Паллада и Прометей

                Паллада и Прометей

                «Всё врут календари»

    Звук горна весело взметнулся к потолку и, отразившись, наполнил весь спортзал.
    – Дружина, равняйсь, смирно!
    Отряды, стоящие вдоль трёх стен, подровняли линию строя и замерли в ожидании рапорта. Высокий загорелый мальчик, совсем по-взрослому нахмурив брови, окинул взглядом ряды белых рубашек, синих пилоток и красных галстуков. Видимо, оставшись доволен произведённым осмотром, строгий командир повернулся через левое плечо и красивым строевым шагом, чётко фиксируя повороты, направился к молодой женщине, стоящей точно посередине зала. Идеально отутюженная форма плотно облегала её стройную фигуру, отлично подчёркивая далеко не девичьи бёдра и грудь.
    Салют. Ответный салют.
    – Товарищ старшая пионерская вожатая! Пионерская дружина имени Прометея к сбору, посвящённому приёму в свои ряды новых юных ленинцев, построена. Председатель совета дружины Гавриленко Антон.
    – Дружина! Равнение на знамя! – Лицо наставницы подрастающей комсомольской смены как будто изваяно лучшим греческим скульптором по образцу олимпийской богини, взбреди той в головку надеть чуть набекрень пилотку и приветствовать смертных пионерским ритуальным жестом.
    Кем-был-кем-был-ю-ный-ба-ра-бань-щик – как будто выговаривая слова, задробили по туго натянутой коже деревянные палочки. В такт их отрывистому ритму над головами поплыл алый флаг с золотом тиснёным профилем «вечно живого» дедушки. Торжественно-замедленно шагали знаменосец с двумя ассистентками. Их революционно-кровавого цвета пилотки и широкие ленты через плечо словно подчёркивали важность момента.
    – Вольно! – скомандовала пионервожатая небожительница, дождавшись окончания церемонии вноса знамени. Красногалстучные ряды немного расслабились. – В этот торжественный день мы рады приветствовать на нашем сборе почётных гостей – ветеранов пожарных частей нашего города.
    До этого маявшиеся где-то у окна, за спиной фигурастой командирши, представители очень старшего поколения выдвинулись на передний план, стараясь незаметно утереть пот, предательскими струйками пробивавшийся из-под касок, позаимствованных, видно, из музея огнеборческого управления. Плохо начищенная медь в сочетании с обыкновенными, пусть и несколько мешковатыми, костюмами выглядела несколько нелепо. Но участники действа, поглощённые торжественностью момента, старались не замечать или и правда не замечали возникшего диссонанса.
    – Мы поручаем им важную миссию – повязать галстуки нашему новому пионерскому пополнению.
Подчиняясь её жесту, председатель Антон вывел  к центру спортивной арены нестройно прошагавший рядок совсем юных мальчиков и девочек.
    – Но сначала каждый из вас даст торжественное обещание пионера Советского Союза.
    – Я, Романова Юлия, вступая в ряды… – старательно запищала первая пигалица.
Помимо воли уже, в сущности, не очень молодой пионервожатой вспомнилось собственное вступление в ряды… как отчаянно стеснялась своего редчайшего, ох, папа, папа – старый грекоман, имени – Паллада…
    – …Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина… – между тем уже старался басить следующий паренёк.
    Как с молодым энтузиазмом погрузилась в построение светлого будущего: член совета дружины, председатель, комитет комсомола, учёба, вступление в партию, возвращение в родную школу – бросили, так сказать, на знакомую до боли дружину имени Прометея…
