Лев Математик и Философ, Константинопольский

Лев Математик и Философ — один из самых крупных византийских ученых. Он родился в Константинополе в конце VIII века. Хотя он приходился племянником знаменитому Иоанну Грамматику, учителю императора Феофила и последнему иконоборческому патриарху (в 837–843 гг.), однако вырос, по-видимому, в бедности и не имел возможности учиться у хороших преподавателей. В юности, получив начальное образование и окончив курс грамматики и поэтики, он отправился на остров Андрос, где учился у одного монаха риторике, философии и арифметике, попутно собирал и переписывал книги по окрестным монастырям, занимаясь самообразованием.

Вернувшись в столицу, Лев занялся частным преподаванием, продолжая жить довольно бедно. В начале 830-х гг. один из его учеников, попав в плен к арабам и поразив халифа Мамуна своим знанием математики, сообщил халифу о том, что учился у Льва. Мамун послал Льву письмо, приглашая его приехать к арабам, чтобы научить их всяческой премудрости: "Как по плоду дерево, так по ученику познаем мы учителя. Добродетелью и глубиной познаний превзойдя науку о сущих, ты остался неизвестен своим согражданам, не пожинаешь плодов мудрости и знания и не получил от них никакой чести. Так не откажись прийти к нам и обучить нас своей науке. Если так будет, склонит перед тобой выи весь сарацинский род, а даров и богатств получишь столько, сколько никто. никогда не получал". Однако Математик не захотел покидать родину и, опасаясь держать у себя письмо от врага Империи, сообщил о послании Мамуна патрикию Феоктисту, бывшему в то время хранителем императорской чернильницы. Феоктист сообщил о Льве императору Феофилу (829–842) и тот, пригласив к себе Льва и побеседовав с ним, был восхищен его глубокими познаниями и назначил его преподавателем на государственном содержании в училище для юношей при храме Сорока мучеников.

В это же время, по-видимому, Лев принял участие в благоукрашении дворца, где император хотел сделать всякие диковинки — например, трон с механическими зверями, дерево с поющими птицами. Кроме того, Льву приписывается изобретение способа передавать с восточной границы сигналы разнообразного содержания с помощью специально сделанных часов, которые были поставлены на одно и то же время и одни помещены в приграничной крепости, а другие — во дворце в Константинополе; на каждый из двенадцати часов было назначено свое сообщение (набег врагов, пожар и т.п.), так что в течение часа с помощью цепи огневых маяков сообщение могло дойти до императора.

В 840 г. Лев был назначен архиепископом в Фессалоники (Солунь); по-видимому, именно тогда он постригся в монахи; рукополагал его патриарх Иоанн Грамматик. На кафедре Лев пробыл до 843 г., когда все иконоборцы после торжества православия (11 марта) были низложены, и Философ вернулся в столицу. Хотя этот эпизод говорит о том, что Лев в какой-то момент присоединился к иконоборцам, однако очевидно, что он не был особенно привязан к их доктрине: сохранившаяся проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы, произнесенная им в Фессалониках 25 марта 842 г., показывает, что Лев продолжал чтить иконы, даже присоединившись к еретикам, — добрая половина проповеди посвящена чуду исцеления девочки, в котором иконы играли значительную роль.

Лишившись сана и кафедры, Лев, вероятно, какое-то время занимался частным преподаванием; в частности, у него учился св. Константин-Кирилл, будущий просветитель славян. После 855 г., когда Варда, дядя императора Михаила III, организовал в столице, во дворце Магнавры, Университет — бесплатную высшую школу, открытую для всех желающих, — Лев стал его главой и преподавал философию и поэтику, а ученики Философа руководили другим преподавательскими кафедрами: Феодор по отделению геометрии, Феодегий по астрономии, Комита по грамматике. В эти годы Лев приобрел наибольшую известность: он не только преподавал, но и переписывал и исправлял тексты древних философов и ученых, например, Платона; по-видимому, именно он первым начал употреблять буквы для обозначения цифр. Сохранились также некоторые его астрологические изыскания.

