Злые звёзды Невского паласа

23 апреля 2009 г.

В этом апреле снесённые до основания и затем «воссозданные» дома 55 и 59 по соседству с «Невским паласом» освободились от строительных лесов. Общестроительные работы в новых зданиях закончены, и горожане получили возможность в полноте оценить новые архитектурные «шедевры», созданные по заказу компании «Коринтия», владельца 5-звёздочного «Паласа».
Ещё в ходе строительства крайнее недоумение вызывал сам способ «воссоздания» памятников – возведение типовой монолитно-железобетонной конструкции типа «этажерки» на месте кирпичных зданий XIX века. Было ясно, что к уничтоженным объектам культурного наследия она никакого отношения не имеет. Когда же леса сняли, перед горожанами предстали нелепые гибриды утраченных памятников и современных евро-стекло-монстров, выведенные в виварии проектировщика – Ю. И. Земцова.
Новые постройки полностью утратили лёгкость и органичность подлинных, что особенно ясно видно, если смотреть на них не анфас, а под углом. Неизвестно откуда на зданиях появились чужеродные и резко диссонирующие с их обликом стеклянные мансарды. Сами свежевыкрашенные фасады – бетонные стенки, на которые лишь «налеплен» эклектический декор – оказались не только неестественными по своей природе, но и… вообще не теми, что стояли здесь  несколько лет назад. Видные специалисты по истории и  архитектуре города единодушно подвергли отстроенное компанией «Коринтия» уничтожительной критике, особо отметив, что возведённые фасады представляют собой лишь некоторое стилевое подобие, «вольные копии» снесённых зданий и отнюдь не воспроизводят утраченные творения А. В. Иванова и А. К. Реймерса [1]. 
Так что же всё-таки случилось на Невском проспекте, и почему «Невский палас» вот уже 20 лет остаётся «горячей точкой» города, постоянно привлекающей внимание общественности?


Экскурс в историю

Освоение территорий вдоль Невского проспекта, начиналось, как известно, со стороны Адмиралтейства, и отрезок проспекта от Фонтанки до Знаменской площади (Восстания), застраивался позднее, чем фешенебельная 1-я Адмиралтейская часть. Здесь мало роскошных дворцов знати, зато сохранился большой массив интереснейшей жилой застройки, в основном – эпохи эклектики, архитектурную ценность которой стали осознавать и признавать достаточно поздно, примерно с 1970-х годов.
За Владимирским проспектом к Невскому прилегала Дворцовая слобода, где с XVIII века селились главным образом работники Дворцового ведомства, мастера стремянных, колокольных, кузнечных и свечных дел, память о которых сохраняется до сих пор в названиях улиц и переулков.
В доме 55 по Невскому (построен в начале XIX века, перестроен по проекту видного мастера эклектики – архитектора А. В. Иванова, 1892), принадлежавшем А. Н. Тряничеву, в начале XX века размещались меблированный дом «Северный» и Финансовый клуб. Сюда же переехало и Петербургское шахматное собрание, в стенах которого проходили многие турниры того времени. В 1910-е годы здесь находился кинематограф «Нирвана», ставший после революции научно-популярным.
Дом № 57 был построен архитектором А. И. Ланге в 1861-1862 годах. В 1913-1914 годах его перестроил архитектор В. Н. Бобров, оформивший здание в стиле строгого неоклассицизма. Здесь жили служащие Ремесленного училища цесаревича Алексея, находилось Товарищество обработки строительных материалов, кинематограф «Ампир», магазин автомобилей «Бенц и Ко.». В 1920-е годы в здании открылась гостиница «Гермес», с 1950-х – «Балтийская».
Следующий за гостиницей дом 59 появился здесь в первой четверти XIX века. По заказу владельца А. Ю. Воейковой в 1873-1874 годах архитектор А. К. Реймерс изменил облик фасада, оформив его рустовкой, пилястрами и богатой лепниной с изящной деталировкой, столь характерной для стиля зрелой эклектики. Здесь работали отделение крупной московской фирмы «В. Высоцкий и Ко.», Центральный банк обществ взаимного кредита, товарищество чайной торговли. В 1920-е годы в доме жил драматург Евгений Шварц [2].