    – …Перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину… – от старания пучила глаза другая девчушка…
    За заботами о прекрасном далёко как-то мимо прошли свойственные молодости волнения: охи-ахи при луне, парни, свидания, встречи-расставания, даже в пионерлагерях никаких романтических приключений – наверно, настолько правильной казалась всем окружающим представителям сильного пола, да, в сущности, такой и была.
    – …Жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют законы пионеров Советского Союза.
    И годы, годы: линейки, сборы, съезды, доклады… Всё свободное время – ребятам… Из книг: классики марксизма-ленинизма, методички идеологического воспитания молодёжи, мэтры соцреализма. И только ночью, перед сном – для отдохновения – любимые «Легенды и мифы Древней Греции» – твоих рук дело, папа. Отсюда, наверно, и идеал мужчины – Прометей, этакий борец за дело освобождения всех трудящихся с древнейших времён, ещё и дружина его имени. А где они, современные прометеи… а уже за тридцать… и всё одна… при таких-то внешности и фигуре – даже не целованная.
    Быстрая рука смахнула предательски большую слезу, скатившуюся по монументально-одухотворённому лицу и точёной шее.
    – Повязать галстуки, – предательски дрогнул голос.
Подождав, пока неумелые руки ветеранов, с помощью членов совета дружины, справятся с непривычной задачей, вожатая обратилась к «племени младому» с напутственной речью:
    – Дорогие ребята! В этот знаменательный день вы влились в дружные ряды советской пионерии. Так несите же с честью это высокое звание. Соблюдайте все законы пионеров Советского Союза. Как повяжешь галстук – береги его, он ведь с красным знаменем – цвета одного! А ещё он одного цвета с тем огнём, огнём знания, борьбы с тиранией, огнём стремления к свободе, который принёс угнетённым людям Прометей – первый в списке революционеров всех времён, имя которого носит наша славная дружина. Ещё Карл Маркс – основоположник коммунизма – за его подвиг и слова: «Знай хорошо, что я б не променял своих скорбей на рабское служенье. Мне лучше быть прикованным к скале, чем верным быть прислужником Зевеса», назвал Прометея самым благородным героем и мучеником филосовского календаря.
    Лицо говорившей сияло столь пламенным воодушевлением, грудь так высоко вздымалась при каждом вдохе, а вся грациозная фигура так подалась вперёд, что, казалось, – будь возможность – она рванётся без оглядки и разрешит приковать себя нагой вместе, или, лучше, вместо мятежного титана.
    Стук выпавшей из рук барабанщика палочки в наступившей тишине прозвучал как звон пожарного колокола. Немного придя в себя, не в меру пылкая поклонница дружинного покровителя вскинула изящную руку в пионерском салюте и закончила обязательным призывом:
    – Пионеры! К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будьте готовы!
Дружный порыв юных ленинцев в ответном жесте увлёк и некоторых ветеранов. Весь зал разноголосо-слитным хором грянул:
    – Всегда готовы!!!
    В этот момент лицо молодёжной богини мраморно побледнело, рука резко упала под левую грудь, тело пошатнулось и рухнуло бы, не окажись рядом бравого пожарного. Не подвела реакция бывшего отличника боевой-политической подготовки, и он нежданно-негаданно получил в свои объятия, прижав к немолодой груди,  эталон олимпийской красоты. Упавшая от резкого движения медная, без ремешка, каска, звеня и подпрыгивая, покатилась в сторону.

