Первый начальник

За то время, что я проработал в п/я по распределению, у меня сменилось три заведующих сектором программирования. Первый уволился довольно быстро, я его совсем не помню, и сектор некоторое время был без хозяина. Исполняла обязанности заведующего женщина – ведущий инженер. Она не была программисткой, а была алгоритмистом математиком. Помню только ее имя и фамилию – А.П., хотя в жизни пришлось несколько раз пересекаться.

Задачи, которыми она занималась, строились  на  аппроксимации лекальных кривых. Тут мне пришлось весьма туго, поскольку А.П. использовала довольно серьезную математику, а я не имел соответствующих практических навыков. Снова потребовалось засесть за книги и учить. Программированием этих задач я занимался около полугода.

Неожиданно к нам в комнату в сопровождении начальника отдела вошел человек лет тридцати. Он был одет в светло серый пиджак и черные флотского покроя брюки. Его представили нам, как будущего нашего начальника, кандидата технических наук, капитана второго ранга в запасе – А.М.Б. Что-то в этом человеке вызвало мой интерес. У него были светлые, довольно редкие волосы, нахально веселые голубые глаза, очень энергичная походка вразвалку и лицо, гладко бритое, но покрытое прямо сетью мелких и крупных морщин, особенно около глаз. Количество морщин не вязалось с его энергией и глазами. Еще одна примечательная деталь. Лицо было загорелое, а лоб – нет. Потом стало известно, что в отставке (за аморалку) он недавно, и белый лоб – это от фуражки. Правда, в приватных разговорах А.М. утверждал, что другого способа уйти из армии у него не было. Думаю, что он лукавил, потому, что я много раз видел, с какой тоской он смотрел на людей в морской форме. А.М.Б. был удивительно жизнелюбивый человек, матерщинник и бабник, умница и прохиндей, толковый организатор, который всё и всех направлял на выполнение его, любимого, целей и задач.
 
Первое, что А.М.Б. сделал – проверку квалификации сотрудников. Он всем дал одну и ту же задачу и засек время. Когда ему сдали результаты, он проставил время, а потом постепенно переговорил с каждым. Задача для меня оказалась простой, и я справился быстро, но высовываться не хотел, а хотел понаблюдать за А.М.. Но А.М. оказался хитрее меня. Он только делал вид, что изучал что-то в книге, а на самом деле, очень внимательно следил за происходящим. Поняв, что я ничего не делаю, он встал, подошел ко мне и, взяв со стола мой листик с программой, внимательно стал его рассматривать. Задал пару уточняющих вопросов. Из этих вопросов я понял, что нашей ЭВМ он не знает, но в алгоритмизации и программировании – понимает. По окончании разговора А.М.Б. забрал листочек себе. Мне он предложил продолжить, прерванную на тест, работу. С остальными он разбирался значительно дольше. Какие оценки и выводы сделал А.М. мне неизвестно.

В те времена было модно иметь на предприятии ЭВМ, но мало кто из начальства знал, что с ней делать. Были попытки автоматизировать бухгалтерские работы, но это тогда приводило к двойной работе, поскольку бухгалтера и экономисты не доверяли ЭВМ. Прежде всего, было трудно перейти психологический барьер – доверить данные и их анализ ЭВМ. Кроме того, и этим чаще всего прикрывали психологические трудности, ЭВМ довольно часто давали сбои и потерю информации, а это повышало недоверие к ним уже с технической точки зрения. Были попытки автоматизировать задачи учета и управления предприятием. Были первые попытки построения всяких автоматизированных систем управления (АСУ). Короче говоря, «в каждой избушке свои погремушки». А.М.Б. тоже пришел со своей «погремушкой».
 
Он принес, захватившую тогда многих, идею управления с помощью американской системы   PERT. Применение этой системы позволило ускорить и удешевить проектирование и изготовление некоторых видов американского вооружения. Как бывший военный, А.М. был страшно увлечен этой системой.

Поскольку тупо программировать, не понимая сути дела,  я не привык, потребовалось опять поднять по книгам совершенно новые для меня прикладные дисциплины. Это были и потоки в сетях, и элементы массового обслуживания, и некоторые разделы теории вероятностей. Конечно, я не могу сказать, что я стал специалистом в этих задачах, но хотя бы более или менее свободно ориентировался в терминологии и понимал о чем идет речь.

А.М.Б. и А.П. не нашли общего языка, и задачи А.П. ушли вместе с ней в другой сектор. Меня туда не приглашали. Я остался работать у А.М., и все мы дружно впряглись в создание библиотеки программ, необходимой для реализации его идеи. Потом выяснилось, что все мы работали на его докторскую диссертацию. Однако, программирование этих алгоритмов, дало мне возможность от вычислительных задач  перейти к задачам обработки нечисловой информации.

С А.М.Б. у меня связана одна кулинарная история. Обычно к еде я отношусь довольно спокойно, и уж тем более, не стремлюсь запомнить где, что и при каких обстоятельствах я ел, но есть несколько запомнившихся мне кулинарных историй, и вот одна из них.

В Москве должен был проходить двухдневный семинар по использованию системы PERT. А.М.Б. очень хотел на него попасть, но устроиться в гостиницу было сложно. Обычно в командировку в Москву ездили на один день, чтобы не связываться с гостиницей. Как-то в разговоре на работе я сболтнул, что у меня в Москве есть место, где можно переночевать. А.М.Б. тут же просчитал ситуацию, и попросил меня узнать, смогут ли принять не одного меня, а двоих на одну ночь. Отказать ему мне было неудобно. Я позвонил двоюродной сестре мамы и получил согласие. И вот, мы вдвоем с А.М. едем в Москву. Прямо с вокзала мы отправились к тете Н., закупив по дороге букет цветов. Цветы, да и сам А.М. , естественно, произвели впечатление. Нас приняли прекрасно, накормили завтраком и даже предлагали вернуться к обеду, но обернуться за время обеда от места командировки до дома и обратно было невозможно, а пропускать интересные доклады нам не хотелось. Мы просидели первый и часть второго дня на семинаре, а со второй части ушли. Там были мало интересные для нас сообщения. Все интересное мы уже прослушали. До отхода поезда в Ленинград оставалась куча времени. А.М. сказал, что всегда, когда он бывает  в Москве, он заходит в ресторан «Арагви», на который указывает хвост коня памятника Юрию Долгорукому. Я не был ни специалистом, ни любителем ресторанных застолий, но пошел с ним за компанию и не пожалел. Здесь я впервые в жизни попробовал цыплят табака с чесночным соусом. Больше нигде и никогда я не ел ничего подобного. Прошло огромное количество лет, а я еще  помню вкус нежного цыплячьего мяса, и тающие во рту косточки и хрящики.

Потом А.М.Б ушел от нас на преподавание в один из морских институтов, защитил докторскую диссертацию, стал заведующим кафедрой. Однажды, через много лет, я  встретил его в метро в окружении щебечущих девушек, думаю, что студенток. Похоже, что меня он не узнал, хотя сидели мы напротив, и вежливо, но безразлично, ответил на мое приветствие.


Рецензии