Лики Богородиц из провинции... Ко дню Победы

Мы много говорим  о погибших солдатах, но очень мало о их матерях. . .
Случайно нашла в архиве своей семьи  это письмо. Оно поразило меня. 
В Страстной четверг в православных церквях читают Плач Пресвятой Богородицы. 
Это письмо тоже Плач  матери по своим погибшим сыновьям. Судьбы всех матерей схожи.
Написано оно 22 мая 1946 года. В письме сохранена орфография и стиль автора письма.

«Пишет вам ваша свекровь, Евдокия Ивановна.
Во - первых строках своего письма, Вера, я тебе сообщаю, что получила твоё долгожданное письмо. Письмам твоим я очень рада, но только  стали читать письмо-то, я не стерпела  и заплакала. Видимо, я лишилась и последнего своего сына, Андрея ( пропал без вести в конце января 1942г. под Москвой. Был заброшен с десантной группой в тыл врага. Прим.авт.). Теперь осталась я круглой сиротой  и бесхозной. Видно, некому докармливать меня до  смерти. Придётся брать хожалку
Вера, сообщаю, как я живу. Я  живу плоховато, потому что стала стара и работать не могу, еле сама себя таскаю.  На всех моих сыновей пришли похоронки: на Александра, на Дмитрия,  на Тихона и Алексея. От зятя тоже нет никаких известий.  Александр погиб 9 мая 1942г., Дмитрий 4 августа 1942г.,  Алексей 22 марта 1942г., Тихон 15 декабря 1943г.
Так, что все погибли в один год. И жить мне теперь очень тяжело.
К тому же, и ты  не писала, разве на что осерчала?
Ну, я думаю, что серчать друг на друга не надо, потому что  у нас у всех
с вами  со всеми снохами  очень плохое положение. У Александра осталось шестеро детей, у Дмитрия четверо, у Тихона двое.
Да вот, Вера, прошу тебя, не забывай меня, хоть пиши почаще.
Я очень буду довольна и только тем  я буду радовать  себя.  Хоть от тебя буду получать письма и от вашего сына, а моего внучка. Я так бы сейчас и посмотрела на вас  на обоих!
Вера, мне нынче дали. . .. участок 18 соток., дак посеяла пуд ячменя, 3 пуда посадила картошки и посажу ещё овощей, хотя может вас не дождусь в гости. Вера, я тебя прошу, переезжай жить обратно в Шахунью, будешь поближе к нам. Вырастут продукты на огороде, дак поделимся. Сложно будет . . .. Корову ещё держу, не продала. Так, что приезжай, молока нам с тобой на троих  от коровы хватит. Да и здесь продукты намного дешевле, чем у вас.
Масло сливочное  -40 руб. фунт, мясо 30-25руб. кг, молоко -10-8руб. литр, картошка -40руб. пуд,  масло постное -  .. .
Но сейчас ещё не так уж дёшево, но на нови  гораздо будет дешевле.
Так вот, пока всё, что я хотела написать вам в этом письме.
Вера, ещё раз прошу  вас, пиши письма почаще и давай ответ на это письмо,  опиши, как ты думаешь,  приедешь или не приедешь, сюда, на родину.
Вера, ещё сообщаю, что мы сейчас району не Шахунскому. Район изменили. Теперь Хмелевицкий район.
Пока, до свидания. Крепко жму вашу правую руку и целую вас обоих с сыном, на которого я  сейчас поглядела бы наместо Онютки.
К сему, . …
22.5.1946г.
Приписка к письму:
Вера, привет от Мани. Сообщаю, что живу дома, воспитываем с семьёй наших малых детей. Работаю четвёртый год бригадиром. На счёт жизни, живём так, средне. Бабушка живёт у нас. Придётся дотянуть как-то до смерти в виду того,  что не осталось у неё ни одного сына.  Дак кому-то надо её прибрать. Вера, прошу вас, пиши письма и мне, я буду описывать вам подробней про всю нашу жизнь.
Передаём вам все по привету: мама(Люба), Маня, Лёня, Фаина и т.Лена.
Лёша, бабушка- посылаем  чистосердечный привет и желаем всего хорошего в вашей далёкой от нас жизни.
Пока, до свидания.
Племянница Маня.
22.5.1946г.»


Рецензии
Светлана! Сижу и плачу... Потерять всех
сыновей, кровиночек, мужа и - продолжать жить
с обескровленным сердцем все-таки заботясь
о хлебе насущном, трудясь малыми старушечьими силами.
Сколько горьких материнских слез впитала земля наша...

С уважением,
Карина Романова

***
Только что поместила на страницу мини
"Черная бабушка" - о том же.

Литклуб Листок   05.05.2015 18:36     Заявить о нарушении
А что оставалось делать? Надо было жить дальше. И жили. . .
Спасибо за отклик! С праздником Победы Вас !
Вашу мини сейчас почитаю.
С уважением,

Светлана Смирнова   05.05.2015 21:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.