на выставке Репина

-Я не мастер на эффектные рисунки,
 И делаю только как этюды к своим
 работам.
                И.Е. Репин

Третьяковская галерея представила на общее обозрение новое уникальное приобретение – 25 рисунков Репина. Галерея приобрела их в Германии у частного владельца, сумевшего бережно сохранить эту коллекцию.
Собрание приобретено в 2007 году у графини Ольги Лилиенфельд-Тоаль, отцу которой его передал внук художника Гай Репин.
Ранее не известные рисунки Репина разнообразны по тематике, технике исполнения и степени завершенности. Данное собрание охватывает все периоды творчества мастера и отражает все жанры, в каких он работал.
Здесь представлены портретные и пейзажные зарисовки (Гетман Полуботко., травы на Смоленском кладбище), иллюстрация и композиционные наброски (Диоген разбивает свою чашу, увидев мальчика, пьющего из ручья воду руками,  фантастические морские животные).
Каждый новый этюд или набросок, особенно если он связан с образами репинской живописи, добавляет новые детали к пониманию замыслов художника. Если провести параллели  между живописью и графикой мастера, можно расценить « портрет гетмана Полуботко» как карандашную заметку времени работы над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880). А рядом с изображением натурщика для фигуры поэта, которую Репин написал по просьбе Айвазовского в его полотне «прощание А.С. Пушкина с морем» (Всероссийский музей Пушкина, С-Петербург, 1887)
помещен хранящийся в ГТГ карандашный эскиз. Само соседство  аналогичных по композиции рисунков дает возможность для осмысления процесса работы художника над образом Пушкина.
Рисунков не так уж много, но относятся они к самым разным периодам биографии художника – от академической скамьи до последних лет жизни.
Сохранились портретные зарисовки для поздней картины «Финские знаменитости», которую Репин отдал Финляндскому художественному  обществу. Из ранних творений интересен рисунок, сделанный со скульптуры Микеланджело «Скорчившийся мальчик» - эту позу юный автор использовал
в своем полотне на сюжет из древнегреческой истории.
Особо отмечаю набросок нескладной фигуры Горького. практически карикатурный рисунок явно сделан с натуры в момент чтения Горьким поэмы «Человек» в 1904 году.
И все же поступившая в ГТГ часть репинского наследия нуждается в более подробном изучение. Например, не совсем, известно авторство листа «В Неаполе», кажется, что он сделан рукой сына Репина в момент пребывания их в Неаполе.
Очень важно то, что в одном ряду с подготовительными рисунками присутствуют самостоятельные пейзажные вещи. Один из них сделан на Смоленском кладбище в Петербурге, которое находилось недалеко от Академии художеств, и было место прогулок Репина. Рисунок самостоятелен, не связанный с живописными замыслами.
Пускай не для всех обывателей эта выставка покажется интересной, ведь она скорей учебная и дающая понимания процесса написания картины нежели её логического завершения.


Рецензии
Очень интересная информация, спасибо. Исправьте, пожалуйста фамилию - "Гетман Полуботок".

Александрина Кругленко   12.06.2009 19:20     Заявить о нарушении