, наверно, говорил и Шахт.

Организация у нас как будто была большая: считается штаб авиации, потом имеются штабы групп, потом штабы эскадрилий. Штаб авиации не принимает решение как штаб авиации, а принимает решение, которое должен был бы принять командир н/отряда: указывает маршрут, сколько самолетов и куда сколько сбросить бомб…

Управление в воздухе производится эволюциями самолета. Для того чтобы наладить связь, нужно посадить туда человека, который сидел бы исключительно на связи. Ни в коем случае нельзя, чтобы был стрелок и радист. Он должен следить за воздухом.

АЛКСНИС: А для чего нужно радио?

ХОЛЬЗУНОВ: А если эскадрилья идет, нужна связь.

АЛКСНИС: Будут перехватывать. Ваш полет засекут и определят точно, на каком месте вы находитесь.

ХОЛЬЗУНОВ: Тогда еще лучше, если от него отказаться. Мы так и делали, потому что радио у нас не работало, так как стрелки были заняты своей непосредственной работой.

АЛКСНИС: Плохо, если стрелка убьют?

ХОЛЬЗУНОВ: Очень плохо. СБ — слепая машина.

ХОЛЬЗУНОВ: Командир группы не летал. Взять Златоцветова и Гусева — руководят, а руководить нечем...

Истребители говорили, что плохая информация пр-ка. Никаких оперативных сводок, ничего нет, не знаешь зачастую результатов воздушного боя. Нужно получать опыт - как атакуют они наших, как они дерутся. Этого совершенно не было…

Результаты бомбометания у нас были следующие. Первое время штурмана очень плохо учитывали и в большинстве случаев бомбили с перелетом. Потом уже, примерно после 10-го полета, стали уточнять…

Сиденье летчика на СБ необходимо переделать, ноги высоко стоят, затекают, если часа 4 полетать, трудно стоять на ногах. Уж мы подкладывали на сиденье чехлы, тогда ногам удобно, а голова в фонарь упирается. Все летчики на это жалуются. Можно их сделать бронированными, мы приспосабливали снизу и сзади сталь, нашли хорошую…

Устанавливали дополнительные бомбодержатели на 4 бомбы 10 кг»[6].

27.06.37 г. Хользунов Виктор Степанович был удостоен звания Герой Советского Союза.

С мая 1937 г. командовал бомбардировочной авиабригадой.

04.07.37 г. ему было присвоено внеочередное воинское звание комбриг.

В ноябре 1937 г. комбриг Хользунов был назначен командующим 1-й авиационной армией особого назначения[7].

АОН - авиационная армия Резерва Главного Командования - предназначалась для решения оперативных и стратегических задач, поставленных Главным Командованием, в ходе самостоятельных воздушных операций. Командующий АОН пользовался правами командующего войсками округа и подчинялся не¬посредственно наркому обороны.

1-я АОН до мая 1938 г. состояла из трех авиакорпусов (876 тяжелых и скоростных бомбар¬дировщиков, истребителей, дальних разведчиков). С мая 1938 г. АОН состояла из четырех полков с общей численностью авиационного парка 307 самолетов (в каждом полку по 61 бомбардировщику и 15 истребителей для ПВО баз армии; 3 самолета для обслуживания Управления армии).

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.

В 1939 г. комдив Хользунов окончил КУКС при Военной академии Генштаба.

28.07.39 г. погиб в авиакатастрофе.

Самолёт, пилотируемый Хользуновым, взорвался в воздухе. Экипаж (пилот комдив В.С. Хользунов, штурман С.А. Черкасов, бортмеханик военинжинер 3-го ранга А.Г. Титов, бортстрелок младший командир И.К. Курнышёв) «погиб при исполнении своих служебных обязанностей на полигоне под Москвой при испытании новых бомб»[8].

Вспоминает журналист Бронтман: «Сегодня погиб Хользунов, Черкасов и другие (Титов и Курнышев). Они летели из Калинина на учебную бомбежку и взорвались в воздухе. Остались куски. Видимо, подорвались бомбы»[9].

