Фильм Абель Феррары Зависимость

 Abel Ferrara "The Addiction".
 
  Вступление.
  Абель Феррара известен поклонникам Милен Фармер, как режиссер клипа певицы "California" (снятый в 1996г.) и в целом он создает очень незаурядные работы. Сразу скажу, что данная глава очень не развлекательная, так как сам рассматриваемый мною фильм Феррары "Зависимость" достаточно тяжелый и рецензия соответственно "тяжелая". И хотя я сама не очень интересуюсь исследованием данного вопроса, основной идеей фильма (хотя и есть все же что сказать по данному вопросу), я решила что быть может что-то будет информационно полезным или просто даст начальное представление о данном фильме или работах Феррары тем, кто еще не знаком с его творческими работами.
 
  Рецезия на фильм.
  Это очень сильная кинематографическая работа. Конечно, кое-что трактуется в нем с личной позиции, личного мировоззрения режиссера, но, тем не менее, фильм производит сильное впечатление. Фильм не развлекательный, он заставляет задуматься, показывает жизнь в, увы, неотъемлемых и крайне негативных ее проявлениях.
  Вначале лично я подумала во время просмотра этого фильма, что все же это не лучший фильм для вечернего времяпрепровождения. Но по окончанию просмотра все же свое мнение изменила. Что мне часто не хватает в нынешнем кинематографе, чтобы после просмотра фильма в душе что-то оставалось, чтобы он что-то давал, не был просто банальным и пустым способом убить время. А этот фильм Феррары производит действительно сильное впечатление, хотя и не светлое. И тем не менее, иногда нужно и что-то такое, особенно когда надоедают неглубокие фильмы о какой-нибудь "сказочно-материалистичной" жизни.
  Собственно о чем фильм. Фильм о наркотической зависимости и попытки осмысления этого явления с точки зрения некоторых философских понятий. Но лично мне больше понравился психологический аспект, попытка осмысления зависимости с точки зрения психологии (то есть не в глобальных маштабах философских абстрактных понятий, а с точки зрения личных, внутренних проблем человека.)
  Весь сюжет фильма - это, можно сказать, метафора и символизм: на молодую девушку-студентку философского факультета неожиданно на улице набрасывается некая женщина, причем в красивом вечернем платье, и кусает ее в шею, но прежде увещевает ее: "Посмотри мне в глаза и скажи мне, чтобы я ушла. Не попроси, а скажи." Но девушка этого не делает. Она жалобно просит: "Не надо, уйди." То есть многие, увы, до сих пор думают, что, мол, попробовал один раз наркоту - и потом не будешь. Вот в этом и ловушка - зависимость формируется уже после первого раза. Да и так называемые "легкие" наркотики - путь в эту же бездну. У человека теряются тормоза и ему нужно все больше и все разнообразней.
  В итоге девушка из фильма Абеля Феррары, Кэтлин Конклин начинает "кусать" (подсаживать на иглу) знакомых и друзей - девушку, с которой она познакомилась в библиотеке в Университете; однокурсницу; своего близкого человека и преподавателя по-совместительству; случайного знакомого - парня на улице; посетителей на вечеринке с помощью тех, кого она уже "укусила". Человеку больше ничего не нужно - ни есть, ни спать, ни наслаждаться прогулками и общением. Только наркотик, смысл его жизни и все время человек тратит на поиски способа, как получить наркотик, на что его купить (отсюда возникает воровство, проституция и другие нелицеприятные вещи.)
  Феррара сравнивает наркотик с "мировым злом". В фильме Кэтлин смотрит на ужаснейшие и тяжелейшие картины жертв фашизма и войны во Вьетнаме... Она говорит: "...о том, что кто не учит уроков истории, обречен повторять их - неправда. Истории нет, мы как были, так и остаемся тем, что мы есть. Главный вопрос для нас, как бороться с нашим настырным желанием все большими кругами сеять смерть." Таким образом, наркотик сравнивают еще с одним злом - войнами. Ведь наркотики уносят столько человеческих жизней, но... еще и практически по доброй воли самих жертв, людей... Девушка, кусая новую жертву, все спрашивает: "Скажи нет, прогони меня." Но люди все пробуют, думая, что если у них сразу не хватило силы воли отказаться, то хватит потом. Это "потом" откладывается и откладывается до "седьмого круга ада" (как называла мучения Кэтлин та, что ее "укусила", когда девушка уже умирала...)
