Шевцов П. Ф

ШЕВЦОВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ

Родился 25.07.12 г. в Бухаре, в семье рабочего. Русский. С 1920 г. жил на станции Тюлькубас Чимкентской области. Окончил четыре класса. В 1929 г. переехал в Оренбург. Окончил школу фабрично-заводского ученичества. Работал котельщиком на паровозоремонтном заводе.

В РККА с 1930 г. В феврале 1932 г. по комсомольской путёвке был направлен на учёбу в 3-ю военную школу лётчиков и летнабов в Оренбурге, которую окончил в июле 1933 г. Затем служил в 107-й отдельной истребительной эскадрилье в Брянске.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 3.11.36 по 13.08.37 гг. Летал на И-16. Был командиром звена, а затем эскадрильи. Сбил 2 самолета лично и 3 в группе. Награжден двумя орденами Красного Знамени (2.01.37, 4.07.37).

13.11.36 г. старший лейтенант Шевцов принял свой первый бой в небе Мадрида[1].

12.02.37 г. в одном воздушном бою он сбил два истребителя Не.51.

18 И-16... в 10.30 вылетевшие по вызову к Мадриду, встретили 3 "юнкерса" и 16 "хейнкелей". По отчетам пилотов, силы противника составляли 3 - 6 Ju.52 (или "савойя") и 16 - 30 Не.51 (или "фиатов"). После атаки "юнкерсов" строй наших истребителей рассыпался, и началась "собачья схватка" с "хейнкелями"... В этом бою, согласно дневнику боевых действий, было сбито 5 "хейнкелей" (3 упали на республиканской территории, а 2 - националистов), 2 летчика выпрыгнули с парашютами и попали в плен...

Полковник Шевцов вспоминает: "Дежуря в самолете, я увидел разрыв ракеты, значит - есть работенка. Быстро запустил мотор, оглянулся по сторонам - звено готово. Мысль одна: быстрее к месту встречи с противником. Товарищи, стоящие на аэродроме ближе к линии фронта, уже, наверно, дерутся.

Шли мы девяткой; я замечаю 3-х "Юнкерсов" в районе Сан-Мартин. Подаю знак командиру отряда и иду звеном в атаку. "Юнкерсы", заметя нас, быстро развернулись на свою территорию и ушли, не сбросив ни одной бомбы[2].

Вверху остались сопровождавшие их "Хейнкеля" и "Фиаты". Подав команду ведомым "действуйте самостоятельно", сам бросаюсь на "Хейнкеля", который уже намеревался зайти под "И-15". Меня "Хейнкель" не видел. Я, находясь у него под хвостом, мощным огнем из прекрасно действующих пулеметов зажег противника. Отвалил с радостным сердцем: спас товарища и убил фашиста.

Не успел я даже выбрать себе новую цель, как из-под меня выскочил "Хейнкель". Он не вел огня по моему самолету лишь потому, что его отогнал от меня наш "И-16". С еще более озлобленным сердцем я бросился на несчастную жертву. Дал по нему очередь и заметил огоньки и дым в плоскостях; необходима поправка. Взял поправку, дал очередь, и мой противник пошел в пике. Я отвалил ему вдогонку несколько коротких очередей, и "Хейнкель" упал на землю.

Патронов нет, но из боя выходить нельзя: надо защищать товарищей. Бросаюсь снова в бой и делаю ряд атак, но уже без огня, обозначая лишь атаку. В этом бою мы сбили 7 самолетов противника, не потеряв ни одного своего товарища. После большого тяжелого боя, мы группировались в воздухе. Я отыскал своих ведомых, и мы благополучно приземлились на аэродроме. Это мой не первый и не последний бой; я и после этого боя с успехом много раз дрался с "Хейнкелями"[3].

16.03.37 г. сбил бомбардировщик Ju.86 в группе.

Однажды, несколько заблудившихся в тумане "Фиатов" сели по ошибке на аэродроме республиканцев. Вскоре Шевцов летал на "Фиате" не хуже, чем на И-16. Он стал летать на разведку аэродромов противника, привозя ценные разведданные. А потом, уверившись в своей неуязвимости, принялся атаковать вражеские самолеты и пехоту на дорогах.

12.07.37 г. в составе группы сбил Bf.109[4].

В этот день в небе Испании произошла первая встреча истребителей И-16 и Bf.109. В Дневнике боевых действий республиканской авиации указывается: "Эскадрилья "Эрзет" была атакована скоростными истребителями мятежников (монопланы), но последние, будучи атакованы истребителями "И-16" (эскадрилья Шевцова) и потеряв 1 моноплан, ушло на свою территорию[5]"

13.07.37 г. в составе группы сбил второй Bf.109.

