Сочинение

 (из цикла "Школа")

 

Тема сочинения не была для нас новой, об этом учительница русского языка и литературы, Валентина Михайловна, поговаривала уже давно, но всё же, теплилась надежда, что на итоговое четвертное сочинение она даст ещё одну-две темы, но мы ждали напрасно, альтернативы не было.
В  этот роковой понедельник  она вошла в класс, улыбаясь:

-  Дорогие мои, здравствуйте, сегодня замечательный день  -  сказала она  и посмотрела в окно.

Мы сразу расслабились, ожидая чего-то весьма приятного, но приговор был произнесён,  вместо того, чтобы сказать, что сочинение отменяется (размечтались),  она продолжала:

- С сегодняшнего дня вы начнёте работать над  сочинением и через две недели сдадите мне его, тема сочинения… и она открыла доску - на всё чёрное полотно доски белым было написано: «Катерина – луч света в тёмном царстве».  Класс дружно хором исполнил  букву - ууууууууу.  Редчайшее единогласие.

  За окном буйствовал май.  Цвело, кажется, всё. В наши четырнадцать лет это была  пора года, когда дух свободы прорастал крыльями за спиной. Свобода! Кто не помнит это время именно в этом возрасте.  Учебный год почти позади, впереди экзамены и каникулы… долгожданные каникулы перед старшим девятым классом.   День становился длиннее, успевалось всё…  да-да,  только гирей в памяти «висело» - написать сочинение,  итоговое сочинение за четверть, разве такое забудется.   Я очень хорошо об этом помнила,  очень…

  Но юношеская уверенность, что времени хватит даже мир покорить, что там какое-то сочинение, делала даже эту гирю абсолютно легкой.  Сочинения всегда давались мне легко. Если сказать в общем, то я  училась именно своим трудом. Как говаривал наш физик: что выучили – то и имеем.    Тему по этой самой «Катерине» я сдала на «отлично». Но, поскольку, она  была не моей «героиней», я так же легко о ней забыла.   Чтобы написать качественное и в тему сочинение мне надо было два-три дня подготовки. Сходить в библиотеку, узнать, что думают по этому поводу именитые критики, перечитать Хрестоматию, обдумать всё и, собственно, выдать шедевр о том, как я понимаю душевный мир героини, при этом учесть те нравы и то тяжёлое время, в котором ей приходилось жить. Представляете – тему? Для мая месяца тема зверская, но целых две недели и полная моя уверенность в успехе. Занятия в школе продолжались. Делались уроки, принималось активное участие в жизни класса и школы, надо сказать, что я всегда была активисткой.  И моя полнейшая успокоенность, что я  успею, потому что, успех от слова – успеть!

  После уроков я успевала всё: помыть посуду, почистить картошку, покормить и  выгулять собаку, покормить, не выгуливая, рыбок, навести порядок в квартире, забрать сестру из детского сада,  сделать уроки, чтобы потом с радостью поиграть в волейбол, вышибалу, пекаря и всякие разные игры. Я успевала сделать массу дел, но я помнила о сочинении и… ничего не делала.  Жизнь моя была очень интересная. Мы  жили в старом районе города в двухэтажках, уютный дворик, вокруг семь-восемь таких же домов, мы росли вместе с этими домами всем двором.  И не выйти вечером во двор было трагедией.  Ради этого и надо было торопиться.  Часто, пока светло, мы играли в «пекаря»,  игра, похожая на городки.  Любимая игра, очень модная в то время. Для неё нужен был своеобразный инвентарь, иначе не принимали. Выход нашёлся сразу, как и многие со двора, мне пришлось пробраться в сарай и отпилить черенок от папиной лопаты, размером один метр, за что впоследствии и получить от родителей по-взрослому.  Когда страсти немного улеглись и папа спросил:

- Ты что, попросить не могла, чтобы я тебе палку отпилил? На что я ответила:

- Могла.

- Так в чём же дело?

- Я выбирала ту, что мне подойдёт.

- И то верно, улыбнулся папа.