  В фильме несколько стадий развития сюжета и зависимости соответственно: первая стадия: девушка "укушенная" и "кусающая" друзей - то есть "начинающая" наркоманка, вторая: девушка и некий мужчина по имени Пейне, который является прообразом мучающейся души девушки, ее совести, ее внутреннего мира. (Я так понимаю, его имя от слова pain - боль. Актер, играющий Пейне - Кристофер Уокен. Он также снимался в похожей роли по воплощению чего-то метафизического в клипе Мадонны "Bad Girl." Он достаточно известный актер и у него много работ в кино.) Пейне говорит ключевую фразу: что она не хочет остановиться, а только выклянчивает наркотик. "Нет, ты еще не хуже других, ты же ребенка не убивала" (то есть аборт) увещевает совесть девушки в ее "непричастности и невинности". И третья стадия: Кэтлин пишет диссертацию о зависимости и становится "доктором философских наук" и вместе с тем воплощением зла и его проводником" ( "по Ферраре"), то есть распространительницей наркотиков. И когда она приглашает на вечеринку по случаю получения звания доктора наук человека, раздающего буклеты христианской тематики, а он отвечает ей: “ Нет, я не пойду” (то есть отказывается от наркотика), то девушку, как воплощение "мирового зла" начинает ломать: "Ах нет, он не пойдет", она сильно злиться и ей срочно требуется новая жертва...
  Затем больница... Кэтлин произносит в исповеди "Прости меня" и умирает.
  Еще в начале фильма, на "первой стадии" она попадает с ломкой в больницу, но отказывается признаваться в причине своего недомогания и вскоре сбегает из нее...
  Тем не менее, введение христианства как противопоставление злу - в этом и проявляется особенность философского мировоззрения режиссера и сценариста фильма. Я лично думаю, не менее важна и осведомленность человека в этом вопросе с ранних лет. Что бы люди знали, что уже с первого приема наркотика формируется зависимость и соглашаться "попробовать" нельзя ни в коем случае; истории из жизни наркоманов тоже поучительны. (По ТВ показывают, в журналах печатают.) Просто меня смутило то, что этот человек из фильма на улице брошюрки раздавал (просто официальные конфессии это никогда не делают, только секты.)
  В чем особенность фильма Абеля Феррары “Зависимость”? Совсем не в цитировании известных философов. Для философии такое смешанное цитирование означало бы скорее просто не сильно раскрытую тему. Цитировали не только Ницше, но и многих других философов, писателей (просто нередко пишут об этом фильме, будто он чуть ли не весь базируется на философии Ницше. Лично я не сильно много ключевых идей философии Ницше увидела. Я хотя и работ не писала по его творчеству, но читала почти всего его еще до учебы и лекции слушала о нем и его трудах. Но не скажу, что в восторге была. Почему? Ницше повредился в рассудке и вывод о том, чем может закончиться такая философия, напрашивается как-то сам. К тому же это не только мое мнение –многие отмечают, что Ницше не лучшим образом влияет на людей.)  Главное в фильме Феррары - это сама постановка сюжета фильма по "философским принципам". То есть, сам по себе фильм не имеет ярко выраженного художественного повествования. Есть несколько базовых идей: "мировое зло", его суть, цель и направленность. На базе этих основных идей и строится весь сюжет фильма, который будет приобретать свой смысл лишь при расшифровке этих основных понятий.

  О сюжете фильма.
  Но если отвлечься от символизма и "скрытого смысла" сюжета фильм - что же из себя представляет фильм "Зависимость"?