Судя по всему, у Льва был свой кружок учеников, где изучали греческую философию и литературу, занимались стихосложением, писали эпиграммы на произведения античных авторов. Философ имел обширную библиотеку, однако о ее составе теперь трудно судить; с уверенность можно сказать, что у него были творения Платона, Порфирия, роман Ахилла Татия "Левкиппа и Клитофонт", трактаты по механике Кирина и Маркелла, о конических сечениях Аполлония Пергского, по астрономии Феона Александрийского и по геометрии Прокла Ксанфского, а также произведения Птолемея (принадлежавшая Льву рукопись дошла до наших дней и является одной из древнейших известных минускульных рукописей), Архимеда, Евклида. По-видимому, именно благодаря Льву некоторые из этих рукописей дошли до нас: он был одним из первых, кто начал в IX в. переписывать древние научные и философские книги и тем самым посодействовал сохранению многих произведений античных авторов. За любовь к наследию античности Лев даже получил прозвище Эллин.

Кроме проповеди на Благовещение, до нашего времени дошли научные заметки Льва, эпиграммы, а также поэма "Иов, или О беспечалии и терпении". Поэма особенно интересна тем, что в ней Лев, в качестве примеров для подражания и "звезд небесных, воссиявших на земле" приводит не только христианских святых, но, даже в большем количестве, античных философов и других исторических деятелей, а Сократа называет в числе людей "высокой божественной жизни". Примером эллинистической образованности Льва может также служить его эпиграмма "О самом себе" (Греч. Антология, кн. 15, 12):

Прекрасно мне, судьба, даешь ты безмятежность Эпикура,
Питая высшей радостью, покоем услаждая.
К чему же мне людских забот мучительное бремя?
Я не хочу богатства — слеп сей друг, непостоянен, —
Ни почестей, ведь смертных почести — сон мимолетный.
Прочь от меня, пещера мрачной Кирки!  Ведь мне стыдно,
Небесным став, как дикий зверь питаться желудями.
Я ненавижу лотофагов сладкий корм  — родной страны забвенье,
И обольстительную песнь сирен -врагов я отвергаю.
Но свыше  получить от Бога я молюсь цветок, хранитель жизни  —
Лекарство м;ли  против мнений гибельных, — и, уши воском
Надежно залепив,  избегнуть детородной страсти.
Мне б так писать и говорить до жизни сей предела!

Лев также прекрасно знал и тексты Священного Писания, и творения отцов Церкви, как например св. Григория Богослова — в своей проповеди на Благовещение он цитирует его целыми выдержками.

В интеллектуальном кружке Льва читали поэзию и античные романы. Лев инициировал возрождения жанра эпиграммы: он и его ученики стояли у истоков создания "Греческой Антологии". Кроме того, в кругу учеников Льва была создана так называемая "философская коллекция" рукописей: были переписаны с ветхих рукописей многие сочинения Платона и неоплатоников, благодаря чему они дошли до нашего времени.

Современники и потомки очень высоко отзывались о Льве. А в Х веке Продолжатель Феофана так писал о Льве в своей хронографии (Книга IV, 26–29):

