Ссора или Надо ли говорить правду?

                История восьмая.
                Вы когда-нибудь ссорились с друзьями?
                Наверное, да. И вам казалось,
                что с вами поступили несправедливо,
                и что все настроены против вас. 
                Конечно, такое происходило
                у каждого или почти  у каждого.

     Неваляшка громко хлопнула дверью.  «Ну и пусть,» - ворчала она про себя, – «они еще пожалеют! Вот уеду от всех далеко-далеко, тогда они поймут, кого обидели, но будет поздно!». Она шла по дороге очень сердитая, и снег под ее ботинками тоже становился сердитым, и перила лестницы, которых она касалась, начинали бухтеть друг на друга, и даже веселые воробьи шарахались от нее.  Просто Прохожие, которые встречались ей на пути, удивленно на нее смотрели и думали: «Вот идет хмурая девочка, наверное, у нее что-то случилось». И у Просто Прохожих то же пропадало настроение.
     Обиженная Неваляшка ничего не замечала. Она шла, уткнувшись в землю, и что-то  бормотала. Талый снег ей казался грязным, бегающие ребятишки – крикливыми, весеннее солнце - слишком ярким.  Она нечаянно кого-то толкнула, не обратила на это внимания и не извинилась. Девочка-тучка потопала дальше, не видя, что за ее спиной началась ссора.  И пошло Неваляшкино настроение по цепочке от одного к другому. А она даже не заметила того, что от нее все разбегаются, чтобы случайно не задеть.  Плохое настроение очень-очень заразно заразнее, чем ангина или просто простуда.
     Неваляшка мрачная пришла домой и стала себя жалеть, и даже попыталась поплакать. Но почему-то слезы капали плохо, как Неваляшка ни старалась. А одна Слезинка, большая и прозрачная, которая должна была быть самой горючей, выкатилась из правого глаза и заявила, что Неваляшкино плохое поведение - не повод лить слезы, что у  Слез есть более важные дела  и нечего их отвлекать по таким пустякам. После этих слов  Слезинка демонстративно высохла.
     «Почему плохое поведение?» - удивленно подумала Неваляшка, – «она перепутала- у меня плохое настроение!»
     «Нет, она не перепутала, и ты сама это понимаешь».
     Неваляшка оглянулась на голос и увидела, что у ее ног, как коврик, улеглось большое серое облако. Наверное, она забыла закрыть дверь, и облако пробралось в квартиру, а Неваляшка не заметила этого, так как была сильно занята - она себя жалела. Это облако всегда почему-то появлялось неожиданно и обязательно тогда, когда у Неваляшки что-то было не так.
     «Зачем ты здесь?»  - спросила она, насупившись, - «Ты мне мешаешь».
     «Чему я мешаю?» - усмехнулось облако. Неваляшка услышала эту усмешку и подумала, что, может быть, еще и на него обидеться.
    «Ты мне мешаешь обижаться и жалеть себя. Сегодня все против меня, даже слезы не капают.»
    «А на кого ты обижаешься?» - поинтересовалось облако. Оно мягко, как кошка, коснулось Неваляшкиной руки.
    «Как на кого!?» -  Неваляшка  да же подскочила, – «На них».
    «Ну, на кого «На них»?
    Неваляшка отвечать не стала, а сердито мотнула головой куда-то в сторону.
Облако опять усмехнулось и от усмешки распушилось, а его пушистые клочки полетели по комнате. Потом облако сказало, что сейчас Неваляшка больше всего напоминает вредную, бодливую корову. 
   «Если я правильно понимаю, ты обиделась на своих друзей.»
   «Да, правильно.»
   «А почему?»
   «Они мне сказали, что я невоспитанная и даже иногда грубая.»
   «Ты, наверное, что-то сделала не так?»
   «Я?!» - Неваляшка возмущенно подскочила, - «Да я никогда–никогда никого не обижаю! У кого хочешь спроси! Я всегда вежливая и очень добрая. Мне все так говорят!»
   «Ну, если ты такая вежливая и добрая, то почему ты здесь, а они все там?»
   «Потому что я на них обиделась.  Мне просто было весело, я смеялась, а они все почему-то надулись и перестали со мной разговаривать.»
   «И все-таки вспомни, что ты им сказала», - не отставало серое облако.
   «Да ничего особенного! Я просто посмеялась над тем, что у Киты синяк под глазом, у Тотоши - смешные очки, а у Кузи выпал передний зуб. Еще, кажется, Рыжику сказала, что он РЫ-ЖИЙ, и еще над чем-то смеялась, я уже не помню.  У меня вообще было замечательное настроение, и мне было весело, а они все испортили, а потом еще и обидели меня.»
   Неваляшка возмущалась по поводу неправильного поведения друзей и даже не заметила, что мягкое серое облако стало пыхтеть, раздуваться, и от этого в комнате  стало как-то сыро, холодно и совершенно неуютно.
   Облако рассердилось. Оно сказало Неваляшке, что та действительно не очень воспитана  и, наверное, ее друзья правы.
   «Как ты думаешь?» - спросило облако, -  «Если я сейчас скажу, что ты все время ходишь лохматая, или у тебя дырка на колготках или то, что ты дома никогда не убираешься, тебе будет обидно?»
