Шевченко В. И

ШЕВЧЕНКО ВЛАДИМИР ИЛЛАРИОНОВИЧ

Родился 25.06.1906 г. на хуторе Красная Заря Волгоградской области в семье крестьянина. Украинец.

По воспоминаниям отца Героя Шевченко Илларионна Михайловича жить в Панфилово они стали с 1907 года. Жителей здесь было еще мало. На месте улицы Крестьянской, жили помещики Тушев и Ларионов. На месте площади находился дом помещика Жеребцова с садом и рощей. По словам Шевченко И.М. хутор Америка, который относился к посёлку Панфилово, получил свое название из-за того, что в нем жили рабочие, строившие железную дорогу, по национальности - американцы. Поэтому хутор стали называть "Америкой". Владимир закончил школу второй ступени в станице Аннинской, затем учился на рабфаке в 1926-1928 гг. в Сталинграде [1].

В РККА с 1929 г. С ноября 1929 г. служил во 2-м полку связи в Ленинграде. В 1930 г. окончил полковую школу. С июня 1930 г. учился в Военно-теоретической школе ВВС РККА в Ленинграде. С мая 1931 г. – во 2-й военной школе летчиков Красного Воздушного Флота в г. Борисоглебске, которую окончил в 1932 г. Член ВКП(б) с 1932 г.

С июня 1932 г. – младший лётчик 15-й авиаэскадрильи ВВС Белорусского военного округа в г. Брянске, с декабря 1933 г. – командир корабля, а с июня 1935г. – командир звена 4-й дальней разведывательной эскадрильи БВО в г. Брянске. В январе 1937 г. назначен командиром авиаотряда 11-й эскадрильи БВО в г. Смоленске.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1937 г. Командовал отрядом скоростных бомбардировщиков. Наносил удары по войскам на передовой и железнодорожным станциям близ фронта. Совершал налеты на порты, находившиеся в руках франкистов, и корабли противника в море. Совершил 156 боевых вылетов.

Экипажи бомбардировщиков не имели никакой подготовки к действиям над морем. Существовали проблемы с навигацией, один корабль не могли отличить от другого.

Когда звено Шевченко в первый раз полетело искать тяжелый крейсер мятежников «Канариас», испанский адмирал просто на листочке бумаги изобразил контуры корабля. В указанном районе крейсер нашелся, но что-то расходилось с эскизом адмирала…

Вспоминает Н.Г. Гуменный[2]: «Однажды я был назначен в Картахену по вызову главного военно-морского советника Н.Г. Кузнецова[3]. В большой кабинете командующего ВМФ Буисы я представился.

- Подойдите к карте, - сказал Кузнецов. - По агентурным данным, вот здесь, южнее Малаги, к рассвету завтрашнего дня должен быть крейсер «Канариас». Вам необходимо возглавить звено СБ, атаковать корабль и потопить его.

Я попросил фотоснимок «Канариаса». Кузнецов обратился к командующему флотом, но тот лишь пожал плечами, затем, улыбаясь, взял лист бумаги и быстро набросал контуры корабля.

- Говорит, что вот так же ему когда-то рисовали корабль, но упустили одну какую-то важную деталь, - усмехнулся Кузнецов.

К тому времени в нашей эскадрильи осталось мало «старичков», а поскольку задание было очень ответственным, командир эскадрильи приказал вести звено Владимиру Шевченко и мне, а два ведомых экипажа будут испанскими.

На следующий день, ещё затемно, мы взлетели с Сан-Хавьера и легли курсом на Малагу. С первыми лучами солнца прямо впереди по курсу показался огромный военный корабль. Беловато-серая громадина неподвижно застыла на спокойной морской глади. По всей видимости, это «Канариас» - наша цель. Мы вышли на боевой курс и открыли бомболюки.

Нажимаю сигнальные кнопки для доворота самолёта к черте курса. Высота - 600 метров, скорость - 300 километров в час. Наш СБ летит точно по курсу и так плавно, словно скользя по тихой воде.

Я всматриваюсь то в рисунок, лежащий передо мною, то на корабль. А он уже в центре прицела и приближается к перекрестию сетки. И в тот момент, когда мой палец лежал уже на кнопке сбрасывателя бомб, я заметил на корабле какие-то выступающие части, которых нет на моём рисунке. Вот она, столь знакомая лётчикам ситуация, когда всё решают десятые доли секунды. Упустить их - и не будет выполнено задание, для которого прилетели эти 9 человек, объединённых одной целью. Ударить всей бомбовой мощью! А вдруг это не «Канариас»? Тем более, что корабль не открывает огня по нашим самолётам...