        «Руководил школой [в Магнаврском дворце] и наставлял в философии великий Лев, философ, который приходился племянником патриарху Иоанну, владел епископским престолом в Фессалонике, а поскольку после низложения должности не имел, был назначен в эту школу, где изгонял и рассеивал невежество.
        ...Лев досконально изучил науки, познал философию и ее сестер - арифметику, геометрию, астрономию, а также многославную музыку - и благодаря большому прилежанию, несуетной жизни и величию своей природы превзошел все их так, как никому другому не удалось хотя бы одну.
        ...Прибыв после рукоположения в Фессалонику, он заставил всех чтить и уважать себя за добродетель, но еще большее уважение вызвал,, по причине, о которой будет рассказано. В то время земля была столь бесплодна и неурожайна, что грозила смерть. Увидев это, он ощутил прилив жалости и сострадания и увещевал фессалоникийцев не падать духом и не поддаваться отчаянию, если хотят сподобиться помощи от Бога и от него. В определенное время, когда, как было известно Льву из астрологии, от восхода и появления звезд происходит истечение и они влияют на земные дела, он бросил в землю и поместил в ее лоно семена, когда же пришла весна и наступило жаркое время, из нее возросло такое изобилие и многоплодие, что запасов хватило на много лет в будущем...
        Многие тогда поражались его мудрости и тому, как он превзошел все науки, и вот, как передают, он сказал одному из своих близких: "Грамматикой и поэтикой я овладел, будучи в Константинополе, а риторикой, философией и наукой о числах - на Андросе. Там я встретил одного мудреца, от которого перенял начала и некоторые положения, но, поскольку чего хотел не нашел, принялся бродить по острову, посещал монастыри, выискивал и добывал пылящиеся там книги и, усердно изучая их на гребнях гор, дошел до вершин знания, а когда насытился науками, снова вернулся в царственный Город и начал сеять семена знаний в умы жаждущих".»

Лев обладал и даром предведения: так, в 869 г. он, находясь за богослужением в одном из константинопольских храмов, когда началось землетрясение, стал призывать людей укрыться в безопасное место и сам с несколькими молящимися отошел под арку, а еще несколько человек укрылось под амвоном; остальные, которые не послушались Философа, погибли под обломками рухнувшей церкви (это был храм Богоматери в Сигме).

Точная дата кончины Льва неизвестна, но в 869 г. он был еще жив. Сохранилась эпиграмма на смерть Льва, написанная его учеником Львом Хиросфактом:

Высь умозрения, познаний глубина,
Ум, широта речей, труд, прямодушие
Скорбят, рыдают, ведь уж в жизни более
Не видят ныне Льва — о, какова потеря!

Ученые интересы Льва и его окружения были светскими, где-то даже бросающими вызов традиционным представлениям о христианском благочестии, за что его после смерти раскритиковал один бывший ученик. Выраженная любовь Льва к эллинской культуре, особенно учитывая контекст эпохи, в которую он жил (победа иконопочитания, расцвет православной агиографии и пропаганда монашеского благочестия), сам по себе говорит о том, что Лев был человеком выдающимся, и его деятельность придали византийскому "ренессансу" явно выраженный научный характер.

Согласно Константинопольскому Синаксарю, память Льва Философа совершается 30 октября / 12 ноября. В 2007 г. я составила в честь него службу на церковнославянском языке (текст можно скачать здесь: http://kassia.listopad.info/publikasii.htm в разделе "Гимнография", № 20).

Лев также является одним из героев моего романа "Кассия" :)

Икону св. Льва Философа написал для меня в декабре 2009 г. Виктор Морозов.


ОСНОВНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

П. Лемерль, Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до Х века / пер. с франц. Т. А. Сениной (монахини Кассии) (Санкт-Петербург, 2012, 2017) (Byzantina).

R.-J. Lilie, C. Ludwig, Th. Pratsch, I. Rochow (Hrsg.), Prosopographie der Mittelbyzantinischen Zeit. Erste Abteilung (641–867) (Berlin, 1998) № 4440

C. De Smedt, I. De Backer, F. Van Ortroy, I. Van den Gheym, H. Delehaye, A. Poncelet (ed.), Propylaeum ad Acta Sanctorum Novembris. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae (Bruxellis, MDCCCCII; электронное изд.: Cambridge, 2002) 178.35–36.

Т. А. Сенина (монахиня Кассия), "Иоанн Грамматик и Лев Математик под прицелом ортодоксальной критики: параллели и исторический контекст" // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, вып. 21.5 (2016), с. 102–112.

Лев Математик и Философ, Сочинения / пер. с греч., коммент., вступ. ст. Т. А. СЕНИНОЙ (монахини Кассии) (Санкт-Петербург, 2017) (Новая Византийская библиотека).

Т. А. Сенина (монахиня Кассия), Эллинизм в Византии IX века (Санкт-Петербург, 2018) (Новая Византийская библиотека), в печати.


Рецензии