Отец Николай и матушка Нина Торопцевы

               
 
В уютной комнатке, перед иконами  молились  два пожилых человека: священник Николай, и его супруга матушка Нина. Помолясь, перекрестились, и помолчали… Осторожненько начал говорить  батюшка:
- А вот взяла бы нас с тобой Царица Небесная в один день! Вот было бы счастье, - сказал он. 
Матушка опустила голову на плечо мужа.
- Знаешь, Николаша, и я об этом думаю часто. Чтобы умереть вместе. Если тебя раньше заберёт Господь - как  жить буду? Не знаю. Не выдержу разлуки.
- И я не выдержу, Ниночка. Но об этом просить- грех большой! Это праведникам большим даётся. А мы с тобой грешники.                Матушка Нина вздохнула, встала и погладила мужа по голове:
- Да, Николаша, грешники. А мы  и не будем об этом просить. Просить о смерти- это не дай Бог! Всё в воле Божьей. Давай, Николашенька, лучше Акафест Богородице почитаем.
После вечерней службы в доме отца Николая собрались дети и внуки. Матушка Нина накрыла на стол.Ждали  отца Николая. Но его не было.
- Что-то он нынче задерживается, - с удивлением  говорила Нина, глядя в  окно Подождём еще полчасика, и начнём. Уж последний раз нынче все вместе обедаем. Скоро нам в путь.
- Мама,- спросила невестка, - а вы  на весь Великий пост поедите в Иерусалим?
- Да нет, дочка, перед постом неделька и после поста неделька. А потом в Москву отправимся, пригласили батюшку нашего в  Храме одном послужить. Такая вот честь оказана ему!
- А в каком Храме?- спросил сын.
- Не знаю пока, сынок. Одно слово –в столичном! Большое доверие оказано вашему отцу.               
  Матушка Нина посмотрела на часы и сказала, снимая фартук:
- Вы кушайте без меня, пока пирожки горячие, а я быстренько в церковь. Что-то его всё нет!
- Мама, да что ты! Я сейчас быстренько сбегаю,- сказал, вставая сын.

  И в это время в дверях появился отец Николай.
- Не надо никуда бежать,я уже пришёл.
Матушка Нина внимательно посмотрела на супруга.
- Николаша, что то случилось?
- Нормально.Нормально всё. Ну давайте кушать пироги нашей мастерицы.

  Когда супруги проводили детей домой, Нина опять задала мужу вопрос:
- Николай! Что случилось?
  Отец Николай долго ходил по комнате, и лицо его пылало румянцем. Матушка уже знала эту его привычку, и ждала когда он "находится из угла в угол." Отец Николай успокоился, сел рядом с супругой и сказал расстроенным голосом:
- Ниночка, я не поеду в Иерусалим. Ты поедешь одна. Меня не пускают.
  Он наклонил голову и положил  её на руки жены.
- Опять, Николаша? Почему ты позволяешь всё время на себе ездить? Отец Григорий недавно ездил в Италию.В Бари. На Рождество.
- Матушка, не гневи Господа! Мы с тобой  уже были в Иерусалиме.
- Двенадцать лет назад. Тебе же обещали. Почему ты, Коленька такой безответный?                Матушка Нина подняла голову мужа и посмотрела ему в глаза
-Почему ты не умеешь отстаивать своих прав?
-Нина! Наши права знает только Господь. А я должен смиряться!
-Почему же те,которые ставят тебе подножки, никогда не смиряются?
-Это не моё дело. Я никого не буду осуждать. Всё в воле Божьей!
-Сколько лет мы с тобой мечтали об этом! Сколько лет видела я во сне эту поездку по Святым местам.Я одна не поеду.
Отец Николай подошёл к жене и взял её за руку. Глаза его были светлы и спокойны.
- Как это ты не поедешь? Ты отказываешься от того, чтобы ещё раз пройти по местам, где ступала нога Спасителя? Ты отказываешься от того, чтобы вот этими руками притронуться к Гробу Господню?
-Как бы мне хотелось с тобой!
-А вот это уже гордыня!  Со мной или без меня, это не важно. Важно только одно ты едешь в Иерусалим! Ты понимаешь значение и важность этого события? Матушка Нина кивнула головой, и расплакалась.
-Что ты, что ты?- испугался отец Николай.
-Мне так будет не хватать тебя! И потом ты сам мечтал об этой второй поездке. За эти  годы  мы столько передумали, пересмотрели, всё  будет восприниматься по другому...