Нет, надо осмотреть судно ещё раз! Говорю об этом Володе, закрываю бомболюки, делаем левый разворот. Ведомые следуют за нами. Ещё раз внимательно осматриваем корабль. Это, действительно, не «Канариас»! Досадно, конечно, но, с другой стороны, хорошо, что не поспешили.

Берём курс на запасную цель и сбрасываем бомбы на позиции мятежников к востоку от Гранады. Вскоре мы возвратились на Сан-Хавьер. Уже после посадки выяснилось, что обнаруженное нами судно действительно было не «Канариасом», а английским линкором! Кто знает, к каким международным осложнениям могла бы привести наша ошибка».

28.10.37 г. награжден орденом Красного знамени

14.03.38 г. старший лейтенант Шевченко Владимир Илларионович был удостоен звания Герой Советского Союза. Впоследствии ему была вручена медаль «Золотая Звезда» N 69.

Вскоре ему было присвоено внеочередное воинское звание полковник.

В июне 1938 г. был назначен заместителем начальника Летной инспекции при Военном совете ВВС РККА.

В том же году находился в служебной командировке в Чехословакии в качестве председателя комиссии. За успешное выполнение правительственного задания премирован легковым автомобилем М-1.

Рассказывает внук героя Андрей Гимбатов[4]: «Заслуги и таланты Владимира Илларионовича до определенных событий ценил сам Сталин. Именно Шевченко верховный главнокомандующий и нарком обороны СССР Ворошилов в ходе личной встречи доверили крайне ответственное поручение. Во время Мюнхенского сговора в 1939 году генерал-майора во главе комиссии отправили в Чехословакию. Советским офицерам предстояло выяснить, как немцам удалось вдвое снизить скорость посадки своих истребителей. Каким-то невероятным образом они эти сведения добыли. По завершении успешной командировки дед получил большую денежную премию. А Сталин вручил ему автомобиль «Эмку»[5].

Шевченко дружил с начальником летной инспекции при Военном совете ВВС РККА Героем Советского Союза Анатолием Серовым, погибшим в 1939 году в авиакатастрофе вместе с Героем Советского Союза Полиной Осипенко. На их похоронах на Красной площади Шевченко нес прах Серова рядом со Сталиным, а затем произносил траурную речь с мавзолея [6].

В конце мая 1939 г. в составе группы летчиков, имеющих боевой опыт, полковник Шевченко прибыл в МНР для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол.

Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Командовал 100-й бомбардировочной авиабригадой. Лично совершал боевые вылеты. За успешное выполнение боевых задач 100-я авиабригада была награждена орденом Ленина.

29.08.39 г. полковник Шевченко был награжден вторым орденом Красного знамени.

В том же году находился в служебной командировке в Германии в составе правительственной комиссии.

С декабря 1939 г. – командир 10-й скоростной бомбардировочной авиабригады ВВС Киевского особого военного округа.

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром 10-й СБАБ ВВС 9-й армии.

21.05.40 г. был награжден орденом Красной звезды.

04.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

С июня 1940 г. – командир 18-й смешанной авиадивизии Киевского особого военного округа. С февраля 1941 г. – командир 16-й смешанной авиадивизии Одесского военного округа[7].

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал 16-й сад Юго-Западного фронта (86-й сбап, 87-й и 92-й иап, 226-й и 227-й ближние бомбардировочные авиаполки), насчитывавшей 306 самолетов (в т.ч. 48 - неисправных).

25.07.41 г. в газете "Красная звезда" 3-я страница номера вышла под заголовком "Тридцать боевых дней авиасоединения Героя Советского Союза Шевченко" с его статьёй "Чему учит первый месяц воздушных боёв" и стихами Михаила Светлова "Летчикам авиасоединения Шевченко":

Вы неслись за врагом.
Вас победные ветры качали,
Тридцать дней боевых,
Словно тридцать легенд, прозвучали!
И кого мне из вас
По фамилии раньше назвать,
Если все, как один,
Выполняют приказ: - Побеждать!
Разрешите же вас,
Вылетающих снова в бои,
Называть как страна вас зовет:
Дорогие мои!