* * *
    Падение в пугающую чернотой пустоту… холод… тишина… Крошечные вспышки света, скручивающиеся постепенно в тёмный, с проблесками, тоннель, уходящий куда-то в неизведанное… Наплывающие время от времени бледные картинки: вот красавец мужчина зажигает факел от пылающей колесницы… вот он складывает костёр для продрогших людей… вот в дикой, пустынной местности, на фоне отвесных гор, его приковывают к скале и пронзают грудь железным штырём. Похоже на кадры из детского мультфильма о Прометее. Вот и гигантский орёл летит терзать печень мятежного титана… Опять мрачный водоворот с разноцветными вкрапинками, но впереди призывно лучащийся теплом светлый овал… приятный звук, так могли бы звенеть крошечные колокольчики… Манящий проём приближается… Удар гонга… И тишина… Парение в блаженстве…
    Да это сон, просто сон… А как же – сбор дружины,  пионеры…
    – Только из такого сна обычно не просыпаются. – Мужской голос из этого клубящегося светлого тумана не пугает, ведь так хорошо…
Ватное марево начинает рассеиваться, проступают контуры фигуры, всё яснее, чётче: гармоничный  торс в тунике, мужественно-красивое лицо в крылатом шлеме, оперённые сандалии древнегреческого фасона – ну вылитый Гермес, вестник богов, покровитель путников, гимнастов, торговцев и воров… а также проводник до Аида человеческих душ. Впору паниковать, ведь это значит – пришла смерть или, по крайней мере – безумие, но почему-то совсем  не страшно. Лучше поговорить, выпадет ли ещё такая возможность:
    – Неужели за гробом что-то есть? И я умерла?
    – Не совсем – ты на грани.
    – Но почему такая архаика, ведь античность давно прошла, люди не поклоняются олимпийцам. Или забыв вас – мы отказались от истины?
    – Спутник шагнувшему в вечность – по вере его. Только с вами, атеистами, – вечные проблемы, приходится цепляться за малейшую возможность. Но ты так веришь в Прометея и бредишь Элладой, что тут сомнений никаких.
    – Ты так странно говоришь…
    – Лучше строго по Эсхилу? В переводе Пиотровского. Так я могу, а надо ли?
    – Нет, уж лучше попонятнее.
    – Моих подопечных и сейчас – как маслин в урожайный год. С каждым могу говорить на его языке. Кто только не взмолится о везении и фортуне: странник, купец и атлет, демагог и грабитель – всё то когорта моя. Несть им числа, словно волнам морским. Не то, что у твоего кумира, – героев во все времена рождает земля значительно меньше. Хотя…
    – Неужели… Прометей – не миф?.. И что-то ты стал многословней?
    – Надо же чем-то развлечься, пока местные гиппократы борются за твою многоценную жизнь. А Похититель Огня… вполне реален… как олицетворение собирательного образа… в каждой культуре имеющего свой прототип. Хотя…
    – Ну что ты заладил – хотя, хотя!
    – У Гесиода в «Теогонии» твой благодетель человечества – просто ловкий пройдоха, так разделивший жертвенное мясо, что богам достались только жир и кости, а людям – всё остальное. Разгневанный Зевс решил не давать людям огня: «Пусть едят свою мякоть сырьем». Тогда Прометей при помощи Афины проник на Олимп с чёрного входа и похитив уголёк, вынес его на землю в полом стебле фенхеля. Вот в отместку за это наш Отец Богов и повелел приковать дерзкого к скале в вашем диком скифском краю… Поговаривали ещё, что орла Громовержец подослал терзать печень титана за шашни с нашей Палладой.
    – Клеветники вы, с этим старым козлом Гесиодом!! И его «Дурногоней»!
    – Сердце любящей девы подобно вулкану.
      Тронь её идол слегка – огненной лавой сметёт.
    – У Эсхила всё не так, Прометей сделал жизнь людей счастливее: дал им знание, научил земледелию, ремёслам, мореходству, чтению и письму.
    – Куда уж старому буколисту тягаться с пламенным пиитом. Конечно, «Прометей прикованный» пришёлся вам больше ко двору. И афиняне горячо отрицали любовную связь своей покровительницы. Ну, тут ладно, может, Зевс сам пустил эту сплетню, чтобы оправдать жестокость. Только вот создателем алфавита считаюсь я, а искусств и ремёсел – карийский  Паламед. Но на Эсхила налетел такой вот Пегас и… мы имеем то, что имеем.
    – Как же было на самом деле?
    – Какое это имеет значение? На жизнь влияет то, во что верят. Если более близкую историю переписывают по множеству раз, что же говорить о более легендарных временах… Хотя, – хитрая усмешка, – если кто-то сумеет убедить достаточное количество людей… это тоже может начать изменять мир.
    – К добру?
    – Зависит от того, что считать добром… Ну да ладно, пусть будет по Эсхилу: Прометей принёс смертным огонь, дал знание, научил земледелию, ремёслам, строительству кораблей, грамоте, но сделал ли он людей счастливее?
    – Конечно!
    – Так ли всё однозначно? Вот философ Диоген считал, полагая Зевса не завистливым тираном, а напротив заботливым отцом людей, что получение ими огня было первым шагом к изнеженности и роскоши и в бесконечной погоне за удовольствиями человечество всё дальше и дальше отдаляется от истинного богоподобия.
    – Но ваши небожители далеки от идеала.
    – Свойственно смертным ссужать свои страсти стихийным созданьям. Нам то есть. Поясняя Диогена,  скажем так, целостно-божественный ум – интуитивен, он не думает – он знает, люди же в своем, так называемом, развитии укрепляют разум – разделённый ум. Чем больше разума, тем меньше интуиции. Смена веков: золотой, серебряный, медный, героический и железный отражает всё большее угасание ума. И ваш прогресс – только всё большее удаление от Истинного Сознания, которое само – радость и счастье. Так, получив от Прометея огонь и всё прочее, – стали ли люди счастливее?
    – Много он понимал – этот умник из бочки.
    – Да разве мы о Диогене? Ну он то, в отличие от многих, хотя бы был искренним – жил так, как учил. В стремлении к истинной природе отказался от всего лишнего – отсюда и житьё в бочке… Но… Падает капля последняя нашей беседы… Ныне надолго расстаться нам предстоит… До часа последнего жизни твоей многотрудной… Лик эскулапам Фортуна явила в делах благородных…