  Фильм черно-белый и понятно, что это в том числе придает какой-то траур этой мрачной истории. Главная героиня фильма Кэтлин Конклин - студентка философского факультета, запоминается и выделяется своей естественной красотой. (Но правда по мере развития сюжета фильма она уже становится отрицательным героем, не только "жертвой" и внешность уже менее выходит на первый план - она более "демоническо-вампирская.") Эта естественная красота героини конечно совсем не в духе топ моделей. Бывает, что человек притягателен какой-то своей индивидуальностью, особенностью черт лица, пускай он и не смазливой внешности и не совсем соответствует общепринятым канонам красоты. Причем это чувствуется больше на видео, чем на фото. (В плане мужчин хорошо описана эта притягательность в возлюбленном Анжелики в знаменитой серии романов Анн и Серж Голлон и мистера Рочестера в "Джейн Эйр" Бронте...) У Кэтлин длинные каштановые волосы натурального цвета, до плеч, отсутствие макияжа и "хиппанская" одежда. И все равно интересно человек выглядит. Хуже нет, когда актриса в фильме вся сплошь "глянцевая" и при этом в ней нет никакой индивидуальности и чего-то особенного. А в этой актрисе совершенное отсутствие гламура, безвкусицы и "уровниловки", и при этом как-то больше веришь такому актеру.
  И вот Кэтлин посещает лекции по философии. У нее есть подруга Джин в Университете, которая по своей внешности хоть и женственна, но обладает просто жуткой мужской походкой. Хотя даже мужчины так не ходят - как-то очень надменно и деланно. Причем режиссер, думаю, это намеренно подчеркнул (и в том числе поедание Джин гамбургера за чтением и созданием пометок при этом - причем так, что называется: " Ни почитал, не написал, не поел.") Хотя я тоже часто делаю несколько дел одновременно, но смотря какие. Иногда нужно сосредоточиться, иногда внимания много дело не требует.
  Особенность Абеля Феррары как режиссера в том, что он не выносит четких суждений сам тому, что показывает, он не создает в фильме какие-то выводы, его фильмы не заканчиваются вынесением четкой морали. Феррара просто показывает, а уж внимательный и, главное, понимающий зритель сделает собственные выводы.
  Вскоре Кэтлин кусает вампирша на улице, при этом прося вначале, чтобы она прогнала ее, сказала ей твердо: "Уходи". Кэтлин после укуса плачет - она еще не понимает, что с ней произошло. Но другой "укушенной" уже ею девушке она говорит: "Не бойся, хуже уже не будет..."
  Вскоре Кэтлин на лекциях в Университете становится плохо. У нее течет кровь изо рта - так показана ломка... В больнице врачи не понимают, что с ней и причины недуга девушки, а Кэтлин сама не рассказывает правды и вскоре сбегает из больницы.
  Кстати, в один из моментов перед принятием очередной дозы она вспоминает, как бежит маленькой девочкой по полю. Это будто вердикт, к чему пришла судьба этого ребенка, к большому сожалению...
  Вскоре Кэтлин колет наркотик своему возлюбленному, преподавателю из Университета. Причем немного запутанна картина их свидания: Кэтлин в красивом вечернем платье, со свечкой на подносе, ставит его на кровать, и в итоге можно увидеть что на подносе лежит шприц...
"Зависимость - прекрасная вещь. Она помогает увидеть душу, не пользуясь философскими терминами. Поверь мне. Дай мне руку," - увещевает Кэтлин.
  Студентка философского факультета в качестве главной героини фильма выбрана не случайно, конечно. Многие думают, что через наркотик можно познать "другие миры" и себя. Но на самом деле познаются лишь галлюцинации собственной психики, которую выводят непонятно зачем добровольно из нормального состояния. Причем обманчивая эйфория как правило быстро сменяется необратимыми кошмарами. Не говоря уже о ломке и прочем. Как-то видела программу по ТВ где один нарколог очень хорошо сказал: "Многие считают, что в жизни стоит попробовать все. Так вот - наркотик того не стоит."
