Повесть Марка Леви Следующий раз

  О сюжете повести.
  Это произведение Марка Леви произвело на меня большее впечатление, нежели его книга "Где ты?" Тем не менее несмотря на достаточно интересную основную идею этой повести, само художественное изложение еще не достигло, на мой взгляд, того совершенства, которое может достичь любой талантливый писатель. Мне нравится Леви тем, что он искренен и достаточно незауряден и с хорошими моральными ценностями человек. И я думаю, что он еще может "расписаться" в полную силу, все же человек в достаточно зрелом возрасте начал писать.
  Перейдем к сюжету книги. Эксперт по живописи Джонатан и организатор аукционных торгов (занимающийся формальными сторонами дела) Питер - два лучших друга. Первый из них влюблен в творчество русского художника Владимира Рацкина.
  Рацкин вынужден был бежать из царской России, а его жену расстреляли прямо у него на глазах... (Хотя мне кажется, эта история была бы более правдоподобной в коммунистические времена. Но конечно во все времена были и есть несправедливость и преступления, увы...) С тех пор Владимир больше никогда не изображал женщин на своих картинах и не использовал красный цвет. В России даже после смерти художника его "не реабилитировали." И это тоже кажется чуть неправдоподобным, так как если бы такое случилось в царской России, то большевики его как раз и реабилитировали бы с воодушевлением - подобные примеры были в их интересах. Тем не менее, иностранцу такие мелкие огрехи можно простить. А Леви еще и достаточно хорошо написал о русских. А вот как посмотришь, например, некоторые голливудские фильмы о русских (особенно боевики), просто лежишь со смеху. Неужели нельзя найти пару русских для "корректировки"? (А то когда современный парень слушает военные песни на граммофоне в свободное время; за переданный патрон говорят спасибо; а дочь русского мафиози обязана выйти только за русского - это просто фантастическая Россия какая-то...)
  Так вот, Рацкин со своей дочерью Кларой бежит в Лондон. Но живут они там плохо, нищенствуют фактически. Рацкин зарабатывает на жизнь тем, что рисует портреты прохожих на улицах на заказ.
  Однажды Владимиру Рацкину сделал заказ богатый торговец живописью Эдвард (правда, возникает вопрос, почему за портретом он обратился к уличному художнику, ну да ладно. Будем считать, что он выискивал таланты). В итоге Эдвард предлагает Рацкину рисовать картины на продажу под его покровительством (он дает ему жилище, пропитание и т. д.) и берет на себя также заботу о дочери Рацкина - Кларе, но с условием, что сам отец с ней видится не будет. Рацкину ничего не оставалась, как принять это предложение ради выживания хотя бы собственной дочери.
  В дальнейшем покровитель художника проигрывает почти все свое состояние в азартные игры. А у него есть еще жена и родная дочь... Его жена вскоре выясняет, что картины Рацкина очень подорожают, если он погибнет. (Интересная конечно теория, хотя и жизненная, увы. Я так понимаю, потому что он новых произведений больше не напишет... Но я думаю, что все-таки если он был настолько известным художником, то просто бы не оставалось не купленных его картин, которые хранились у Эдварда дома. Если же Рацкин был не сильно знаменит, то такой "паталогический способ" повысить стоимость картин, навряд ли помог бы. Другое дело если бы его талант еще не был открыт для общества, если его еще не оценили по заслугам. Но вместе с тем жена Эдварда просто могла бы до этого времени не дожить... Да и вообще в данной ситуации, по-моему, нельзя сделать точный прогноз. Все же это не акции фирмы какой-нибудь, например. Очень много существует великолепных картин неизвестных художников Средних Веков и не только, которые навряд ли были сильно востребованы, и признаны при жизни и сразу после их смерти... Но их картины - это такой высочайший уровень и талант. Поэтому подписывать картины - это важно...)
  Когда Рацкин понял, что его хотят отравить (а он еще и не мог ходить - годы скитаний и ужасных условий жизни сказались на нем), то он нарисовал "завещание" своей дочери Кларе. Великолепную картину, где изобразил женщину в красном платье (а он ведь не рисовал никогда женщин и красный цвет после смерти жены. Даже удивляюсь такой трогательности современного автора и в возрасте уже не юношеском - не часто встретишь нынче такое. Вот это мне в нем и нравится - умение фантазировать, чувствовать и быть романтичным.) Он изобразил лицо своей дочери Клары на этой картине и подписал свое творение, но покрыл особым составом свою работу, так что лицо и подпись проявлялись только при определенном освещении (тоже конечно интересная теория, не знаю, правда, насколько правдоподобная. Но занимательно.)
