Часть II. Пять с плюсом Глава 16. Борис Вольский

                Часть вторая
                ПЯТЬ С ПЛЮСОМ

                Глава 16
                Борис Вольский

     До 1917-го года на юге России семья Ароновых была широко известна. «Аронов и сыновья.Торговля сахаром и керосином». Свои нефтяные вышки в Ставрополе и в Баку. Дети учились в столичных университетах, становились врачами, адвокатами, инженерами, революционерами. Прадед Бориса, Мирон, был активным функционером РСДРП. Партийная кличка – Вольский. В 1905-м году его судили. Он попал в ссылку в Туруханский край, бежал. Это было нетрудно, так как политических ссыльых особенно никто не сторожил, а получить паспорт при финансовых возможностях его семьи, особого труда не представляло. Много лет прожил в иммиграции, в Швейцарии. Продолжал революционную деятельность. В изгнании жил неплохо, семья помогала деньгами. Вскоре к нему в Швейцарию приехала невеста и там они поженились. Свадьба была скромной, только самые близкие, приехавшие из России и несколько местых друзей. В Женеве у них родился первый сын, Захар, будущий дед Бориса. В 1917-м году нелегально вернулся в Росию. Позднее в Москву перебралась и его жена с десятилетним ребёнком. Мирон оказался в центре событий. Участвовал в установлении советской власти на Ставрополье и в Поволжьи. Потом работал в Наркомпроме. По образованию – инженер.  Именно по его инициативе была организована экспедиция по освоению восточной Сибири, руководителем которой был дед Саши, Андрон Душкин.
     Торгово-промышленная империя Ароновых рухнула, но основные капиталы они успели перевести заграницу. Туда же вскоре отправились и сами, конечно за исключением семьи семейного революционера – политкаторжанина Мирона. Может быть благодаря ему им было легче предвидеть предстоящие перевороты и катастрофы. Родная кровь.
     Мирон официально порвал с семьёй и даже на документах заменил фамилию партийным пседонимом – Мирон Ильич Вольский. Его сын Захар, дед Бориса, стал инженером - нефтяником. Работал на Каспии, потом в Сибири, а после – в министерстве в Москве. У него было два сына. Один пошёл по его стопам и тоже стал инженером-нефтяником. Осваивал месторождения в восточной Сибири. Другой сын, Семён, отец Бориса, – окончил физический факультет МГУ по специальности «Астрономия» и работал в Государстном астрономическом институте в то время когда, отдел радиоастрономии там возглавлял  выдающийся учёный и удивительный человек  Иосиф Самуилович Шкловский. Семён Захарович оказался очень хорошим администратором. Так сложилось, что вскоре он забросил чистую науку и стал заниматься её управлением. Должен же кто-то это делать.  Дорос до заместителя директора по общим вопросам. Когда в середине шестидесятых был организован новый Институт космических исследований Академии наук, ушёл работать туда заместителем директора.    
     Мать Бориса, Марина Иосифовна, была из семьи потомственных антикваров и ювелиров. Поговаривали, что предки её брали вещи в залог и не гнушались ростовщичеством. После революции семья потеряла почти всё, кроме наследственного практического ума, упорства и предприимчивости. Пережив наивные надежды НЭПа, Шапиро постепенно вписались в простую внешне, но замысловатую внутренне систему советской торговли, а именно в её ювелирный и комиссионный сектора. Слишком многого они не желали, но то что хотели – имели и умели полученным делиться. Такой мудрый подход позволял представителям семьи избегать ненужных конфликтов с законом, а неизбежные проблемы разрешать ко взаимной выгоде.
     Казалось бы, где могли встретиться сын представителя номенклатуры, студент МГУ, будущий астроном,  Семён Вольский и дочка торгового работника, студентка Института советской торговли, будущий товаровед Марина Шапиро? Однако для Того, кто совершает браки на небесах, нет ничего невозможного. Они нашли друг друга на крымской базе отдыха  Министерства нефтегазовой промышленности, где Сёма Вольский с другом оказались по праву детей работников министерства, а Марина Шапиро с сестрой как дочери Иосифа Шапиро, директора комиссионного магазина, связи которого пределов не знали, особенно, если дело касалось семьи.
     Крым, море, солнце, молодое вино, горячий песок, ароматные ночи, близкие звёзды. Молодость, молодость, молодость...  По приезде в Москву, они познакомили друг друга с родителями, а зимой – поженились. Вольским Марина понравилась, а в семье Шапиро было всё, кроме зятя – учёного. Через год Марина родила сына, которого назвали Борисом.
     Марина обладала хорошим вкусом и любила драгоценности, поэтому по окончании института попала в Росюверторг и через какое-то время стала заместителем директора большого ювелирного магазина в центре.
     Мамины способности в какой-то степени передались сыну. Борис, когда вырос, иногда подрабатывал, предлагая знакомым дефицитные в то время золотые украшения – цепочки, кулончики, колечки. Никогда не зарывался, только на карманые расходы. 


Рецензии