  Затем Кэтлин заманивает в гости подругу из Университета Джин в гости и тоже "кусает", прося прежде "прогнать ее". Причем до этого Джин спрашивает у Кэтлин: "Почти закончила диссертацию, но ты не ходишь на занятия, не участвуешь в конференциях - я не понимаю, что ты делаешь?" Кэтлин ей отвечает: "...Чувство вины не уходит, оно вечно. Наши аппетиты ненасытны, вот что я недавно поняла... Докажи что зла нет и ты свободна... Мне пришлось завесить зеркало. Как ты думаешь, почему? Что такое в моем лице, на что я не хочу смотреть? Все дело в глазах. В конечном счете, все делают тоже самое."
- Кэти, мой тебе совет, сходи к врачу, - говорит Джин
- А ты думаешь, все со временем проходит? Все там будем... С болезнью все равно не справится. Ни к чему мне помощь, особенно если ты кандидат в доктора (философских наук).
  То есть типичный пример наркомана, заглушающего свою совесть и не желающего отказываться от наркотика, дающего "познание"... болезни и приводящее к смерти.
  Но если не вдаваться в смысл сюжета фильма - с виду все походит просто на похождения вампиров и рассуждения... И вот здесь Абелю Феррару, как говориться " пять баллов" -
наконец-то кто-то вложил в понятие "вампир" что-то на сто процентов отрицательное. Я лично смотрела и "Носферату" первый ч/б и популярный фильм "Интервью с вампиром" и др. Например, в “Интервью с вампиром” мне нравится средневековая атмосфера, замки, из Тома Круза классный "аристократ" в парике вышел (хотя я не большая его фанка.) Но в целом лично мне, например, противно было смотреть немало моментов в этом фильме. И не то чтобы меня что-то пугало дико в нем, просто действительно противно и удовольствия от фильма получаешь как-то мало. Конечно, идея про "хорошего вампира" интересна, но другого там тоже хватает. А в фильме Феррары все это "кровопитие" не имеет налета "возвышенной мистики", а выглядит крайне неприглядно и при этом отсутствует совершенно "подмена понятий." То есть в гадость и вложили соответствующее ему понятие - гадость без каких-либо "но". То есть в фильме Феррары - это понимание наркотика, как "мирового зла" и отображение наркотика и системы его распространения через миф о вампирах.
  Кэтлин выглядит все хуже - знакомые интересуются ее здоровьем, сама она заводит какие-то странные разговоры, ходит в черных очках. (Зрачки то выдают...) Она перестает следить за собой... И она кусает все новых и новых людей, то есть подсаживает их на наркотик...
  В фильме Феррары появляется и интересный мужчина, увещевающий девушку-наркоманку. Его зовут Пэйне - боль, болящий. Это прообраз души, внутреннего мира Кэтлин, ее совести, воли... По ходу всего фильма иногда цитируются некоторые философы. Правда меня философией сложно, что ли удивить и привлечь, но в фильме именно это идея с "совестью" мне понравилась больше всего. Побольше бы ее раскрыли...
  Мужчина - "совесть" цитирует Беккета (Милен Фармер в одном из интервью тоже цитировала его фразу: "Рождение стало моим концом"), Сартра (Милен как-то упомянула его фразу "Ад - это другие") и Бодлера (одного из любимых поэтов Милен.) Пейне, говорит: "Ты думаешь, Ницше что-нибудь понимал? Человечество с самого начало пыталось жить по ту сторону добра и зла. ("По ту сторону добра и зла" - произведение Ницше, прим. автора.) И знаешь, чего они добились? Меня."