  И вот появляется еще одна сюжетная линия. Леви вплетает в сюжет книги идею о реинкарнации, но не в буддистском понимании. В буддистском понимании реинкарнация имеет одну цель - достигнуть "Нирваны." Достижение этой цели зависит от жизни человека. Причем "Нирвана" - это не аналог "Рая" в христианстве. Это полное угасание любых желаний и побуждений и как следствия, отход от всего "земного"и страдания в том числе и соответственно достижение божественного, то есть Нирваны. И человек - это часть божественного, в то время как в христианстве человек создан по образу и подобию.
  В повести Марка Леви же мы видим идею, похожую на фильм "Долина Цветов". (Кстати, этот фильм благодаря некоторым своим эпизодам меня даже вдохновил на одно из стихотворений и кстати я решила посмотреть этот фильм, так как там играла актриса по имени Милен. Но сразу скажу, с Милен там ничего общего. Просто любопытно было - может у нее родители какие-то фаны певицы. Просто я к тому же и далеко не приверженец буддистской философии, хотя чего только в свое время читать и учить не пришлось - до философского, на философском...) В этом фильме, как и в книге Леви присутствует идея реинкарнации двух половинок, предназначенных друг другу - мужчины и женщины, в разные времена, эпохи. Идея не новая, хотя и интересная. Но каждый в нее вкладывает что-то свое. Например, в плане вложения в эту идею романтики, мира сновидений, таинственности, загадок и трагизма просто великолепно произведение одного из моих самых любимых писателей Константина Сергиенко "Самый счастливый день". И если вам вдруг попадется аннотация на эту книгу - мол, это история любви школьного учителя и ученицы, то все не так в ней просто. Подобное переплетение времен можно найти и в великолепном рассказе "Побочный эффект" Константина Сергиенко. (Кстати, очень интересное произведение для любого возраста - очень советую всем, кто любит романтику, что-то таинственное, фантастическое и при этом удивительно жизненное).
  В фильме "Долина цветов" идея реинкарнации носит философский характер и ее нужно понимать, вникать в основную идею исходя из контекста фильма. А философская идея этого фильма носит синкретический характер. То есть смешение всяческих разных элементов мировых религий, нередко с уходом от их ортодоксального ("классического") понимания и понимания их, согласно собственной философской системы. Это кстати особенно свойственно сектам, так как у подавляющего большинства их руководителей возникает "прозрение" о том, что "все религии - это одно и тоже"...
  Так вот Марк Леви (и Константин Сергиенко также) предали идеи реинкарнации романтический оттенок, но не религиозный или же философский. Цель такой реинкарнации - счастье и любовь двух половинок, а не "угасание" (т. е. "нирвана" в переводе) - убиение чувств. Как раз таки любя, особенно женщину, нирваны и не достигнешь по буддизму. Мне лично очень симпатична такая романтическая идея - перевоплощение в разных эпохах двух половинок...
  Итак, кто же перевоплощается в книге Леви? Клара, любовь Джонатана, почитателя творчества художника Рацкина - это перевоплощение собственно дочери Рацкина, тоже по имени Клара. Джонатан - это в свою очередь перевоплощение возлюбленного Клары "во все времена." Сам художник, к сожалению, не перевоплощается... Но его картины живут...
  Хотя сразу вся эта история не открывается пониманию и сюжет наполнен тайнами: кто такая Клара, что случилось с художником, и был ли на самом деле благодетелем его покровитель Эдвард, существует ли утерянная согласно легендам, картина Рацкина и что на ней изображено? В творчестве Леви нередко проскальзывает стиль некой детективной истории. И хотя некоторые развязки этой истории были для меня неожиданны именно из-за того что они потом объяснялись через вплетенную идею о реинкарнации, то вот что Клара - потомок художника Рацкина, я лично догадалась, как только она упомянула о завещанном ей бабушкой загородном доме. (Не буду все пересказывать - это понятно из контекста при чтении, то есть можно отгадать).