Участвовал Тернопольско-Мелитопольской и Донбасской оборонительных операциях. Попал в окружение. Сбоями, в которых получил контузию, с группой бойцов вышел к своим, сохранив документы и личное оружие.

Участвовал в Ростовской и Барвенковско-Лозовской наступательных операциях. Временно исполнял должность начальника ВВС 37-й армии Юго-Западного фронта [8].

22.05.42 г. в соответствии с приказом наркома обороны на базе расформированных ВВС 37-й армии в городе Лисичанске Донецкой области была сформирована 216-я истребительная авиационная дивизия (16-й гиап, 88-й и 149-й иап).

В мае - октябре 1942 г. генерал-майор авиации Шевченко командовал 216-й иад. Выпестованная им дивизия превратилась впоследствии в одну из самых прославленных в ВВС Советской Армии. 39 летчиков дивизии стали Героями Советского Союза, 4 – были удостоены этого звания дважды, а 1 – трижды[9].

В августе - декабре 1942 г. 216-я иад, входя в состав 4-й ВА, прикрывала войска 37-й и 9-й общевойсковых армий в районах от реки Дон до реки Терек, в районах до Нальчика, Моздока, Орджоникидзе. За этот период летчики дивизии совершили 10954 боевых вылета, сбили в воздухе 130 самолетов противника и уничтожили на земле 35 вражеских самолетов и много другой техники и живой силы.

С 23.10.42 по 12.05.44 г. генерал-майор авиации Шевченко командовал 1-м смешанным авиакорпусом 17-й ВА (288-я иад и 267-я шад).

В дни напряженных оборонительных боев под Сталинградом основная тяжесть в борьбе против вражеских танков, опорных пунктов ложилась на плечи штурмовиков. В это время Ил-2 поступал на фронт в одноместном варианте, не защищенным со стороны задней полусферы. Вскоре в 1-м сак силами технического персонала были переоборудованы 66 штурмовиков. Во второй кабине установили крупнокалиберный пулемет. В первых же боевых вылетах на этих самолетах стрелки сбили несколько «мессершмиттов».

Наступательный порыв был неудержим. Но и враг был еще сильным. Однако все его попытки восстановить положение на Среднем Дону силами подходящих резервов были сорваны. Действия авиации затруднялись низкой облачностью и частыми туманами. Но несмотря на суровую зиму, метели, стесненные условия базирования, авиаторы успешно выполняли боевую задачу.

Командир 23-го танкового корпуса Герой Советского Союза генерал-лейтенант танковых войск Е.Г. Пушкин телеграфировал: «Командующему ВВС Красной Армии генерал-лейтенанту Новикову. Копия: командующему 17-й ВА генерал-лейтенанту Красовскому, командиру 1-го сак генерал-майору Шевченко.

При прорыве в районе Шараповка 23-й танковый корпус во взаимодействии с 1-м сак с поставленной задачей справился отлично. Несмотря на превосходство сил противника, летчики 1-го сак сбили 16 вражеских самолетов, в том числе имеется таран».

23.11.42 г. был награжден третьим орденом Красного Знамени.

Во главе корпуса участвовал в освобождении Украины. Особенно результативным был удар штурмовиков и истребителей авиационного корпуса Шевченко по аэродрому Краматорская. Уничтожив с первого захода самолеты, готовившиеся к взлету, и подавив зенитную артиллерию, штурмовики в последующих атаках с бреющего полета пулеметно-пушечным огнем уничтожили и повредили до 50 «юнкерсов» и «мессершмиттов».

1-й сак принимал участие в Ворошиловградской, Донбасской, Никопольско-Криворожской, Одесской наступательных операциях, в освобождении городов Морозовск, Краматорск, Ворошиловград (Луганск), Славянск, Павлоград, Новоэкономичное, Красноармейское, Вознесенск, Синельниково, Кривой Рог, Одесса и др.

17.09.43 г. генерал-майор авиации Шевченко был награжден орденом Суворова 2-й ст.