   Кроме того он говорит Кэтлин: "Голый завтрак", Берроуз отлично описывает состояние человека во время ломки..." "...Ты не можешь есть, не можешь спать, не можешь выйти на улицу и насладиться. Ты рабыня своего состояния. Оно ничтожно. Я почти человек - я ем, сплю, хожу на работу. Сижу на диете, хотя это непросто... Моя привычка контролируется моей волей. И хотя моя воля формировалась под воздействием этой привычки, теперь она стала сильной и может выставлять свои условия игры."  Но Кэтлин несмотря на увещевания Пейна снова колит наркотик - "страдание это сущий ад." Она не выдерживает ломки и не обращается в больницу, где ее могут снять и заняться лечением девушки. Кэтлин еще и хочет покончить с собой. Но ее болящая душа ей говорит: "Нельзя убить мертвое тело (мол, можно сильно не стараться, и так себя довела) и еще Пейне говорит ей: "Боль - это что-то что нам всем знакомо, но не каждый может с ней справится." (То есть справиться с ломкой и победить тягу. Но любимое увещевание наркоманов обычно, что если они захотят они это сделают когда-нибудь. Но как правило, это "когда-нибудь" и "если захочу" всегда только на словах и это "самоутешение" из-за нежелания что-то менять).
 - Что произойдет? - спрашивает Кэтлин Пейне.
 - Читай книжки Сартра, Беккета. А ты думала, о чем они пишут? Все из головы взяли? "Я чувствую ветер с крыльев безумия" Бодлер. И Пейне говорит Кэтлин ключевую фразу: "Скажи честно, ведь ты не пыталась покончить с этим раз и навсегда. Ты просто клянчила у меня еды, воды, свой наркотик."
  И вот в фильме небольшая "обманка", намеренно неожиданный поворот сюжета. Вдруг Кэтлин уже пишет диссертацию. Ключевые слова этой работы: "зависимость" и подавление собственной воли. Кэтлин получает звание "доктора наук". Она пишет в своей работе: "Наша зависимость - это зло... Кьеркегор был прав, мы действительно стоим на краю пропасти. Но он ошибался насчет прыжка вниз. Есть большая разница между тем, прыгаешь ты сам, или тебя сталкивают... В определенный момент приходится следовать своему голоду и тот факт, что ты не можешь изменить ситуацию, обрушивается на тебя со страшной силой. Это уже не я мыслю, следовательно, я существую. Ухожу, следовательно, существую, падаю, следовательно, существую."
  Во время защиты этой диссертации Кэтлин просят: "Расскажите о вашем доказательстве от грамматики. Оно звучит так: "Отказываясь от глагола, мы отказываемся от его значения. Сказуемое определяет действительное..." Другими словами, отказываясь от собственного действия по борьбе с зависимостью (глагола) мы отказываемся от спасения (значения глагола). Наркотик, зависимость (то есть сказуемое) руководит нашей жизнью (то есть определяет действительное.)
   И вот уже кажется, что все эти картины с "кусаниями" и ломками - просто словно визуальное изображение научны, теоретических исследований Кэтлин. Но это не так... Вскоре "обманка" раскрывается. Девушка устраивает вечер в честь получения ею звания "доктора наук". Она в красивом вечернем платье, как и все приглашенные на вечер (и ранее уже ею "укушенные" - Джин, возлюбленный профессор и др.) Все они в великолепных платьях и костюмах (как и наркотик - с виду кому-то привлекателен, а потом раскрывается вся грязь и бездна). Кэтлин - "доктора философских наук" снова "ломает" и от злости уже тоже, ведь некий христианин, раздающий религиозные буклеты на улице, отказался прийти на этот вечер, несмотря на ее настойчивые увещевания. В итоге всех новых посетителей на этом вечере "кусают" уже "укушенные". Получается, что кровь для этих "вампиров"- это наркотик. Раз укушенный вампиром уже не может жить без "крови" (наркотика) и кусает новых жертв, делая их такими же, как и он сам -  наркоманами. Абель и сценарист фильма отлично подобрали то, чтобы воплощало бы "законы" развития наркомании.
  Кэтлин вскоре снова оказывается в больнице, ее начинает ломать прямо на улице, изо рта течет кровь... Прохожие вызывают скорую.
  Она лежит на кровати, за ней ухаживает медсестра. Девушка чувствует приближение гибели...
  Она просит медсестру открыть жалюзи, чтобы посмотреть на свет в последний раз... К ней приходит священник. Он исповедует ее и причащает...