  Еще две перевоплощающиеся личности - это невеста Джонатана и ее мать, они в прошлом - родная дочь торговца живописью Эдварда и его жена. Их цель - не дать быть вместе влюбленным. А при нарушении некого баланса рано или поздно силы у влюбленных иссякнут, и они уже не смогут вновь перевоплотиться и потеряют надежду на встречу в следующей жизни и надежду на счастье навсегда.
  Ну а теперь непосредственно о сюжетной линии этой повести, чтобы было понятно в полной мере к чему все вышеописанное. Джонатат, эксперт по живописи должен жениться. Но его свадьба никак не может состояться в основном потому, что его жена слишком увлеченно занимается приготовлениями к свадьбе. "После проведенных вместе двух лет было хорошим тоном официально оформить союз. Бостонский свет все яснее показывал это выражением своих физиономий на каждом коктейле, на каждом вернисаже, на каждом крупном аукционе." Но вскоре, по словам Джоната, у него появилось чувство, что он женится не на Анне, а на кольцах и салфетках.
  Джонатан дает лекции о творчестве своего любимого художника Рацкина и помогает в работе также своему другу, занимающимся аукционными торгами, как эксперт по живописи. Они живут в Англии, но вскоре им приходит сообщение о том, что некий коллекционер собирается продать пять картин Рацкина (в том числе и легендарную пятую с "Женщиной в красном") и цель Джонатана и его друга (естественно не только из-за материальных побуждений), сделать так, чтобы выбрали именно их для организации аукциона. К тому же неизвестная пятая картина Рацкина - это своего рода открытие для истории живописи.
  В Америке женщина по имени Клара, которая занимается картинами Рацкина на начальном этапе и работает в галерее, сама также является поклонницей творчества Рацкина (но мы то уже знаем, кем она ему приходится на самом деле...) Конечно, между Кларой и Джонатаном вспыхивает чувство, но мне понравилось, что Леви сделал главного героя своей книги достаточно нелегкомысленным и в общем, не подлецом. Джонатан пытается разобраться в своих чувствах и, несмотря на то, что уже понятно, что его невеста какая-то уж слишком материалистичная и все такое, и он похоже уже сам начал в ней разочаровываться, но он действительно не хочет ее предавать и делать ей больно. Это мне очень понравилось.
  Еще меня повеселил момент в книге: когда Клара пригласила Джонатана в свой загородный дом чтобы открыть какую-то тайну (на самом деле - это был дом. где жили семья Эдварда, художник Рацкин и где находилась его неизвестная ранее пятая картина "Женщина в красном), то Джонатан, подъехав к дому и посмотрев издалека на соблазнительную Клару, поехал в аэропорт и вернулся домой, то есть вылетел из США в Англию. Прибыв в Англию он направился домой, но его невесты там не оказалось (она спряталась - в ее "реинкарнационных" интересах было, чтобы Джонатан встречался с Кларой, для того чтобы потом навеки их разлучить в этой жизни и глобальном временном пространстве.) Джонатан, не обнаружив своей невесты, вышел из дома и поехал обратно в аэропорт, чтобы вылететь из Англии в США. По прибытию в Америку Джонатан поехал сразу к Кларе. В общем, явился по приглашению, но с опозданием на день. Ничего так человек внутренне поколебался - подумаешь, перелететь через Атлантический океан туда-обратно.
  В общем Клара и Джонатан всю дорогу пытаются доказать подлинность картины Рацкина "Женщина в красном." В основном этим занимается Джонатан: он исследует состав краски, которой рисовалось полотно и т. д.
  Вскоре Клара обнаруживает потайную комнату на чердаке дома - это и было место, где творил в последние свои годы Рацкин. Там она нашла его Дневник, где была рассказана и тайна состава краски и способ увидеть подпись автора картины, а также химические формулы.