  Неумолимо неслось время, прошла целая неделя. В  выходной у нас была вылазка на природу.     Вы же помните, в давние времена школьники учились и в субботу.  Оттого  и любимее было воскресенье. А теперь представьте картинку: ковер из зелёной травы и жёлтых одуванчиков, над всем этим бездонное синее небо, рядом река, щебечут птички и поёт душа. В сумке коржики и лимонад на всю компанию, в сетке пара хорошо накачанных мячей…  Прекрасное время, жаль, что  очень быстро проходит, потому, что отдыхать в таких местах хочется вечность.

  Вот и ещё один понедельник, на уроке Валентина Михайловна спросила, у кого есть вопросы по теме сочинения и у всех ли нашлось время для него. С юмором она была всегда дружна, мы пошумели, посмеялись, урок закончился. И тут… стали спрашивать друг у друга, оказывается за работу так никто и не брался.  Я дала себе слово забежать после уроков в школьную библиотеку. Прозвенел звонок,  и… я тут же об этом забыла. Вдруг вспомнила, что надо было срочно куда-то бежать.  Перед самым сном, правда, я открыла Хрестоматию, начала читать,  даже написала немножко, но сон сморил. Я сама себе готовила ловушку.  Во вторник был конкурс «чтецов», я выступала от класса, переволновалась, но всё удалось - получила благодарность.  В среду мы играли в баскетбол, несколько моих точных бросков по кольцу добавили очков в победу нашей команды. В четверг после уроков мы сдавали норматив по бегу, терпеть не могу, но пришлось сдавать зачёт. На стометровке «домчалась»  предпоследней, но ведь, не последней же.  В пятницу болели за мальчишек, они играли в футбол с соседней школой. Вспомнила на  долю секунды, что сегодня надо начать писать уже чистовик, а у меня набросков всего  с десяток предложений.  Так прошёл ещё один день.  Оставались считанные часы  пятницы,   сделав уроки на субботу,  я всё же открыла тетрадь для работы.

  Сидела я, как знаменитая бабка около разбитого корыта. Времени не оставалось. Настроение падало,  понимала, что «заваливаю» годовую оценку по литературе из-за этого «луча света». И угораздило эту Катерину им стать, чтобы нас, славных советских школьников мучить…  Решила, что народная мудрость права, и с мыслью, что утро вечера мудренее, я уснула...

  ...в класс Валентина Михайловна вошла чуть слышно, почти впорхнула. В мокасинах, белых носочках, короткой юбочке в складку и белой блузке, на груди алел пионерский галстук. И была она не учительницей, а старшей пионервожатой школы. Спросила, все ли подготовились повязывать галстуки новым пионерам, класс заорал утвердительно, кроме второгодника Хороводина. Я с удивлением посмотрела на своего соседа, вместо Костика со мной сидел, нравившийся тайно, соседский мальчишка. А на передней парте, со Светланой восседал бывший директор школы Иван Петрович, теперь веснушастый парень Ванька, он опять дёрнул её за косу. И я видела, как приятно было ей стукнуть его книжкой по голове в очередной раз и скорчить гримасу.   Отворилась дверь и в класс вошла тётя Галя, которая пекла в столовке самые вкусные коржики. Она вдруг стала  нашей учительницей по литературе и принесла стопку тетрадей с сочинениями. Она сообщила новость, что всему классу поставила пятёрки, в честь того, что мы не мусорим в столовой, когда кушаем, от чего радостно взвыл весь класс.  Галина Степановна достала из стопки мою тетрадь и тут… дверь отворилась, в класс вошёл другой директор школы, в котором я узнала дворника Кузьмича. Он отобрал у неё мою тетрадь и сказал, что самое талантливое сочинение на заданную тему у меня. Я поднялась и картинно отвесила поклон, потом реверанс… и вообще закружилась с Ванькой в вальсе от сильного счастья…  Он зачитал моё сочинение, поскольку, много времени это не заняло и  показав тетрадь всему классу,  сказал:

- Вот так всем надо научиться писать, чтобы экономить бумагу…  и ещё он сказал:
- Браво и,  что я талант. На весь лист было всего две строки:
                «Катерина – луч света в тёмном царстве».