В боевой характеристике на В.И.Шевченко отмечалось: «Корпус под командованием Шевченко участвовал в операциях по разгрому Сталинградской группировки немцев, по овладению районами между р.Дон и р.Северский Донец. В мае 1943 г. вошел в состав 17-й воздушной армии и с 7 июля 1943 г. участвовал в Белгородской операции, в операциях по овладению Донбассом, выводу частей к р.Днепр. Корпус, благодаря хорошо подготовленному, имевшему большой боевой опыт руководящему составу полков и дивизий, представляет крепкую боевую единицу. С мая 1943 г. по февраль 1944 г. части корпуса произвели 12048 боевых самолето-вылетов с налетом 11666 часов, уничтожив до 300 танков, бронемашин и бронетранспортеров противника. На аэродромах уничтожено и повреждено 113 самолетов противника. В воздушных боях сбито 373 самолета противника».

В мае – июле 1944 г. генерал-майор авиации Шевченко находился в распоряжении Главкома ВВС Красной армии. Занимался проверкой боеготовности авиачастей на Карельском и Ленинградском направлении.

08.07.44 г. назначен командиром формирующейся 182-й штурмовой авиационной дивизии [10], которой и командовал до конца войны.

14.10.44 г. 182-я шад вошла в состав 1-й ВА 3-го Белорусского фронта и начала свою боевую деятельность. Участвовала в Земландской и Инстербургско-Кенигсбергской наступательных операциях, в освобождении городов Тильзит, Пиллау.

03.11.44 г. Шевченко был награжден вторым орденом Красной звезды.

20.01.45 г. за отличия в боях по овладению г. Тильзит 182-й шад присвоено почетное наименование «Тильзитская». Дивизия была награждена орденами Суворова и Кутузова.

За время войны В.И. Шевченко удостаивался высшей полководческой награды - благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе - 16 раз!

19.04.45 г. он был награжден орденом Кутузова 2-й ст.

13.05.45 г. награжден четвертым орденом Красного знамени.

После войны генерал-майор авиации Владимир Илларионович Шевченко продолжил командовать 182-й шад, дислоцированной в Инстербург.

31.12.45 г. 182-я штурмовая авиационная Тильзитская орденов Суворова и Кутузова дивизия была расформирована.

Шевченко после расформирования дивизии отказался ехать на Дальний Восток.

В марте 1946 г. на рыбалке взрывом гранаты ему оторвало кисть правой руки [11]. В апреле 1946 г. при прохождении медкомиссии он был призван инвалидом 2-й группы и уволен в запас.

Ехать с женой и четырьмя детьми ему было некуда, и он остался в Черняховске, т.к. в Прибалтике и бывшей Восточной Пруссии жизнь была более обеспеченной. Жил в том же доме, который занимал, будучи комдивом.

В 1947 г. возбудили уголовное дело о хищениях в 182-й штурмовой авиационной Тильзитской орденов Суворова и Кутузова дивизии продовольствия в особо крупных размерах. В них оказался замешан брат героя - Алексей Шевченко и еще 5 человек. Подозреваемые указали, что комдив также участвовал в хищениях и его арестовали. Нет, сомнений, что на арест потребовалось согласие Сталина, ведь без него подобные вопросы не решались [12].

Указом Президиума ВС СССР от 25.01.1948 г. генерал-майор авиации В.И. Шевченко был лишён звания Герой Советского Союза.

В феврале 1948 г. генерал-майор В.И. Шевченко был арестован и обвинен в хищении государственного имущества, и в мае того же года осуждён военным трибуналом Прибалтийского военного округа к высшей мере наказания, однако приговор был снижен до 10 лет заключения в ИТЛ, с поражением в правах на 5 лет и с конфискацией имущества.

Генерала Шевченко от расстрела спас Указ Президиума ВС СССР от 26.05.1947 «Об отмене смертной казни» [13].

«Его арест оказался в череде громких дел в отношении представителей генералитета, которые были относительно молоды, прошли всю войну, имели колоссальный боевой и управленческий опыт, - рассуждает внук генерала. - Видимо, в таком количестве умнейшие люди перестали быть нужны. Не исключаю, что сыграли роль и подковерные карьерные игры. Таких искалеченных судеб было много»[14].

Сначала по надуманным обвинениям задержали родного брата Шевченко, его адьютанта. Потом и беременную жену, которая на два месяца оказалась в заключении. Брат Алексей впоследствии рассказывал, что на допросах у него пытались выудить компромат на Жукова и Дважды Героя Советского союза Баграмяна. После смерти Сталина в 1953 году Шевченко освободили. Домой в свои 45 лет он вернулся стариком, морально подавленным и физически больным. Наказание он отбывал в Кемерово вместе с заядлыми уголовниками. Кстати, Шевченко оказался в тюрьме чуть ли не единственным заключенным, которого лишили наград, но не генеральского звания [15].

