Сыпануло как горохом... Эфиопский дневник 32

Быстро сделал обход наиболее тяжелых раненых  в 10-коечном реанимационном блоке. Всё нормально. В хирургическом отделении 3 фельдшера быстро, со знанием дела, артистически накладывали гипсовые повязки тем, кому их вчера назначил. Порадовало, что они могут делать это без моей помощи. В палатах  дрессеры  делали  перевязки.

Хотел было начать обход в отделении, но явился «гонец» от медицинского директора и сообщил, что в аэропорте  приземляются самолёты с ранеными.

Приехал хелс-офисер - представитель медслужбы эфиопской дивизии, из которой к нам доставляли раненых - молодой высокий худощавый офицер, помогавший нашему госпиталю в организации обслуживания  раненых. Он поздоровался,  сказал, что вчера госпиталь справился с работой нормально.  Спросил -  какое у меня военное звание? Он – полковник, как мне сказал медицинский директор,  хоть и фельдшер, Я промолчал о своём звании – старший лейтенант. Скажи – так он и распоряжения мои станет игнорировать?!  Он продолжил:
-  «Какая помощь нужна госпиталю сегодня?» 

И тут я сказал: 
- «Персонал госпиталя должен заниматься только лечением раненых. Пришлите взвод солдат с сержантом, чтобы они транспортировали раненых в операционную, на рентген, поднимали, перекладывали их  и так далее.  А мы будем лечить… Так будет лучше!»

Хелс-офисер сразу согласился с этой просьбой. Он отдал распоряжение сопровождавшему его сержанту  и солдаты с носилками, каталками стали  помогать персоналу госпиталя.

В центре здания, под колоннами первого этажа уже собрался персонал с перевязочными столиками, готовые принимать раненых. И вот во двор снова въехали армейские грузовики с ранеными.   

 Посмотрев первую группу,  дальнейшую сортировку поручил медицинскому директору, а сам немедленно начал оперировать. Гинекологу организовали работу на отдельном столе.  Вчера убедился, что ей можно давать самостоятельно обрабатывать раны конечностей, мягких тканей.

- «Выбирайте всё, что полегче! Остальных - оставляйте мне», - посоветовал я.   В этой же комнате работали два эфиопа хелс-офисеры (хирургические фельдшеры), которым тоже нужно было помогать. Сначала часто, а потом реже они просили подойти и помочь на операции.  Оставив свою операцию на несколько мгновений, переходил тому из них, кто просил помощи,  останавливал  кровотечение, выполнял необходимые хирургические приёмы, затем  возвращался к своему пациенту. А помощники продолжали свои операции и  заканчивали их  сами. Работа продолжалась.

- «Доктор! Вас ждут!», - сказал мне Темосген в середине дня. 
- «Кто ждёт?» - спросил я, продолжая операцию.
- «Ждут!» - повторил Темосген. Кто меня может здесь ждать? Кроме меня русских в госпитале – никого. Знакомых – никого… Те, кого я оперирую – мне тоже незнакомы! Я их не знал раньше, лечу – не знаю их имён, написанных в карточках эфиопским алфавитом из 400 букв, наподобие китайского, японского… И они уйдут – незнакомые мне… Они – знали моё имя. Я их – нет… Так кто же ждёт? Стало любопытно…

Закончив операцию, пошёл в кабинет хирурга. Там сидел на диване Николай, фельдшер океанологов. На столе стояли судки с обедом! Приятная неожиданность!  Забыл о еде! Не предполагал пообедать… Спасибо океанологам…
- «Доктор! Я буду приезжать ежедневно - так распорядился начальник экспедиции!»   Я поблагодарил, быстро съел обед и отправился продолжать операции.

Вернулся  в «Ред Си Хотел» поздно. В вестибюле были дежурный и начальник экспедиции. Я его поблагодарил за заботу, за обед… Он спросил меня об обстановке в госпитале и отправился отдыхать. Тихо открыл дверь в комнату - мои друзья боцманы не спали. Лежали на койках, тихо переговаривались. Они включили свет. На столе консервы, хлеб… Вскипятили чай… Поужинали. В нескольких словах рассказал о прошедшем дне. Боцманы поделились своими впечатлениями. 

- «Доктор! Так знаешь, что там падало в залив, когда мы сидели на ступеньках у входа в гостиницу? Это был артобстрел! Снаряды то ли недолетали, то ли перелетали! Кто поймёт?! И чья артиллерия стреляла? Никто не знает… Сепаратисты захватили посёлок на той стороне залива – мы тогда любовались его беленькими домиками… Вот тебе и «молодые артиллеристы тренируются!»

«А сегодня работали на палубе… Помогаем эфиопам чинить корабль… И вдруг сыпануло по палубе - как горохом!  Из автомата или ручного пулемёта… Хорошо – сразу спрятались за надстройку! Похоже – стрелял кто-то с кладбища старых кораблей… Никто не пострадал… Но ты, доктор, ходи только по коридорам  обращённым в сторону моря!    Целее будешь…»   

Поделился с боцманами:  эфиопские военные спрашивают о моём военном звании. «Я пока отмалчиваюсь:  я старший лейтенант, а они – полковники!  Что же отвечать на вопрос о моём военном звании? Не хочется  врать!»

Но боцман сказал уверенно: 
- «Доктор! Ты – специалист, главный хирург госпиталя… Кандидат наук… Значит -  полковник! Ведь у них даже  фельдшера – полковники… Так и говори – полковник! Дело не только в звании - иначе мешать будут работать…»   В следующий раз так и сделал – вопросов не было, но слушали беспрекословно…

И на этих оптимистичных нотках легли спать… Ведь вставать – рано…


Рецензии
Очень рад, что Вас вновь читаю, Дорогой Гавриил.
Хорошо написано, интересно.
Счастья Вам.
С дружбой.
Григорий.

Григорий Иосифович Тер-Азарян   04.05.2009 11:15     Заявить о нарушении
Очень рад, что Вам понравилось! Спасибо большое!

С наилучшими пожеланиями и теплом, Гавриил

Гавриил Иваниченко   05.05.2009 23:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.