   «У меня нет дырки на колготках», - ворчливо ответила Неваляшка.
   «Дырки нет, но ведь дома и правда беспорядок. И ведь никто из друзей тебя за это не дразнит».
    «Это мой дом. Я что хочу - то в нем и делаю. И вообще, я ничего обидного не говорила», - упиралась Неваляшка, – «Только правду. А на правду не обижаются». Но уверенности в ее голосе уже не было.
    «Конечно, на правду  не обижаются. Но весь вопрос в том, как сказать эту правду. Да и надо ли вообще говорить» .
    Неваляшка опять насупилась. Она уже начала понимать, что в ее ссоре с друзьями что-то было не так.  Хотя в любой ссоре всегда что-то не так. Она попыталась вспомнить, о чем она думала, когда разговаривала с друзьями, и почему они ответили ей резко. Ничего хорошего из этих воспоминаний не получалось, а получалось совсем наоборот. И «правда» тут не при чем. Неваляшка просто дразнилась и смеялась. Конечно, она не хотела никого обидеть, она даже не думала об этом, но, когда кто-то тебя дразнит,  всегда очень-очень обидно.
    Ведь если подумать, то Китин синяк и Кузин выпавший зуб - это совсем не смешно.
Облако молчало, Неваляшка тоже молчала.  Пауза длилась долго. Потом облако не выдержало и спросило: «Ну, что ты там надумала?» Та вздохнула и ничего не ответила. Не ответила потому, что поняла, что все, о чем она говорила, не имеет никакого отношения к правде. Кузин зуб, и Китин синяк, и очки Тотоши Неваляшку рассмешили потому, что у нее-то как раз все было в порядке, и она посчитала, что может друзьям делать замечания. Она даже не подумала о том, что ее слова могут обидеть самых близких людей.
    «Как можно быть такой самоуверенной!» - пробормотало облако,-  «Да! И уж если ты считаешь, что можешь говорить всем правду, то будь тогда готова выслушать ее и в свой адрес.  И  еще не забудь, что  эта  правда может быть для тебя и не очень приятна».
   «Но ведь я же хотела как лучше», - пыталась убедить Неваляшка себя. - «Я хотела, чтобы Кузя, наконец, приклеил свой зуб, Тотоша одела другие очки, а Кита не лезла больше в драку. Разве это плохо?»
   «Конечно, это не плохо. Молодец!  Только ты еще забыла о Рыжике. Если тебя слушать, то он должен быстро перекраситься. Интересно, а как ты его после этого будешь называть? А главное, что ему все это очень понравится! Ты же у нас лучше знаешь, что для всех вокруг хорошо».
   Неваляшке стало обидно. Очень обидно. Но беда была в том, что обижалась она теперь не на друзей, а на саму себя.  Она посидела немножечко с опущенной головой, представила себе перекрашенного Рыжика и  подумала о том, какая она все-таки глупая. Зачем переделывать кого-то, а особенно друзей, ведь она и любит их такими, какие они есть.
   Ей стало смешно и весело, и, кажется, она все поняла.
   «Надо быстро рассказать об этом серому облаку, чтобы оно больше не ворчало», - решила Неваляшка и подняла голову. В комнате гуляли Солнечные Лучи, было очень светло и уютно, и никого не было. Неваляшка встала, побродила по дому, зашла в ванную в надежде, что облако спряталось там. Оно иногда, когда было очень жарко, засыпало под раковиной. Но в ванной под раковиной лежал только старенький коврик и швабра. Швабра тут же начала жаловаться хозяйке на то, что ей скучно и не с кем поговорить, но Неваляшка перебила ее и спросила, не видела ли та серое облако. Швабра ответила, что она никого не видела и, обиженная, опять забилась в угол. Неваляшка отстраненно подумала, что так делать нельзя и как-нибудь надо со старушкой поговорить, но Неваляшкины  мысли опять вернулись к серому облаку. Где же оно может быть?
   «Может оно вообще не приходило?» - спросила Неваляшка сама себя и сама себе ответила, - «Может и так, но тогда кто же на меня ворчал и отчитывал меня? Или получается, что я сама себя отчитывала?»
   "Именно так и получается!» - отозвался кто-то.
   А в это время на другом конце Маленького Города  друзья спорили друг с другом, махали руками и пытались выяснить, что они такого сказали Неваляшке, что та ушла. Спорили не долго, но очень шумно и, в конце концов, Тотоша подвела итог: «Ничего особенного  Неваляшка нам не сказала; ведь если подумать, то обижать она нас не хотела, просто так получилась». Кузя перебил Тотошу: «А вот мы ее обидели. Разве можно говорить кому-то, что он грубый и невоспитанный. Ведь этот «кто-то» может поверить этим словам и действительно стать грубым и невоспитанным».
   От Кузиных слов проснулся Маленький Кузин сын,  дремавший  у папы на коленях, и сонно спросил всех: «А где Неваляшка?»
   «Сейчас мы ее найдем», - ответил ему папа.
    Все дружно оделись и  помогли одеться Кузиному сыну, у которого перепутались ботиночки, потерялся шарф и куда-то спрятался рукав от куртки. Когда разноцветной компанией, споря и перебивая друг друга, они вышли на улицу, то увидели, что у дверей стоит Неваляшка и не решается зайти....


Рецензии