  И тем не менее, конец книги достаточно грустный, несмотря на реинкарнацию. Мать невесты Джонатана (уже бывшей), то есть перевоплощенная жена покровителя Рацкина Эдварда, которая хочет добиться того чтобы две влюбленные половинки больше не перевоплощались, строит всяческие козни вместе со своей дочерью Анной и в итоге она отравляет Клару. Джонатан же в больнице, будучи не в силах ничего изменить, переливает себе кровь Клары и они оба погибают... ("Нет повести печальнее на свете, чем повесть...") Но они все же снова перевоплощаются и оба, уже "в следующей жизни" заходят в "Эрмитаж" посмотреть на картины Рацкина, которого уже реабилитировали и как художника в России. Им передают письмо по завещанию друга Джонатана Питера, который просил передать письмо той девушке, которая будет иметь колоссальное сходство своим лицом с "Женщиной в красном". Это письмо и предваряет повесть "Следующий раз."
  В целом я считаю, что из Леви вышел бы неплохой сценарист для современных фильмов. В литературной деятельности, на мой взгляд, еще есть куда развиваться в плане изложения и литературной формы, но главное, что есть что развивать. Из небольших недочетов, на мой взгляд: вначале книги во время небольших эпизодов с главными героями - Джонатаном и Питером речь идет то от лица Джонатана, то от лица Питера. В принципе это нормально, если текст произведения идет от третьего лица, рассказывающего их историю. Например: "Джонатан сказал ему..., подумав... Питер же не понял его, заглядевшись..." Или если постоянно идут обширные пассажи от двух или более лиц отдельно, но в каждом из пассажей излагается только от одного лица. Например: "Питер, увидев Джонатана..." И через пару страниц... "Питер проснувшись, вспомнил, что не позвонил Джонатану..." Но просто когда речь в одном абзаце скачет от одного человека к другому (в плане - от кого повествование ведется), то так не делают. И опять же - это только вначале, далее все приходит в норму. Кроме того конец книги слишком "напихан" событиями и мне кажется их было бы неплохо более раскрыть, развить. То же касается и "реинкарнации", особенно введений "дежа вю" у Клары и Джонатана. А то "реальности" много и как-то не очень чувствуется эта вся фишка с реинкарнацией, ее объясняющая. Потом опять же, Леви придумывает интересные повороты сюжета, часто очень остроумные фразы и эпизоды - последнее мне особенно нравится. Но вот мало раскрывает чувства героев - психологизма мало. И это как раз почти все идеально для сценария фильма. Один поклонник Милен, например, как-то рассказывал мне, как он посмотрел экранизацию "Преступление и наказание" Достоевского и по его словам (я сама не видела этот фильм) Раскольников лежал, потом сделал известно какой ужас и дальше продолжал лежать, примерно так. И действительно, главное в этом произведении Достоевского, внутренние переживания Раскольникова: его размышления, сомнения, совесть, страх, покаяние и т. д. И как это покажешь в фильме? (Только если весь текст читать за кадром.) А вот у Леви очень мало всяческих рассуждений-размышлений. Хотя и сюжет закрученный. и остроумие в порядке - действительно идеальный фильм.
  Но... и не скажу что все совсем так уж плохо. Просто я современную литературу мало читаю, потому что меня интересуют в основном классики мировой художественной литературы, романы в духе "биографических" (то есть охватывающие жизнь одного героя, и желательно в Средних Веках или в интересных странах, особенно восточных), классику фантастической литературы и не только конечно... Поэтому сами понимаете с чем я сравниваю. А до такого уровня далеко не каждый может дотянуться, особенно сразу. Может для современной литературы книги Леви и очень даже ничего. И хотя я для себя что-то могу почерпнуть именно в вышеперечисленной литературе в основном, читать Леви мне было не сильно скучно и уж явно интересней, чем Мураками, Коэльо, какое-нибудь фэнтези современное и прочих разрекламированных классиков бестселлеров. У меня не было чувства какого-то разочарования после прочтения книги, ощущения впустую потраченного времени. После этой книги Леви, по крайней мере, остается какое-то впечатление от самой личности писателя: его восприятие жизни, его юмора. Можно еще поразмыслить над деталями детективной и уже "раскрытой" истории, как и что он объяснил. Но во всяком случае, пустота не остается.
  Напоследок, чтобы дать более полное представление о данной книге: слоге, юморе и т. д. приведу некоторые моменты из этой книги, которые мне показались интересными или забавными:
  "Рацкин - очень большой художник, но как многие другие, не признанный при жизни. Он никогда не старался нравиться, душа его живописи – искренность."