- Петра Шевцова в Испании звали камарадо Педро, - вспоминал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г. Н. Захаров. - Отчаянный был лётчик-истребитель, мастерски владел высшим пилотажем. Он был бесстрашным бойцом.

Как-то, несколько заблудившихся в тумане "Фиатов" сели по ошибке на нашем аэродроме. И Шевцов решил освоить вражеский самолёт. Вскоре он летал на нём не хуже, чем на нашем И-16. Он начал летать на разведку аэродромов противника, привозя особенно ценные и точные разведданные. А потом, уверившись в своей неуязвимости, принялся атаковать вражеские самолёты и пехоту на дорогах.

В начале августа загранкомандировка Шевцова подошла к концу, и он был отозван на Родину.

22.10.37 г. лейтенант Шевцов Петр Федорович был удостоен звания Герой Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда", как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль N 58.

После возвращения из Испании командовал эскадрильей, авиаполком, а затем 66-й авиабригадой Белорусского Особого военного округа. Член ВКП(б) с 1938 г.

Увы, столь быстрый служебный рост вскружил голову двадцатишестилетнему полковнику, командиру авиабригады, Герою и трижды орденоносцу.

20.07.39 г. начальник Политического управления РККА армейский комиссар 1-го ранга Мехлис докладывал Военному Совету НКО СССР: "23 мая 1939 года командир 66 авиационной бригады Герой Советского Союза полковник Шевцов совместно со своими подчиненными по службе командиром 33 авиационного полка майором Акуленко организовали пьянку, окончившуюся дебошем в городе. При попытке со стороны органов милиции предотвратить это хулиганство Шевцов и Акуленко нанесли побои участковому инспектору милиции т. Куликову и рабочему Архищеву, всячески оскорбляли их.

За недостойное поведение, дискредитацию звания и чести командира РККА Шевцов и Акуленко были привлечены к партийной ответственности и преданы товарищескому суду чести командного, политического и начальствующего состава. Своими постановлениями товарищеские суды ходатайствовали о снижении по должности Шевцова и Акуленко. Военный совет БОВО эти постановления признал правильными. НКО Союза ССР снял Шевцова и Акуленко с занимаемых должностей и предрешил назначить на другую работу с понижением по должности: Шевцова - командиром полка и Акуленко - помощником командира полка.

В заявлении от 18 июня Шевцов писал: "Понесенное взыскание считаю правильным, и это взыскание для меня будет наукой на всю жизнь. Заверяю Военный Совет... что подлинно большевистской работой оправдаю себя в своей повседневной работе и выведу соединение или часть, которую мне доверят, на первое место в округе по всем дисциплинам". Майор Акуленко в заявлении в ПУ РККА писал: "Я понял одно, что если после этого случая у меня будет хотя бы малейший намек на подобное, я потеряю совесть, честь, достоинство не только как командир РККА, но как Гражданин Советского Союза".

Эти обещания Шевцов и Акуленко не выполнили. По личному докладу мне члена Военного Совета БОВО, дивизионного комиссара т. Богачева, Шевцов и Акуленко вновь устроили коллективную пьянку. Начальник штаба ВВС БОВО т. Шкурин и комиссар ВВС БОВО тов. Трубачев объявили Шевцову и Акуленко приказ НКО о снятии их с работы, после этого Шевцов и Акуленко совместно с помощником командира бригады Титаевым и начальником штаба бригады Садуковым уехали в лес за 25 километров от лагеря, организовали там пьянку и вернулись в расположение части в пьяном виде.

24 июня в 66 авиабригаде, вследствие воздушного хулиганства летчика Колосс произошла авария самолета Ут-1. Проверкой члена Военного Совета БОВО дивизионного комиссара т. Смокачева установлено, что воздушное хулиганство летчика Колосс породили царящее в бригаде безобразное нарушение правил и наставлений по технике пилотирования и аэродромной службе. Дело дошло до того, что летчики к своим семьям в Могилев улетали на самолетах. Вылетали кто когда вздумал.

Самолетами пользовались как собственными автомобилями. Никакого порядка по подлинной охране самолетного парка на аэродроме нет.

Воздушное хулиганство процветало в бригаде и поощрялось командованием. На полевых площадках и на аэродромах в г. Могилев господствовал беспорядок[6]".

В 1939 г. майор Шевцов окончил КУКС при Военной академии Генштаба.

Участвовал в советско-финской войне. Предположительно, лично сбил 1 самолёт.

Затем служил лётчиком-инспектором в Управлении боевой подготовки ВВС РККА.

29.07.40 г. восстановлен в звании полковника.