Погибших похоронили в Москве. Урна с прахом В.С. Хользунова была помещена в колумбарий Новодевичьего кладбища.

В ноябре 1940 года в Сталинграде был открыт памятник Герою Советского Союза Виктору Хользунову. Интересна судьба монумента: во время ожесточённой Сталинградской битвы некоторое время линия фронта проходила прямо за памятником. Монумент чудом уцелел под сильнейшими бомбёжками и обстрелами. Во время взрыва бронзовая скульптура была сброшена с пьедестала, но практически оказалась невредимой. В 1945-м памятник вновь был установлен на пьедестал.

Имя Героя носит пассажирский теплоход Волжского речного пароходства.

Ещё одним памятником выдающемуся лётчику стало стихотворение поэтессы Ольги Берггольц[10], написанное в 1952 году. Называется оно «Побратимы» и посвящено В.С.Хользунову и Р.Р.Ибаррури[11].

«Мы шли Сталинградом, была тишина,
Был вечер, был воздух морозный кристален.
Высоко крещенская стыла луна
Над стрелами строек, над щебнем развалин.

Мы шли по калёной гвардейской земле,
По набережной, озарённой луною,
Когда перед нами в серебряной мгле,
Чернея, возник монумент Хользунова.

Так вот он, земляк сталинградцев, стоит,
Участник воздушных боёв за Мадрид...

И вспомнилась песня как будто б о нём,
О хлопце, солдате Гражданской войны,
О хлопце, под белогвардейским огнём
Мечтавшем о счастье далёкой страны.

Он пел, озирая родные края:
«Гренада, Гренада, Гренада моя!..»

Но только, наверно, ошибся поэт:
Тот хлопец — он белыми не был убит.
Прошло девятнадцать немыслимых лет —
Он всё-таки дрался за город Мадрид.

И вот он — стоит к Сталинграду лицом
И смотрит, бессмертный, сквозь годы, сквозь бури
Туда, где на площади Павших Борцов
Испанец лежит — лейтенант Ибаррури.

Пасионарии сын и солдат,
Он в сорок втором защищал Сталинград,
Он пел, умирая за эти края:
«Россия, Россия, Россия моя...»

И смотрят друг другу в лицо — на века —
Два побратима, два земляка».

Герой Советского Союза (27.06.37). Награжден орденами Ленина и Красного Знамени, медалью «ХХ лет РККА».


Литература:

Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983..64-65

Новоспасский К.М. Неповерженный. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград, 1978.

Прописаны в Волгограде навечно. Волгоград, 1975. С. 144-145


Примечания:

[1] Каманин Н.П. Указ. соч. С. 24.

[2] Каравацкий А.З. Указ. соч. С. 71.

[3] Деменчук К.Т. Указ. соч. С. 33.

[4] Деменчук К.Т. Указ. соч. С. 33.

[5] Там же.

[6] РГВА. ф. 29. Оп. 34.Д. 224. Л. 119-179

[7] 1-я АОН была сформирована 1.02.36 г. приказом НКО № 001 от 8.01.36г. и дислоцировалась в Монино, Калинине, Воронеже. Приказом НКО № 0010 от 22.02.37 г. для выполнения особых задач на Дальнем Востоке из авиационных частей и соединений ОКДВА была образована еще одна АОН (до 21.05.38 г. — 2-я АОН) с дислокацией в Хабаровске. Приказом НКО № 0017 от 21.05.38г. дополнительно созданы 2-я и 3-я АОН. Они дислоцировались в Воронеже, Курске, Орле и Ростове, Новочеркасске, Запорожье. АОН расформированы приказом начальника ВВС № 063 от 29.01.40 г.

[8] Газета «Правда» от 1 августа 1939 года. — С. 5.