  "Аплодисменты тяжело наваливались ему на плечи, такая ноша была неподъемной для присущей ему скромности. Он сгорбился, погладил свою папку, повторяя пальцем очертания букв, складывающихся в имя и фамилию: Владимир Рацкин. "Это они тебя приветствуют, старина", - прошептал он."
  "Сердечное богатство часто исцеляет ревность и невнимание современников... Некоторые способны видеть только мертвую красоту. Но сегодня время уже не властно над Владимиром Рацкиным. Искусство рождается из чувства, это и делает его вневременным, бессмертным."
  "Питер шепнул другу на ухо, что раньше воображал, что на этом русском художнике свихнулся один Джонатан, но теперь видит, что в этой области вспыхнула конкуренция."
  "...чтобы запросить срочную связь со службой бронирования мест авиакомпании "Бритиш Эруэйз." Зажав подбородком телефончик, он побрел в гардеробную. Чтобы снять с верхней полки чемодан, пришлось встать на цыпочки. Он уже схватил чемодан за ручку, когда на него обрушилось сверху все содержимое полки, а там был настоящий склад дорожных сумок. Ответ службы бронирования прозвучал тогда, когда он с бранью выбирался из-под несчетных вешалок."
  "Питер достал из кармана пиджака фломастер и нарисовал крестик на листке в клетку, на котором Джонатан делал последние примечания к своему докладу. Не переставая изучать свои картинки, Джонатан нарисовал рядом с крестиком Питера нолик. Питер нарисовал рядом с ноликом другой крестик, Джонатан начал новым ноликом диагональ."
  " -...Люди назначают время встречи, но ты у нас не носишь часов.
  - Ты - раб времени, а я сопротивляюсь неволе.
  - Когда ты несешь подобную чушь своему психотерапевту, он, к твоему сведению, не слышит ни одного твоего словечка. Он в это время прикидывает, сможет ли он купить на заплаченные тобой деньги машину своей мечты, и какую - "купе" или "кабриолет".
  - Я не посещаю психотерапевта!"
  "На другом конце города из-под тяжелого одеяла вылезла всклокоченная голова Питера."
  "Питер ощупью искал источник невыносимого звука, мешавшего ему выспаться... и схватив трубку, пробубнил:
- Кто бы вы ни были, вы только что лишились дорого вам человека! - И он швырнул трубку.
  Через несколько секунд звонок раздался снова. Питер выполз из-под тяжелой перины.
- Зануда и упрямец! Кто это?
- Это я,- спокойно сказал Джонатан".
  "- У вашего друга вечная батарейка? Или он каким-то образом питает свой телефон от батарейки собеседника?
   -  В нем такой избыток энергии, что он сам подзаряжает телефон."
  "Если бы не табличка с научными титулами, Джонатан причислил бы ее к маргиналам-одиночкам, просиживающим сутками в барах в надежде вывалить на случайного собеседника все свое безумие."
  "Минул час, а уснуть все не удавалось. Он вылез из постели, достал из шкафа костюм, надел свежую рубашку и покинул номер. Длинный коридор, ведший к лифтам, он преодолел бегом, забросил в кабину ботинки. Когда лифт остановился на первом этаже, он уже поправлял галстук."
  Кстати, "про ботинки" было также в книге Леви "Где ты?" Но там он положил по ботинку на сиденья в актовом зале, чтобы "застолбить места".
  "- Вам замечательно идет это платье.
   - Я перемерила целых шесть, потом чуть не передумала уже в такси.
   - У меня то же самое с галстуками... четыре раза.
   - В итоге на вас водолазка.
   - Результат нерешительности".
  А вот забавный момент в книге Леви, где Клара и Джонатан на первом неформальном свидании:
  "Клара обратилась к бармену за советом. Он порекомендовал прекрасное сансерское вино, но она продолжала сомневаться. Джонатана посетило вдохновение, и он брякнул:
   - Моя жена предпочитает красное.
  Клара округлила глаза, но быстро приняла игру, отдала меню Джонатану и заявила, что доверяет выбору мужа..."
