5

Книжно-славянский тип ЛЯ эпохи Киевского гос-ва. Х-ка памятников.

В основе книжно-славянского типа лежит старославянский язык. Этим типом языка писалась, главным образом, духовная лит-ра, но также повествовательная, научная и историческая.
Лит. памятники:
«Слово о Законе и Благодати»
«Слово на антипасху» Кирилла Суровского
«Житие Феодосия Печерского»
«Житие Бориса и Петра»
переводные:
«Хроника Георгия Амартола»
«История иудейской войны»
«Девгениево деяние»
«Повесть о Варлааме и Исааке»
Характерные черты:
1. последовательное преодоление старославянских вариантов над русскими 2. употребление слов и выражений отвлеченного(абстрактного) характера 3. разнообразие типов предложений(особенно сложных), логическая стройность, развитость поучений.




Литературный язык древнерусской народности
Происходит разложение родового строя, кот. вызывает необходимость объеденить различные племена вокруг больших городов. Наиб. значительным результатом этих центростремительных тенденций явл. возникновение единой вост-слав народности и единого гос-ва – Киевского. Под власть Киева попали не только слав. племена, но и др. – например, берендеи. Объединение племен привело к объедин. Языков -  возникн. Я др-рус народности.
Др-рус Я – общий Я вост. славян, кот. обладал достаточно богатым слов. составом. Считают, что он обладал и дост. стройной Я системой (близка к ССЯ).
В 10 веке ССЯ пришел в кач-ве Я культа и вступил во взаимоотн. с др-рус. В рез-те возник т.н. церковно-славянский язык. ЦСЯ - русский извод ССЯ,  кот. пришел к нам в эпоху крещения. Вскоре он стал Я обучения, а затем – Я переводов и оригин. пр-ний -  преврат. в Я, обслуж. культуру.
Формирование Др-Рус ЛЯ под влиянием ССЯ в этот период принято называть Iм Южно-славянским влиянием (далее – 1ЮСВ). Происходит формирование книжной нормы. Следует учесть, что кн.нормы бывают 2х видов:
• специфические – несоотносимые с узуальными (формы аориста, имперфекта)
• неспецифические – соотносительные с некнижными нормами (враг – ворог, млеко-молоко/един-один)
В др-рус период было 2 вида ПисьмЯ-в: 1 обслуж. культуру, другой – адм-дел. сферу (церк. слав.- лит-й, рус - деловой)

До нас дошло 4 типа памятников:
• церк-книж литры
• светск. лит-ры
• деловой лит-ры
• бытовой лит-ры
В памятниках ЦСЯ книжная норма устойчива, в пам-х РЯ она колеблется, здесь больше преобладает узуальная норма.