И, собственно, само сочинение, как ответ:

- Я в этом даже не сомневаюсь!

 Класс долго рукоплескал стоя, я раскланивалась  счастливая.  Зазвенел звонок с урока...
 
 ... оказывается – не с урока, это был будильник, я проснулась, начала собираться в школу. Сон, красивый сон моего триумфа. Тааааакой сон, что  рассказать -  не поверят, буду молчать,  подумала я. Я твёрдо решила сегодня покончить с подготовкой и написать сочинение.  Развязка была рядом,  всего лишь в понедельник, ещё 2 дня, автоматически отметила я. В субботу библиотека закрывается пораньше, я знала. Надо успеть на большой переменке забежать за «Критикой», я успею…
  Нет, я не успела. Библиотекаршу Ольгу Петровну вызвали получать новые книжки,  на двери висел замок.

- Ладно. Буду сама и критиком - подумала я.

Ну что теперь делать, надо выкручиваться.

  Суббота особенный день, я забыла рассказать. Это день, когда уроки позади и весь двор собирался в красивой беседке на вечерние посиделки. Раньше такие беседки стояли в каждом дворе.  Восьмигранное деревянное сооружение имело один вход,  по кругу была лавочка, в центре стоял стол, стены беседки были обшиты досками до половины, вместо крыши - красивый купол, который снизу был отделан резьбой, даже пол был настелен. За беседкой, мы посадили черенки синего винограда, они разрослись, создавая уют.  Мы следили за порядком внутри и снаружи, красили  её по весне, проводя свои субботники, дежурили по очереди. Здесь был наш штаб, у каждого было своё место.  Здесь мы орали песни под гитару, влюблялись, спорили, делились радостями и печалями. Часто вспоминается, как нас по одному звали домой мамы, вначале тех, кто помладше. Раздавался голос  мамы:

- Саша, (Света, Костя, Витя… и т.д.) пора  домой, тут же звучал ответ:

- Иду, мам, или

- Можно ещё десять минут (двадцать, тридцать и т.д.) 

  Так в беседке оставались только старшие, и тогда велись другие разговоры. Мы говорили о будущей учёбе, о своих планах, своих мечтах.  В эту субботу радости у меня  не было, я была хмурая, как небо осени, чуть  сдерживала слёзы и злилась на весь свет, не на себя же злиться.  Пришлось рассказывать.  Меня поняли. И начали думать, как найти выход. И он нашёлся.  У одного мальчика несколько лет назад окончила школу старшая сестра и все её тетрадки сохранились. Он побежал домой и через некоторое время принёс тетрадь с сочинениями, там было и то, которое надо мне.  Вся беседка крикнула:  «ура», вечер был спасён!

  На следующий день я переписала сочинение, добавляя свои мысли. В понедельник сдала, а в среду Валентина Михайловна, проводя разбор и анализ работ, особо выделила мой стиль, сказала, что я взрослею, меня ждёт большое будущее. Я получила пятёрку. 
  Беседка отпраздновала это событие фруктовым мороженым и газировкой, ура –  скоро каникулы. И хотя вскорости многие уедут в пионерский лагерь, многие к бабушкам, многие  станут студентами, мы особо не печалились,  ведь впереди нас всех ожидало     л е т о …..





…………………………….
2009-05-04


Рецензии
Прочитала, и захотелось в эту школу, класс, двор, беседку, к этим ребятам и их играм, в последний месяц школьного года. В детство. Пусть не совсем похожее на моё, но близкое, понятное, дорогое сердцу. И как жаль, что у подавляющего числа наших внуков (у детей ещё что-то было)нет ни детства такого, ни друзей, ни игр. У них есть много чего другого, чего не было у нас. Но тепло человеческих чувств компьютерными играми не заменишь. Спасибо, Мила. Очень Вам признательна за Ваше "Сочинение". С Новым годом!

Ирина Зарницына   29.12.2011 00:53     Заявить о нарушении
Я даже перечитала, ностальгия по тем временам есть, никуда от этого не деться. Ирина, спасибо за созвучие!
С наилучшими пожеланиями в Новом году!

Мила Московская   31.12.2011 01:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.