  "...красовался набросок, который он успел сделать. Как ни слаб был он как рисовальщик, профиль Клары нельзя было не узнать. Джонатан со вздохом отложил блокнот..." В книге Леви "Где ты?" мужчина тоже рисовал свою возлюбленную на салфетке в кафе. Очень романтично и в целом интересное проявление "влюбленности."
  "Наплевать мне на то, что думают другие! Раз уж мы женимся, я должен сделать важное признание: твой макияж меня мало волнует, по утрам, любуясь тобой, когда ты еще не проснулась, я нахожу тебя бесконечно красивее, чем когда ты прихорашиваешься вечером." Таким можно сразить многих женщин. Леви не так прост, как кажется - комплименты отвешивать умеет. А мне вспомнилось какое-то реалити-шоу. Понятно, что в некоторых эпизодах там женщины совсем без косметики и когда двое из этого шоу встретились на романтическом свидании, мужчина отвесил даме комплимент: "У тебя сегодня такой макияж красивый."
  "Джонатан встал со скамьи... На выходе из парка, у маленького фонтана Бахуса, он помахал гномику, оседлавшему черепаху."
 
  Марк Леви и Милен Фармер...
  В данной книге, думаю, нет конкретного прототипа Милен Фармер.
  Милен и Марк были замечены гуляющими на улицах Лондона, из этого последовали выводы, что они встречались. Но утверждать ничего точно, кроме нынешней любви между Милен и Бенуа де Сабатино нельзя, в данном плане биографии певицы. Тем не менее, французская пресса писала о том, что Милен вначале познакомилась с книгами Леви, а потом их представили друг другу на какой-то вечеринке или в компании.
   Также писали, что Милен и Марк гуляли в Лондоне и были на блошином рынке. "Иногда на выходные для смены обстановки парочка незаметно ускользает в Лондон, где у Марка есть свои привычки и множество друзей... Милен обожает побродить по "Порто Белло" - одному из блошиных рынков английской столицы, который известен своими французскими старьёвщиками..." Кто не знает вдруг, то слово "блошиный" применительно к рынку приклеилось из-за известной эпидемической обстановки в Средних Веках. Сейчас там обходятся без блох и на "блошином" рынке можно найти самые разные вещи и при этом нередко старинные, редкие и из частных рук, так сказать. То есть на нем торгуют не обязательно предприниматели, а кому просто есть и нужно что-то продать и при этом вполне возможно уникальную и красивую вещицу. ( Например, старинные настенные часы, шарманку, мини-цирк с марионетками, старинную брошь для подвенечного платья, граммофон, трость и т. д.) Так вот, в книге Марка Леви есть пара фраз, которые очень подтверждают сей факт маршрута прогулки Милен и Марка: "Вчера я бродил по набережным, между рядами рынка под открытым небом, который ты так любил. Я останавливался то тут, то там, и мне казалось, что ты гуляешь со мной. Потом, как всегда по пятницам, я вернулся в маленький портовый бар."
  "С того дня Клару неизменно тянуло на берег реки. Где бы она не оказалась, она обязательно выкраивала время, чтобы побродить вдоль неспешно текущей воды, постоять под сводами моста, соединяющего два речных берега, два городских района. Все набережные мира делились с ней своими тайнами. Гуляя вдоль Влтавы в Праге, вдоль Дуная в Будапеште, вдоль Арно во Флоренции, вдоль Сены в Париже, вдоль Янцзы в Шанхае, она впитывала историю городов и их жителей. Джонатан рассказал ей о реке Чарльз, о старом бостонском порте, где он так любил гулять. Он обещал, что обязательно повезет ее на тамошний открытый рынок с его булыжной мостовой. " Что до последней цитаты, она также заставляет задуматься о Милен. Например, точно известно, что Милен была в Праге во время "Mylenium Tour"- концертного тура певицы. Вот что Милен говорила в одном из интервью для российского журнала: "Недавно я была с концертами в Праге. И в пять часов утра, еще в сумерках, вдруг почувствовала, что какая-то сила заставляет меня подняться, одеться и выйти из гостиницы. Я пошла незнамо куда, веря только собственным ногам, и неожиданно вышла к Карлову мосту. Красота! Как завороженная, я смотрела на Влтаву, далекие замки и дворцы и потом увидела маленькую церковь..." Также ряд ее клипов снимались в Праге, например "Optimistique-moi", недавние "Degenаration" и "Si j’avais au moins...", в Венгрии (близ Будапешта) снимались клипы на песни Милен "Desenchantee" и "Regrets", Париж и Сена - это само собой разумеещееся, что Милен нам была, Шанхай - в Китае, например, Милен снимала клип на песню "L';me-Stram-gram".