1. ПАМЯТНИКИ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА
Сохранились лучше остальных (Евангелие ; 370(!) списков.) Наиб. читаемые:
11 век: Остромирово (1056-57), Изборник Ярослава;пам-к переводов (1037, 1076 г.), Новгородские служ. минеи
12 век: Мстиславово Евангелие, Галицкое Евангелие, Сборн. Мос. Успен. Собора - содержит «Жития Бориса и Глеба» (ж.рус.речь), Житие Феодосия Печерского, а также: проповеди Кир. Туровского и митр. Илариона («Слово о законе и благодати»)
Фонетические приметы:
1) ЦС Е под удар. в соотв. с рус. О
надЕжда – надОжа
одЕжда – одОжа
2) ЦС ЖД в соотв с рус. Ж
надеЖДа – надоЖа
одеЖДа – одоЖа
3) ЦС Щ в соотв с рус Ч
ноЩ – ноЧь
свеЩа – освещение – свеЧа
пеЩера – пеЧора
4) ЦС ра-ла-ре-ле – Рус оро-оло-ере-ело (полногласие!)
вРАта – вОРОта
мЛАт – мОЛОт
вРЕмя – вЕРЕмя
шЛЕм – шЕЛОм
5) ЦС нач. Е – в соотв. с рус. О
Един – Один
Есетр – Осетр
6) ЦС нач. А – в соотв. с Рус. |-a ((Я)
Аблоко – Яблоко
Аз – Яз
Агнец – Ягненок
7) ЦС нач. ра-ла – в соотв с рус. ро-ло
раб – роб
работа – робота
ладия – лодия (ср. лодка)
8) ЦС нач. У в соотв. с рус. Ю
уноша – юноша
Морфологические признаки
1) Сущ-е с осн. на –ес (*es)
небеса, словеса, телеса
2) Местоимения в дат. и мест. падежах
тебе, себе в соотв. с рус. тобе, собе
тобою, собою в соотв. с рус тобой, собой
3) Прил.
• в Им. пад.               
-ый, - ий                рус. –ой, -ей
милый                милой (ай)      
страый (древний)         старой (пожилой)
чудный (хороший)         чудной (странный) 
благий (святой)                благой (юродивый)
добрыя                добрые
NB! Особо четко формир. с 13 в. До этого живые нормы были нейтральными.
• Прил. в Род. пад.
ЦС: старага                рус: старого
       милааго     -       милаго          -           милого
4) Глагол
• противопост. инфинитивных норм
говорить – говорити
• формы наст. времени
во 2 л.: говориши, глаголеши, пишеши, а рус. – говоришь, пишешь
в 3л.: говоритъ, пишетъ, будетъ, а рус. – говорить, пишеть, будеть
• формы прош. времени
в жив. речи исп-ся перфект, в книж – аорист, имперфект и плюсквамперфект
Аор: ехаша, ходихъ
Жив. речь: ехали, ходили; формы перфекта были утрач., упрощен.
Книж. явл. формы причастия: неса, песы, читающий, пишущий
• Использование супина (инфинитив цели): иду на вы воеват ; … уготовати
Словообразование
Книжными явл. многие приставки и суффиксы:
со- : современник, совершить (В СРЯ кн. норма – свершить;)
ис- в соотв с рус в-: избрать-выбрать/исходить – выходить \\ Форма исписать не явл. книжной !!!
пред- в соотв. с рус. перед-
пред-, воз-, низ- -  чрезвычайный / возвращение / низложить
Суффиксы:
-тель- воитель
-знь- жизнь, казнь
-тай- глашатай, ходатай
-ствие- бедствие
Синтаксические признаки
1) использование конструкции Дательный Самостоятельный
И тако многожды -молящеся ему – (дат. самост.) ср. рус: когда много раз молился ему
2) Использование конструкции с «да…»
Да будет свет!
3) еже + инфинитив : в знач. чтобы
Восста в нас свят разруша еже познати
4) Книжн союзы: аще, егда, се бо, акы
Лексические признаки
1) Библ. соотв. имена еврейс. происхождения:
Сара, Измаил, Исаак
2) Исп-е греч. богослужебных слов:
Ангел, идол, псалтырь, панихида, библия + кальки с греч: православие, плодородие, правоверный, Богородица
3) Семант. различия:
живот (ЦС – жизнь, Рус - имущество)
гривна (ЦС – ожерелье, кольцо, Рус – ден. ед.)
4) Стилистические особ-ти
уста – губы
чело – лоб
ланиты – щеки

Для стилистики книж. памятников хар-на особая торжественность, образность, символика (греко-визант). В них много афоризмов, метафор, развернутых сравнений. Есть отрицания с послед. утверждением («Боян же не 10 соколов на стадо лебедей пишаще, а свои вещие переты на струны воскладаше»).
Торжественность создается повторением:
ты правдою облечен,
крепостью припоясан,
истиною обут,
смыслом венчан и
милостынею яко гривною красуешься…

Орфография
1) Смешение I-O и У,  I-E и А
рука (ранее - рI-Oка)
взять (ср. с вз I-Eть)
2) смешение ять и е
бр;гъ – брегъ
вр;дъ – вредъ
2) разное написание планого с редуцированным
кн. ; тръгъ – търгь - жив. яз.