Земцов: через варварство – к «звёздам»

Концепцию так называемого «развития» четырёх кварталов между Невским проспектом и Колокольной улицей, Владимирским проспектом и улицей Марата, малоизвестный в то время архитектор Ю. И. Земцов и Ко. начали разрабатывать ещё в 1979 году [3]. В 1986-1987 годах были опубликованы [4] предпроектные проработки по строительству пассажей в створах Дмитровского и Поварского переулков, с выходом на Невский проспект.
На базе идей о так и не состоявшемся «Дмитровском пассаже» и велись впоследствии работы по созданию «Невского паласа». Кроме пассажей планировался ещё снос целого ряда ценных зданий и «повышение престижности микрорайона за счёт внедрения предприятий и организаций высшего разряда» [5].
Цена данного проекта, правда, предполагалась в цифрах более $ 200.000.000 плюс расселение ни много, ни мало 3.500 человек, и т. д. [6]. Следует особо отметить, что «освобождение» домов по Стремянной улице от их обитателей стало одним из первых фактов массового сопротивления произволу властей: жители не хотели покидать свои квартиры и переселяться на окраины, поэтому властям пришлось применить грубую физическую силу, вплоть до выселения силами милиции.
Обоснование концепции было редкостно надуманным и несостоятельным как с архитектурной, так и с социальной точек зрения. Началось оно с ничем не объяснимого постулата кандидата наук А. В. Махровской (тогдашнего аналога современной Славиной), что квартал 220, между Стремянной улицей и Невским проспектом, является «слишком большим» [7].
Методы этого строительства (арх. Земцов Ю. И., 1990-1993) в объединённой охранной зоне Центра [8], к сожалению, не нуждаются в длительных комментариях. Строительство велось без надлежащего согласования с органами охраны памятников, с грубыми нарушениями правил застройки города и Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры», игнорируя протесты и запреты Министерства культуры [9].
В результате были практически полностью уничтожены три ценнейших исторических здания, в т. ч. памятник архитектуры федерального значения [10] - дом 8 по Стремянной ул., где жили несколько поколений актёрской династии Самойловых. От этого и соседнего с ним дома (№ 6), от самой гостиницы в подлинном материале сохранились разве что фасадные стены. Что, впрочем, не помешало Земцову получить аж две Государственных премии за совершённый им акт вандализма.
Но последствия премированного 5-звёздного строительства этим не ограничились. Все соседние с «Невским паласом» здания (Невский пр., дома 55 и 59, Стремянная ул., дом 10) дали угрожающие неравномерные просадки [11] вследствие строительства подземного комплекса гостиницы без предварительного гидрогеологического обследования всего участка и проведения защитных мероприятий по укреплению грунтов и соседних фундаментов. Все эти здания пришлось немедленно расселить, и земцовский «дворец» на 10 лет оказался в мрачном окружении брошенных на произвол судьбы полуруин с заколоченными окнами.
Воодушевлённый таким «успехом» «Невского паласа», Ю. И. Земцов пытался реанимировать свои фантазии о «Поварском пассаже» 17-летней давности ещё и в 1996 году [12]. Однако, терпение властей, видимо, иссякло, и реализация этого проекта была тихо спущена на тормозах.