19.08.40 г. полковник П.Ф. Шевцов, находясь проездом по пути в отпуск на железнодорожной станции Актюбинск, доставил в отделение милиции некого гражданина, подозреваемого им в шпионаже. Во время разряжения личного оружия - пистолета "Браунинг" - допустил случайный выстрел, которым легко ранил сотрудника НКВД. Несмотря на то, что раненый милиционер через 3 дня вернулся на службу и претензий на имел, Шевцов был понижен в должности - назначен лётчиком-инспектором 7-й авиационной дивизии.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Воевал в составе ВВС Северо-Западного и Западного фронтов. Был инспектором по технике пилотирования 57-й авиадивизии.

С 19.01.42 г. - командир эскадрильи 510-го истребительного авиаполка. С 20.07.42  по 04.12. 42 гг. рядовой пилот 627-го истребительного авиационного полка, а затем штурман полка. Потом был инспектором в 303-й, а затем 309-й истребительных авиадивизий. С 06.07.43 г. - комэска 272-го истребительного авиаполка, с 26.12.42 г. - командир 272-го ИАП.

Вспоминает полковник Эмир-Усейн Чалбаш (в своих мемуарах Петра Федоровича Шевцова он называет Федором Федоровичем): «Идут командир полка и незнакомый летчик в звании полковника. Командир полка подозвал меня и дает задание:

– Возьмите машину, везите домой к себе полковника и устройте с жильем. Понятно вам?

– Задача ясна, товарищ командир,  – отвечаю.

Взял автостартер, посадил рядом с собой в кабину полковника и поехали в деревню к нам домой. Всю дорогу полковник молчал, а я считал нескромным вступать в разговор с таким большим и боевым командиром. Приехали домой. Я предложил ему посидеть и подождать немного. Сам же пошел шептаться с хозяйкой, как лучше устроить нашего гостя. Но ничего мы не смогли придумать, кроме как предложить место на выбор на нарах. Когда я вернулся на свою половину и спросил: «Товарищ полковник, где вам лучше сделать постель – на верхних или нижних нарах?» Он ответил:

– Знаешь что, лейтенант, брось ты эту канитель, покажи, где свободные нары, и считай, что я уже устроен.

– Вот здесь свободно, товарищ полковник,  – показал на нары вверху.

– Вот и отлично. А теперь давай знакомиться: бывший командир авиационного полка, ныне рядовой летчик полковник Шевцов Федор Федорович. Как тебя звать?

Я доложил по форме:

– Лейтенант Чалбаш Эмир-Усейн, командир звена.

– Ты что, турок, что ли? Или потомок эмира Бухарского?

– Нет, товарищ полковник, не турок и не потомок, а просто крымский татарин, потому и такое имя.

– Я думаю, что ты не обиделся. Это я так, пошутил.

– Да чего же тут обижаться? Как есть, так и представился.

– Вот и хорошо, значит, познакомились. Теперь мы с тобой на одинаковых правах, вместе будем воевать. Я прислан к вам в полк рядовым летчиком. Возьмешь в напарники?

– Да вы шутите, товарищ полковник?!

– Нет, не шучу, поэтому больше меня по званию не называй. Будешь величать Федором Федоровичем, я почти в два раза старше тебя по возрасту. Договорились?

– Как прикажете.

– Я не собираюсь приказывать, а прошу. Сам все объяснишь летчикам, как и что. Понял?

– Понял, товарищ полковник.

– Опять не понял. Федор Федорович я, уяснил?

– Уяснил, Федор Федорович.

– Вот теперь годится. А теперь введи меня в курс дела, как и что к чему.

Я стал рассказывать о летчиках полка, о самолетах, о нашей работе, о горестях и радостях, о победах и неудачах.

– Ну что же, теперь все вместе будем делить и радость, и горе. Спасибо за подробную информацию.

Вот так влился в наши ряды опытный летчик-истребитель, участник боевых действий еще с Испании, бывший командир полка, ныне же непонятно за что разжалованный в рядовые летчики Шевцов Ф.Ф.

Федор Федорович с первых же дней включился в боевую работу, летал с нами наравне на задание на И-16, никогда ни на что не жалуясь и не проявляя неудовольствия. Никогда не напоминал о своих боевых заслугах, опыте в летной работе, о звании. Везде и всюду бывал с нами: и в бою, и на отдыхе. Вечером, как и все мы, выпивал свои сто граммов и никогда не выходил за пределы нормы. Он много рассказывал о воздушных боях в Испании с фашистскими летчиками, подсказывал и учил наших летчиков, как нужно себя вести в воздушном бою с немцами, указывал их слабые и сильные стороны. Наши летчики с большой охотой и признательностью прислушивались к советам Федора Федоровича. Этот старый, опытный летчик впоследствии стал любимцем нашего полка. Он все время держался близко к летному составу, хотя наше командование, учитывая его прежние заслуги и звание, пыталось его несколько отличать от рядовых летчиков. А он даже не отставал от летчиков по игре в ножик. И когда проигрывал, безропотно вытягивал колышек зубами из земли, как и все мы.