  Еще один абзац из книги Леви заставляет меня подумать о Милен: "Такси мчалось по набережным. С моста Трокадеро захватывающе смотрелась Эйфелева башня, усыпавшие ее несчетные огни отражались в спокойной воде Сены. Мягкий летний вечер расцвечивала позолота на куполе Дома Инвалидов. Машина доставила их к Оранжерее. На площади Согласия одиноко брел между двумя фонтанами какой-то старик. Вода обильно изливалась из пастей статуй. Клара и Джонатан молча шли по набережной. Минуя сад Тюильри, Джонатан вспомнил по аналогии с деревьями слева от него сады Боболи.
-  В Бостоне мы будем гулять вдоль реки Чарльз? - спросила Клара.
- Даю вам честное слово, - отозвался Джонатан.
  Они прошли перед Львиными воротами. Под ними, в подвалах Лувра, раскинулась научно-реставрационные лаборатории музеев Франции. "Джонатан привалился к стене, не спуская с нее глаз. Даже самые простые движения Клары были образцом изящества."
  Можно решить, что у Милен и Марка был как раз период так сказать, начальных дружеских отношений. Возможно, что они летали к друг другу в гости. Например, Милен к Марку в Лондон, где он водил ее по своим излюбленным местам вроде блошиного рынка и набережной, а Милен устроила ему по приезду во Францию экскурсию по Парижу. И тем не менее оговорюсь, что ища прототипы в чьих-то книгах нельзя ничего утверждать сто процентно. Это само собой разумеющееся. Но это повод для размышления, ведь то, что все это совсем не верно, тоже не станешь утверждать с полной уверенностью.
  В то же время конечно нельзя сказать в отношении Клары из книги Леви, что ее прототип на сто процентов - это Милен. Или вот: "Питер тем временем встретил свою давнюю знакомую итальянку, ненадолго, проездом заглянувшую в Лондон... Когда они с Меленой, рука об руку, вошли в клуб, часы показывали всего лишь полночь..." Но эта Мелена в книге, вообще девица легкого поведения и мельком упомянутый персонаж. Например, бывает, у писателя какое-то воспоминание проскочит, и отразиться в его творчестве. И тут он сам "испугается", например: "Вот сейчас решат что я про Милен пишу" и чтобы идею уже не исправлять закончит ее так что о Милен в этом случае подумать будет крайне нереально. Или, например, часто в творчестве отражается не одна история, пережитая хотя бы частично автором (в выдуманное тоже может вплетаться что-то реальное и наоборот конечно тоже), а может отражаться очень много пережитых моментов в течении всей жизни (и не пережитых тоже, рассказанных кем-то, или какое-то воспоминание, что-то услышанное, прочитанное, увиденное где-то случайно, мечты на основе реальных событий) - творчество это сложный процесс для четкого и в принципе сильно и не нужного анализа. (В плане его "механизмов". Оно плохо подвластно анализу, как и вдохновение, как и любовь.) Вот, например, придумал Леви историю о Кларе и Джонатане, а пока писал, вспомнил Милен и что-то добавил. А писал то может и про вымышленную героиню и мало чего общего с Милен имеющую.
  Еще меня даже задело за живое, что Марк, видимо, переживает из-за злобных слов каких-то завистливых людей в его адрес, в среде "журналистов” например. Некоторые моменты из его повести "Следующий раз":
" - А сам ты почему оказался в этом самолете...?
- Первое: я тебя сопровождаю. Второе: я бегу от звонков коллег, травмированных статей кретина из "Санди таймс." Наконец, третье: да, мне скучно.
  "...я сама не знаю, зачем читаю эту прессу, каждый раз потом весь день сержусь.
- Что сказано в этой статье? - спросил Джонатан.
- Полная ерунда,- отмахнулась Клара. - Чисто технические, заумные вещи, говорящие только о самодовольстве автора."