  Кладбище... Актриса, сыгравшая Кэтлин, ложит цветок у надгробия с надписью "Кэтлин Конклин. 31октября 1967г - 1 ноября 1994г..."
  The End.
 
  Вспоминается еще один фильм на тему наркомании - "Реквием по мечте" с Джаредом Лето. Тоже тяжелый. Музыка в нем очень сильная, хотя и при этом очень трагичная, безысходная. Интересный случай: когда я посмотрела "Реквием по мечте", то подумала, что было бы очень хорошо его в кинотеатрах показывать для профилактики наркомании. И как-то гуляя по Минску, как раз наткнулась на афишу с этим фильмам, несмотря на то, что он уже не новинка...
  Когда я впервые увидела Абеля Феррару на видео о съемках клипа Милен "California", я даже не представляла, насколько это оригинальный и необычный режиссер и человек. Казалось, типичный американец в кепке и жующий жвачку, но правда я и тогда отметила его углубленность в работу, "нерв" какой-то, что делает человека даже оригинальным. То есть это "вживание" в свою работу и при этом хладнокровная уверенность как профессионала съемки, режиссера, с большим опытом (который знает, чего он хочет, что делать и как делать.)
  До фильма Феррары “Зависимость”, я где-то еще в 1999г. посмотрела по ТВ его фильм с участием Мадонны. Но тогда я не знала, что это его работа. И фильм мне показался тогда очень жизненным, оригинальным и не без провокации. Феррара действительно выносит на суд зрителя нелицеприятные вещи, но прямо не превознося и не попрекая открытым текстом показанное, давая зрителю возможность делать выводы самому. (И понятно, какое отношение именно у людей к понятиям проституция, наркотики и т. д.)
  К тому же он хорошо раскрывает проблемы с психологической точки зрения, показывая не только поверхность, но и внутреннее содержание... В общем, очень нетипичный и оригинальный режиссер, а таких не много... И главное, имеющий свой собственный стиль, почерк.
 
  Справка о фильме и актерах:
  Композитор - Joe Delia
  Автор сценария - Nicholas St.John
  Режиссер - Abel Ferrara.
  В ролях: Лили Тейлор, Кристофер Уолкен (Christopher Walken), Анабелла Шора (Annabella Sciorra).
  В фильме также снимались: Edie Falco, Paul Caldaron, Fredro Starr, Kathryn Erbe, Michael Imperioli, Jamel "Redrum" Simmons.
  Лилли Тейлор (Lili Taylor) - американская актриса. Родилась 20. 02. 1967, занималась в Чикаго на театральных курсах, играла в театре. Ее дебют в кино состоялся в 1988г. фильме "Mystic Pizza" ("Мистическая пицца.") Чаще всего ее можно увидеть в независимом кино, но также и у таких известных режиссеров как у Э. Кустурицы в его фильме "Arizona Dream" ("Сон Аризоны") - 1992, у Р. Олтмена в фильмах "Короткий монтаж" ("Short Cuts"- 1993); "Готовое платье" (Ready To Wear / Pret-А-Porter, 1994)
  Из недавних фильмов с участием этой актрисы известны:
2009г. - "Грабители банков" "Public Enemies" роль Sheriff Lillian Holley ;
"Бруклинские полицейские", "Brooklyn's Finest" ... роль Angela;
2008г. -"Повышение"  "Promotion", роль Lori Wehlner ;
2007г .- "Секрет" "Si j'etais toi " роль Hannah Marris и др. фильмы
 © Мария Сергина "Милен Фармер и Лоран Бутонна-Фея и Сказочник."/Maria Sergina "Mylene Farmer et Laurent Boutonnat-La Fee et le Conteur." Chapitre:"Abel Ferrara "The Addiction."
Все права защищены.Использование всей книги или ее фрагментов невозможно без письменного разрешения автора. Интерпретация текста и авторских идей Марии Сергиной запрещены.
http://proza.ru/avtor/mariasergina
http://sergina.wordpress.com
E-mail:allan9@bk.ru


Рецензии