Отец Николай взял супругу за руку, и перебил её ласковым голосом:
- Мы с тобой   вместе поедем в Крым, по Святым местам. В следующем году. Ты ведь знаешь, что всё в воле Божьей! Как Господь решит так и будет.Давай помолимся.  Десять уже.

            По возвращению из Иерусалима,  матушка Нина долго рассказывала супругу свои впечатления  от поездки по Святым местам. Лицо её сияло радостью и торжеством. Отец Николай слушал внимательно и просил повторить некоторые места рассказа, особенно волнующие его.
- Знаешь, матушка моя! А ведь слог у тебя просто заслушаешься. Что-то я вспомнил твою диссертацию. Не пойму как ты обладая таким красноречием не могла отстоять её.
Матушка Нина опустила глаза и грустно сказала:
- Не вспоминай, Николай. Больно всё это. Давно это было. Как будто в другой жизни. Тогда ведь в стране атеизм  процветал. И никому не было позволительно писать о Вере и о Царских мучениках. Это сейчас только позволили. Да и то не всё. Сколько материала у меня было!
- А где она сейчас, твоя диссертация?
- Не знаю, Коленька.
-Может быть кто-то и использовал?
-Может быть. Всё в воле Божьей. Слава Богу, что народ узнал теперь правду о своём императоре. А я, знаешь, никогда не говорила тебе, а сейчас скажу- когда тебя увидела на том вечере, в институте, помнишь? На Первомай!?
- Конечно помню.
- Тогда мне показалось, что ты на Николая второго похож очень.
  Отец Николай покраснел как юноша, и очень смутился.
- Ниночка, что ты такое говоришь! Кто Николай второй, и кто я. Он царской крови. А я мужик, и все мои предки были мужиками. Он дворянин. А я дворовой!
- "Разница между дворовым и дворянином так же мала как и разница в этих словах" Николаша! Это  Герцен сказал. Умнейший был мыслитель, философ, борец за равенство. Увы, в нашей стране не бывать равенству. Холуи к власти пробиваются. Не простой народ, как ты говоришь, дворовой, а именно холуи,которые в спину метят. Дворянин это тот, кто заступиться за слабого, и не будет пресмыкаться перед сильным! Я это сразу заметила. Ты и тогда, в молодости, всегда был застенчивым, а застенчивость признак интеллигентности. Когда мне сказали, что тебя Николаем зовут, я почему то очень обрадовалась. Вспомнила тогда, что семья Николая второго очень почитала Святую Нину. И сама императрица просила её заступничества. Как мне все эти совпадения интересны были! Царская семья  меня покоряла своей любовью друг  к другу. Я помню  семь часов просидела в библиотечном архиве.  К которому была, по счастью, допущена. И читала о них всё. И думала, что в моей семье тоже будет только любовь. И тогда уже хотела  обязательно крестить своих детей.
- Ты и назвала их, наверное в честь Александры и Алексея?- улыбнулся отец Николай
- Нет, так получилось. Я и не задумывалась об этом. А вышло так. Случайно. А выходит и не случайно. Всё в воле Божьей!  Я и том, что буду женой священника не подозревала. И никогда не думала, что Господь мне пошлёт такую радость.  Хотя даже если бы ты и не стал священником наша  семья всегда жила бы с Верой в Бога.!
- Это так, Нина. Это так. Без Веры как же жить?  А мне, ещё маленькому, матушка всегда говорила, что назвала меня в честь Угодника Божия Чудотворца. Но радость  от этого пришла уже  много позже, деткам то всё равно как их называют, а во взрослости только и начинаешь благодарить ушедших родителей за имя своё, Царствие им Небесное.
-Царствие Небесное,- повторила матушка Нина.