[9] http://zhurnal.lib.ru/r/ryndin_s_r/

[10] Берггольц Ольга Федоровна (16.05.1910-13.11.1975). - советская поэтесса, прозаик и драматург, писательница и военный журналист. Отец – латыш, мать – русская. Писать стихи начала в детстве. Первая публикация состоялась в 1925 г. в газете «Красный ткач». Окончила 117-ю трудовую школу в г. Петрограде в 1926 г. Училась на Высших курсах при Институте истории искусств. В 1930 г. с отличием окончила филологический факультет Ленинградского университета. С 1930 г. работала в детской литературе, публиковалась в журнале «Чиж». Кандидат в члены ВКП(б) с 1932 г. В 1934 г. была принята в Союз писателей СССР. Исключена в 1937 г. Будучи любовницей Леопольда Авербаха (он же Исер-Лейб Меер-Шоломович Авербах) бывшего генерального секретаря Российской ассоциации пролетарских писателей, племянника Я.М. Свердлова и шурина Г.Г. Ягоды, проходила свидетельницей по «делу Авербаха». После допроса, будучи на большом сроке беременности, попала в больницу, где потеряла ребёнка. Первый муж Берггольц поэт-песенник, автор стихов знаменитой «Песни о встречном», Борис Корнилов был расстрелян 21.02.1938 г. Восстановлена в Союзе писателей СССР в июле 1938 г. Затем снова исключена в связи с арестом. 13.12.1938 г. была арестована по делу «Литературной группы». Вновь на большом сроке беременности. После побоев родила в тюрьме мёртвого ребёнка. Полгода провела в застенках НКВД. Освобождена 03.07.1939 г. Реабилитирована в 1939 г. Член ВКП(б) с 1940 г. Вторично восстановлена в Союзе писателей СССР. С августа 1941 г. работала журналистом на Ленинградском радио, читала стихотворные сводки и поэмы по радио. Второй муж Берггольц, литературовед Николай Молчанов, умер от голода 29.01.1942 г. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму» (1942). Берггольц является автором крылатых строк, высеченных на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где похоронены жертвы Ленинградской блокады: «Никто не забыт, ничто не забыто». После войны выходит книга Берггольц «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны. В 1950 г. в журнале «Знамя» было опубликовано главное стихотворное произведение Берггольц - поэма «Первороссийск». В 1952 г. опубликовала цикл стихов о Сталинграде. В 1952 г. лечилась от алкогольной зависимости в психбольнице. Автор трагедии «Верность» о Севастопольской обороне (1954). Вершиной творчества Берггольц считается прозаическая книга «Дневные звёзды» (1959). В 1960-е гг. вышли её поэтические сборники «Узел», «Испытание», в 1970-е гг. — «Верность», «Память». Лауреат Сталинской премии III-й ст. (1951). Награждена орденами Ленина (1967), Трудового Красного Знамени (1960), медалями «За оборону Ленинграда» (1943) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1994).

[11] Ибаррури Рубен Руис (09.01.1920-03.09.1942) – гв. капитан, Герой Советского Союза (1956). Испанец. Сын «Пассионарии» - генерального секретаря Компартии Испании Долорес Ибаррури. В 1935 г. после очередного ареста матери эмигрировал в СССР. Работал на автомобильном заводе им. Сталина в Москве. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с лета 1938 г. Участвовал в боях на р. Эбро. За храбрость произведен в сержанты. В 1939 г. после поражения республиканцев был интернирован во Франции. Бежал из лагеря. Вернулся в СССР. С 1939 г. в РККА. Окончил Московское пехотное училище имени Верховного Совета РСФСР. Командовал пулемётным взводом 175-го стрелкового полка 1-й Московской Пролетарской дивизии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 г. В начале июля 1941 г. был тяжело ранен. Награжден орденом Красного Знамени (22.07.1941). После излечения был комиссован. Но сумел добиться отправки на фронт. Участвовал в обороне Сталинграда в составе 35-й гв. стрелковой дивизии 62-й армии. В августе 1942 г. был тяжело ранен. Умер от ран 03.09.1942 г. Награжден вторым орденом Красного Знамени (22.10.1942, посмертно). Похоронен в г. Сталинграде на Площади Павших борцов. 23.08.1956 удостоен звания Герой Советского Союза (посмертно).


Рецензии