Федор Федорович был простой, общительный и скромный товарищ. Он весьма охотно передавал свой богатый летный и боевой опыт летчикам. Его авторитет в полку все время рос. Расстались мы с Федором Федоровичем в декабре 1942 г. Он оставался в полку, а меня перевели командиром эскадрильи в другой полк, который имел на вооружении самолеты новой конструкции Ла-5 («Лавочкин»).

В 1943 г. мне посчастливилось еще несколько раз повстречаться с полковником Шевцовым Ф.Ф. на дорогах войны. Он уже был полностью восстановлен в правах и воевал на высоких командирских должностях. Но дальнейшая его судьба сложилась трагически. Об этом я узнал уже в 1945 г. от моего боевого товарища по 49-му КИАП Героя СССР Спириденко Николая Кузьмича, который после войны разыскал меня в Люберцах и был в гостях.

Полковник Шевцов Ф.Ф. командовал авиационным полком… Дела в полку шли успешно, под его руководством летчики полка одерживали блестящие победы над врагом в воздушных боях. Сам Федор Федорович также неустанно и храбро сражался в воздухе с немцами. И вот однажды, возвращаясь с боевого задания, где в воздушном бою одержал еще одну очередную победу, над своим аэродромом сделал горку с переходом в «бочку» (такая традиция была во многих полках: после удачного боя над своим аэродромом выполнить фигуру «бочка»). Но из-за низкой облачности он вошел в облака и затем, вывалившись из облаков, врезался в землю. Так нелепо и неоправданно погиб у себя на аэродроме прекрасной души, опытный летчик Федор Федорович Шевцов. Мне до того было жаль Федора Федоровича, что я никак не мог согласиться с тем, что такой опытный летчик, прошедший, как говорят, «огонь и воду», так бесславно сложил голову. Но от правды никуда не денешься. Все, кто знал близко полковника Шевцова, думаю, будут согласны со мной, что он вечно останется в нашей памяти как истинно честный, храбрый, трудолюбивый воздушный боец нашей Родины»[7].

17.01.44 г. погиб при аварии самолёта Ла-5 на аэродроме Дубровка. Похоронен в деревне Дубровка Руднянского района Смоленской области. Позднее перезахоронен в братской могиле в городе Рудня.

Совершил 168 боевых вылетов, в 23 воздушных боях сбил 6 вражеских самолётов лично и 1 в группе.

Его имя носит улица в городе Рудня, школа и улица в поселке Тюлькубас, там же установлен бюст героя.

Герой Советского Союза (22.10.37). Награжден орденом Ленина (22.10.37), тремя орденами Красного Знамени (02.01.37; 04.07.37; 02.10.43), орденом Отечественной войны 1-й степени (21.09.43), медалями.


Литература:

Герои Советского Союза - казахстанцы. Кн. 2 - Алма-Ата, 1968. С. 399-400

Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 69


Примечания:

[2] После того, как бой между истребителями закончился, "юнкерсы" вернулись и отбомбились.

[3] Абросов С.В. Указ. соч. С. 73.

[4] По мнению Б.А. Смирнова решающая роль в уничтожении первого "Мессершмитта" принадлежит лейтенанту П.П. Бутрыму.

[5] Абросов С.В. Указ. соч. С. 122.

[6] Смыслов О.С. Василий Сталин. Заложник имени. - М.: Вече, 2003. С.88.

[7] Чалбаш Эмир-Усейн (05.01.1918-06.08.2006) - военный лётчик 1-го класса (1954), Полковник (1956). Крымский татарин. Окончил Качинскую авиашколу в марте 1940 г. Был оставилен в школе инструктором. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1942 г. Совершил 360 боевых вылетов. Служил в 627 иап. Затем в 49 иап. В воздушных боях лично сбил 11 самолётов противника и 6 — в групповых воздушных боях. После войны был заместителем командира полка на Дальнем Востоке. Служил в разных должностях, занимался испытаниями сверхзвуковых самолётов. В 1959 году по состоянию здоровья. Награжден двумя орденами Красного Знамени (16.04.42; 16.10.57), орденом Александра Невского (12.08.43), двумя орденами Отечественной войны 2-й ст. (29.05.43; 11.03.85), тремя орденами Красной Звезды (10.12.42; 30.04.54; 22.02.55), медалью «За боевые заслуги» (20.06.49), др. медалями, а также украинским орденом Богдана Хмельницкого 3-й ст. (14.10.99).

[8] Чалбаш Э.-У. Сковать боем! Советские асы против Люфтваффе /Э.-У. Чалбаш. — М.: Яуза Эксмо, 2010. С. 27-28


Рецензии