- А у меня для тебя тоже хорошая новость!- весело сказал отецНиколай.
-Ты поедешь в Иерусалим? Тебе отпуск дали?
-Да.Скоро  у меня будет две недельки отпуска. Но поедем мы с тобой в Крым, в  августе. Поедем по Святым местам. А на будущий год, даст Бог,и в Иерусалим  поедем.
                Но отпуска отцу Николаю не дали. Было много неотложных дел в церкви, где он служил, и много времени отнимало главное дело - восстановление разрушенного монастыря. Матушка не о чём уже не спрашивала, и не напоминала  супругу о его обещание. Она начала писать книгу о Иерусалиме. В не пристанных  заботах и молитвах, пролетело четыре года. И однажды, придя со службы, отец Николай радостно показал супруге две паломнические путёвки по Святым местам Крыма.
-И молчал, и молчал!- улыбнулась Нина.
-Не хотел тебя обнадёживать. Думал, а вдруг сорвётся! Собирайся, Ниночка, послезавтра уезжаем!
-Как послезавтра? Значит с девятого сентября?
-Да. Ты удивлена?
-А ты батюшка подумай!
-Да,да! В Иерусалим мы с тобой ездили двенадцать лет назад на Рождество Богородицы! И тоже с  девятого сентября.
                Девятого сентября супруги прибыли в Крым. Паломничество по Святым местам  совершались по утрам, а вечером можно было купаться в ласковом  и тёплом море. Отец Николай и матушка Нина ходили всегда вместе, держась за руки, как молодая пара. Всех участников поездки очень удивляло  единение этих пожилых  людей. Супруги не расставались ни на минуту. Их тёплая и нежная  забота друг о друге поражала всех.Двадцатого сентября отец Николай отслужил Молебен ко Пресвятой Богородице для  паломнической группы. Двадцать первого супруги встали очень рано. До начала экскурсии они усердно молились Царице НЕБЕСНОЙ. День был прекрасный: безветренный,  солнечный, ясный день бархатного крымского сезона.  Маршрутное такси, в котором ехала группа паломников мягко и плавно скользило по утреннему безлюдному шоссе. После вчерашнего дождика асфальт был мокрым, и лёгкий дымок от испарения, был похож на маленькие облачка, спустившиеся с неба.
        Недалеко от  Симферополя, из-за поворота, на полной скорости, прямо на машину с паломниками, выскочил огромный грузовик. Водитель маршрутного такси не
справился с управлением. Эта страшная авария унесла жизнь нескольких людей.
        Отец Николай скончался на месте. Его супруга, матушка Нина умерла через сорок минут, в реанимации, не приходя в сознание.
        Они умерли в один час. В один день. В самый светлый день на Земле – День Рождения Богородицы, явившей Миру Спасителя.
                Вечная им память!
        Р.S. Имена героев рассказа не вымышленные. Торопцевы: отец Николай и матушка Нина проживали  в городе Тамбове. Отец Николай был священником местной церкви. Моя подруга Галина была близким другом этой семьи. Она и рассказала мне эту историю.


Рецензии
Благодарю за рассказ! Да, это реальная история. Я долгое время служил в Тамьове диаконом и знал отца Николая и его матушку Нину. Это были такие люди, каких сейчас и не встретишь. Вера, любовь и воспитание!
С уважением и благодарностью!

Дмитрий Кузят   10.11.2020 22:23     Заявить о нарушении
Уважаемый Димитрий! Очень рада вашему отзыву. Я знала отца Николая ( он останавливался в Москве у моих друзей). Матушку Нину, увы, не знала. Чистые были люди. Царствие им Небесное!
С уважением,

Нина Богдан   11.11.2020 16:00   Заявить о нарушении