«Звёздная болезнь» летальна для окружающих

Проблема восстановления и реконструкции повреждённых при строительстве земцовского «дворца» исторических зданий встала перед городскими властями  ещё в 1991 году. Но исполнительная власть (А. А. Собчак, А. А. Большаков и др.) открыто покровительствовала тогдашнему владельцу – ЗАО «Гермес», поэтому ни уголовной ответственности, ни штрафных санкций, ни компенсации ущерба за уничтожение городской собственности и культурных ценностей – так и не последовало.
В 1997 году «Гермес» получает в долгосрочную аренду полуразрушенный по его вине памятник архитектуры на Стремянной ул., д. 10 [13] и около 10 лет пытается привести его в приемлемое состояние. Над проектом реконструкции здания под «реабилитационный центр» с фитнесс-классами работал сначала «ЛенНИИпроект», затем - ПТАМ Е. Герасимова [14]. Однако, на выходе город получил уже не памятник архитектуры, а совсем другое здание с уродливым стеклянным эркером треугольной формы на фасаде…
Ну, а пока владельцы гостиницы (контрольный пакет акций находился у города) в тесном содружестве с Ю.И.Земцовым, крайне заинтересованным в продолжении работы в избранном квартале, планировали сплошную череду дальнейших гешефтов, оказалось, что расплатиться с австрийскими кредиторами нереально: все прогнозы о сверхдоходности отеля оказались дутыми, что привело «Невский палас» в долговую яму [15]. Уже к началу 1997 года долги составили около $ 160.000.000, и городские власти собрались продать свой пакет акций (51%), чтобы избавиться от такой «прибыльности» [16].
Покупатель прогоревшего отеля нашёлся лишь в 2001 году [17]. Им оказалась гостиничная сеть «Коринтия», которой тут же «подарили» и оба руинированных памятника по бокам от «Паласа». Компания изначально не скрывала, что намерена превратить оба здания в дополнительные корпуса гостиницы, что было совершенно нереально выполнить, соблюдая строгие рамки старых стен. Соответственно, под задачу, поставленную «Коринтией», формировались и требования по «сохранению» памятников: по результатам рассмотрения документов Комитет ГИОП ограничил состав «предметов охраны» лишь лицевыми фасадами, которые тут же было разрешено… снести. При условии последующего воссоздания.
Ну, а плоды этого «воссоздания» мы можем теперь лицезреть в натуре…

________________________________________

1. С памятников на Невском снимают леса // Информационный интернет-портал ЗАКС.ru, 2009, апреля 17. http://www.zaks.ru/new/archive/view/55910.
2. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. Невский проспект: Архитектурный путеводитель. М.: Центрполиграф, 2004, стр. 274-279.
3. Токаревич Е. Слово в каменной летописи // Современное строительство, № 30 (51). СПб., 1996, ноября 22-30, стр. 5.
4. Махровская А.В. Реконструкция старых жилых районов крупных городов: На примере Ленинграда. Л.: Стройиздат, 1986, стр. 287; Тареев В.Н. Новые пассажи в старых домах // Ленинградская панорама, 1986, № 3, стр. 23-25; Новым пассажам - быть! // Ленинградская панорама, 1987, № 5, стр. 19.
5. Из проспекта на выставке проектов в Белом зале Комитета по градостроительству и архитектуре в апреле 1995 года.
6. Зубова Е. Возле Невского раскинутся «Елисейские поля» // Деловой Петербург, № 80 (249), 1996, ноября 22, стр. 5.
7. Махровская А.В. Реконструкция старых жилых районов крупных городов: На примере Ленинграда. Л.: Стройиздат, 1986, стр. 287
8. Решение ИК ЛГС от 30 декабря 1988 г. № 1045.
9. Напр., письмо Министерства культуры СССР от 3 июля 1989 г. исх. № 197/05-19.
10. Согласно постановлению Совета министров СССР от 30 августа 1960 г. № 1327.
11. Хмельник Т. «Невский палас»: колосс на глиняных ногах? // Аргументы и факты, 1997, № 43.
12. Кроме предыдущего материала см., например: Козев А. «Центр» против центра // Северная столица, № 22 (38). СПб., 1995, июля 14-20, стр. 4; Хопта Ю. «Центр» множит пассажи // Недвижимость Петербурга, № 46 (164). СПб., 1996, ноября 25, стр. 13; «Центр» перестроит центр // Бизнес, № 45 (188). СПб., 1996, декабря 2-8, стр. 7.
13. Распоряжение губернатора С.-Петербурга от 24 ноября 1997 г. № 1208-р.
14. Кузнецова Е. Офисам нужна реабилитация // Недвижимость и строительство Петербурга, № 10 (41), 1999, марта 15, стр. 11.
15. См., например: Наумов А. Отрезвляющие итоги «жизнеутверждающих» прогнозов // С.-Петербургское деловое обозрение, № 18 (102), 1996, сентября 12-17, стр. 8; Желвицкий Д. «Невский палас» дорого обойдётся городскому бюджету // Деловой Петербург, № 76 (245), 1996, ноября 5, стр. 23.
16. «Невский палас» могут продать // Недвижимость Петербурга, № 1 (169), 1997, января 13, стр. 3.
17. «Невский палас» меняет хозяина // Дело, 2001, октября 8.


Рецензии