* * *

Из стенограммы выступления известного сектоведа профессора Творкина.
«…Нужно отметить возникшую в российской глубинке на заре Перестройки тоталитарную секту «палладьевцев», по имени основательницы культа (самоназвания не имеют), пытающуюся возродить поклонение языческому олимпийскому пантеону, но с резким отвержением Прометея, которого они считают чуть ли не греческим аналогом змея-искусителя. Забавно, что как основательница культа, так и самые активные его апостолы (Ю.Романова, А.Гавриленко) в советском прошлом – члены пионерской дружины имени Прометея. Истоки учения секты в видении, а вернее – искушении от беса, полученном новоиспечённой жрицей в состоянии клинической смерти ещё на излёте Застоя. Характерные особенности культа: увлечение греческими философами, классической литературой и искусством; пропаганда единения с природой, здорового образа жизни, крепкого брака, отказа от любых излишеств; показушная благотворительность. Сектанты в последнее время довольно активно вербуют новых членов за счёт вывоза на природу инвалидов-колясочников, проведения театральных постановок, литературных вечеров, поэтических турниров, спортивных мероприятий и прочего подобного, в общем, пиарят себя по полной программе, поэтому следует уделить особое внимание их разоблачению. Трудность здесь представляют отсутствие у сектантов явной формальной организации, а также каких либо церемоний и ритуалов…»   


Рецензии
Собственно, и не фантастика всё это :))
Напротив, очень реалистично и исторично. Прочитала с интересом - великолепное впечатление :))

Ялютик   08.05.2009 19:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Ялютик! В общем-то да, особенно первая (пионерское прошлое) и третья (борцы с инаковерием) части. Да и вторая тоже могла иметь место, ну, гипоксия там, при клинической смерти (для реалистов) или на самом деле видение (для более мистически настроенных товарищей), а пассажи из Гесиода и Диогена вполне историчны. Так что при желании вполне можно послать на конкурс как фантастических, так и реалистических рассказов. Если желание опять появится, но после двух недавних опытов, думаю не скоро. Или, что б никаких самосудов, перечитывать кучу рассказов разного качества, да ещё и оценивать их...

P.S. Кстати, на обеих конкурсах, о которых упоминал, в финал не прошёл - теперь, пока муза не отлетела, можно спокойно потворить. Рассказы я, правда, старые отправлял.

Сергей Загнухин   08.05.2009 20:01   Заявить о нарушении