  "В общем-то, я хотел воспользоваться этим ужином, чтобы рассказать тебе о своих трудностях, подумать вместе с тобой о том, как реагировать на эти непрестанно атакующие меня статейки."
  Думаю, с подобной ситуацией сталкивался, наверное, каждый творческий и более-менее известный человек. Да и у многих в жизни хватает и сплетников и лицемеров.
  Что до меня, то я бы вообще посоветовала творческим людям принимать такие вещи как комплимент. Если кто-то так из кожи вон лезет чтобы сочинять какие-то убогие статьи или пускать слухи в твой адрес - значит твое творчество действительно не пустое место. Иначе, зачем кому-то так стараться. Лично я, если мне что-то не нравится, просто концентрирую свою деятельность, образно выражаясь, на том, что мне нравится. И хотя рецензенту часто приходится сталкиваться с вещами, которые ему могут быть не по душе. но тем не менее есть разница между критической статьей и тем что автор пишет не столько статью, сколько пытается проявить себя за счет опускание всего и вся (естественно,больше нечем к себе внимание привлечь...)
  А вот пара изречений древних на эту тему (что еще раз подчеркивает, что всегда оно было и людей веселило):
  Contra verbosos noli contendere verbis: sermo datur cunctis animi sapientia paucis. Что значит: "С болтливыми не состязайся в словах: речь дана всем, ум - удел не многих". (Катон Младший - имя, под которым сохранился сборник моралистических двустиший на латинском языке, составленный в 4 веке.)
  Hihil est quin male harrando possit depravari. То есть: "Нет ничего такого, чего нельзя бы было извратить плохим пересказом." (Теренций - ок. 195-159 до н. э. римский комедиограф.)
  И "Si natura negat, facit indignatio versum" - "Коль дарования нет, порождается стих возмущеньем" или "Если природа не одарила, порождается стих негодованием" (о сатирической поэзии.) Тоже можно сказать и о подобных "критических" статьях.
  А вот что Милен говорит об этом в различных интервью: "Я из тех кто открыта для критики, но когда я нахожусь на сцене, мне совершенно безразлично, что об этом могут сказать.”
  "Я гораздо выше того, чтобы делать выписки из критики на себя, но в то же самое время все мы люди и нельзя помешать тому, чтобы тебя это не задело".
  "Как только я перестаю давать интервью, средства массовой информации начинают говорить обо мне бог весть что. Ну, все равно, это неважно. Но это правда, что масс-медиа не слишком приятны, и не только по отношению ко мне, но и вообще! Они не очень приятны. Я думаю, что это чисто французская болезнь, хотя... Во Франции не любят успех, особенно долговременный успех. Это всегда кажется чем-то подозрительным."
   Читаете ли вы критику, обращаете ли внимание на то, что говорят о вас или не особенно? - задали однажды вопрос Милен на эту же тему.
   Она ответила: "Не особенно, в любом случае я стараюсь обращать на это как можно меньше внимания."
    Кроме того у Милен и Леви есть похожее отношение к некоторым вещам. Например, Милен не любит и не посещает всяческие светские тусовки и т. п. Например, одно из ее высказываний на этот счет: "Я редко посещаю показы мод, так как не люблю шума и не люблю, когда меня фотографируют. Я избегаю конфликтных ситуаций, избегаю бывать там, где можно встретить журналистов и фотографов." Кроме того Милен ответила однажды на вопрос:
- Вы человек раутов, вечеринок?" 
- Нет, я менее светский человек. Скорее я предпочитаю одиночество.
    А вот как высказывается Леви на этот счет в своей книге: "...найдя Джонатана в гостинице, он потащил его на светский раут, хотя друг больше всего на свете ненавидел эти сборища."
    Повесть "Следующий раз" Марк Леви посвятил Луи и сестре Лорен.
© Мария Сергина "Милен Фармер и Лоран Бутонна-Фея и Сказочник."/Maria Sergina "Mylene Farmer et Laurent Boutonnat-La Fee et le conteur." Chapitre: Marc Levy "La prochaine fois."
Все права защищены.Охраняется законом об авторском праве.Использование всей книги или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора. Интерпретация текста и авторских идей Марии Сергиной запрещены.
http://proza.ru/avtor/mariasergina
http://sergina.wordpress.com
E-mail:allan9@bk.ru


Рецензии