2. ПАМЯТНИКИ СВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Написаны на ЦСЯ (Обнорский гов-то, что на РЯ):
Поучение Владимимира Мономаха
Повесть Временных лет
Слово о Полку Игоревом
Моление Даниила Заточника
Язык пам-ков светской литры отлич. от Я пам-ков ЦС литры. Здесь вот-слав. эл-т представлен более заметно - книжная норма подв. влиянию узуальной.
1) Повесть временных лет Составлена Нестором (что спорно). В целом – написан на ЦСЯ. Колебание кн. нормы отр-ся на всех уровнях.
Лексика: много пословиц и поговорок:
Суть горы зайдуче (заходящий) в луку (изгиб – нар. слово) моря
Буличные(?) обороты: «Селом (корни)) дубье подрало (упрощ ф-ма перф)»
Слова «овес, кисель, ведро, корчага» - бытовые.
Вместе с тем, в грамм. и орфографии представлены нормы ЦСЯ - аорист, имперфект (книжная норма).
В синтаксисе часто исп-я Дательный самостоятельный, формы на ущ-ющ-ащ-ящ. Это пам-к ЦСЯ с сильным рус. влиянием.
2) Поучение Владимира Мономаха
По срав. с ПВЛ – более последовательно отражает кн. норму - свидет-т об образов-ти Владимира. ПВЛ – сборник, отраж. разл. литру - сугубо книжн., делов., документ, фольклор. Отсюда столь пестрый язык.
Лексика: слова с исконно ЦС приметами: время, горящий, беспрестанно
Но:  город, сторона, голод, один
Связь ПВЛ с книж. трад. обнаруж. и во фразеологии: «И слезы испустите о гр;с;х своих»
2) Слово о Полку Игоревом – Наиб. значит. памятник – 1185 г. Дошел в списках 18 века (был обнаружен Мусиным-Пушкиным). О судьбе этого пам-ка идут споры до сих пор. «Слово…» наз-т типичным пам-ком Дррус. литры. В основе его – ЦСЯ, но широко отражены и нормы РЯ - спор о том, на каком Я написано «Слово…»
Живой русский Язык представлен тем, что:
• в тексте много эпитетов и сравнений, связ-х с лицом рус. природы:
фолькл: «серым волком по земле стелится»(враг)
Ярославну сравн. с кукушкой, пальцы Баяна – с 10 соколами.
Но: «Свои вешне прьсты на живые струны воскладаше»
• метафоры имеют специфический рус. строй
- в нем отраж. рус. красноречие
- отраж. ос-ти земледельч. работ
«Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилося» - ср. с причитаниями над павшими в бою:
«Со высоких гор камушки катятся
Темный лес к земле приклоняется
Никнут травы-цветы от жалости». (Из сб. Срезневского)
• Всеволод срав. с туром:
• «Буй тур Всеволоде, стоишь ты на борони (типич. рус. оборот?)» - брань – из кн., знач. «бой». Адрианова-Перетс счит., что это типично вост-слав.
• в нем много тавтологич. оборотов: «свет светится, мосты мостити»
С др. стороны, в тексте «Слова…» много церк-слав-го. Ученые утв, что автор Слова был высокообразован. челом, хорошо знающим книж. к-ру.
• сам жанр СоПИ близок к проповеди. Это торжеств. трагич. песнь о битве русских с половцами. Жанр требует соотв. средств:
книжная норма: «возлагать персты на живые струны», «воля Господня да будет во всем», «Наполнився ратного духа», «стрелы летяху (импер) аки дощ»
• большое кол-во старославянизмов: «время, пред, чрезЮ храбрый, злато, брань» Слово голова обозн. не только часть тела, но и убитого чела. Головник (убийца) – ср. с уголовник. глава - главу приложити – умереть.
В тексте «Слова» церк-слав-мы исп-ся в функции торжественности (знат стол). Якубинский говорит, что они исп-ся также для создания звукописи.

3. ДЕЛОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
Деловые документы занимали особое место. Одни учен. относили их к ЛЯ, считали основой ЛитЯ (СергПетрОбнорский). Другие (большинство) считали, что это памятники не ЦСЯ, а РЯ (Толстой).
«Русская Правда» написана на РЯ, а не на ЦСЯ. ЦС-мы представлены отд. вкраплениями (хощет, един, аще)
Рус: воротити, город, золото, корова, молоко, хорош, надражень (тот, кто поражает)
емец - от гл. ема;ти, т.е. брать - судебный чиновник
скот - обозн. деньги
правда - в знач. «свод законов»
добыток - имущество
послух - свидетель, кот. слышал
в;идок - свид, кот видел
вира - штраф за убийство
обида - правонарушение
муж - своб. чел
1) ЦС форма Буд. вр. - буду говорити, а в РП - начнеть говорити
2) частица -ся- стоит после глагола - книж, если до - разгов.
3) Синтаксис: для рус. трад. хар-ны безличные предложения - есть в РП

4. БЫТОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
Всякого рода подписи, берестяные грамоты. Это пам-ки живого Языка, в кот. практич. не отр-ся книжная норма. Киев. коэне - общий язык киевлян


Рецензии