Как потом вспоминал допрашиваемый по тому делу Николай Илларионович Шевченко, допытывались о Жукове, о Баграмяне, командующем Прибалтиским военным округом. Владимир Илларионович просил судей вызвать свидетелей по инкриминируемым ему эпизодам, но этого не сделали, и определили 10 лет лагерей по хозяйственной статье… Николай Илларионович рассказывал , что письма от Владимира приходили с Кемерово. Чтобы меньше беспокоить семью, он писал о том, что, учитывая его заслуги, ему поручают ездить выступать с лекциями. Фактически же инвалид 2-й группы Шевченко работал в лагере хлеборезом. Должность эта была на особой примете лагерных уголовников, и Владимир Илларионович был ими жестоко избит. Освободили его после смерти Сталина, в мае 1953 года. Был принят Ворошиловым, возмущавшимся арестом и обещавшим скорую реабилитацию. Получил от него единовременное пособие в 3 тысячи рублей [16].


5 лет он провёл в лагерях под г. Кемерово и был освобожден в мае 1953 г. по амнистии, После чего жил в п. Панфилово Волгоградской обл., где работал преподавателем военного дела в средней школе, инструктором Калининского районного отдела ДОСААФ, заведующим хлебопекарней и колхозной фермой.

За себя он просить отказывался категорически. В итоге робкие попытки замолвить за него слово предпринимала супруга. «Дед никогда для себя ни о чем никого не просил и говорил так: «Есть орденоносцы, а есть орденопросцы». Владимир Илларионович был не из последней категории», - рассказывает Гимбатов… «Моя тетя рассказывала, что они не видели отца. Он на протяжении 17 лет воевал. В 30 лет уже был генералом. После таких ударов судьбы трудно представить, где бы он нашел себе достойное применение», - говорит Гимбатов [17].

Реабилитировать Шевченко попросила Генеральный секретарь Компартии Испании Долорес Ибаррури.

В феврале 1969 г. постановлением Пленума Верховного Суда СССР дело на генерал-майора авиации В. И. Шевченко было прекращено за недоказанностью предъявленного обвинения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12.05.1969 г. он был восстановлен в звании Героя Советского Союза и в правах на все государственные награды.

Власти Новоаннинского района решение Верховного Суда о снятии судимости с генерала Шевченко бестактно решили довести Владимиру Илларионовичу под роспись через участкового инспектора милиции старшего лейтенанта Дуличенко… Когда он принес документ Владимиру Илларионовичу, тот его трижды прочитал и заплакал. И в райкоме партии, куда Владимира Илларионовича вызвали весной 1969 года для официального объявления о реабилитации, он, вернувшийся из Москвы в генеральской форме, с орденами, высказался "от души", припомнив, как его, боевого генерала, власть привечала в 50-60-е годы [18].

В 1970 г. он переехал в г. Волгоград.

Шевченко был не только героическим летчиком, но и отцом шестерых детей – трех дочек и трех сыновей. В семье был лад и покой – со своей женой они душа в душу прожили 37 лет до самой его смерти. «Все мое детство было наполнено воспоминаниями о нем. Бабушка говорила, что он был – рубаха-парень. Постоянно делился какими-то вещами с многочисленным родственникам, чем-то всем помогал. Он ничего не копил, мог запросто снять с руки часы и кому-нибудь подарить», - вспоминает с улыбкой Андрей Гимбатов…

Идея собрать все награды деда на кителе, который десятки лет кочевал по домашним шкафам, завладела им давно. Руки долго не доходили, но мысль прочно засела в голове. Парадная форма, на удивление, сохранилась в первозданном виде. Химчистку намеренно Андрей делать не стал, как и пришивать слегка надорванную верхнюю пуговицу. На выполнение намеченного плана ушло два года. Копии орденов и оригиналы некоторых медалей Гимбатов искал на сайтах интернет-аукционов. Везло далеко не всегда – бывало, продавцы присылали совсем не то, что нужно, или и вовсе пропадали с деньгами. «Два года я гонялся за монгольским орденом. Не мог найти и все тут. Других модификаций, более поздних, много, а этого нет. И как-то случайно, мне взгрустнулось, я зашел на  очередной портал и увидел его хорошую копию. Даже не поверил сначала», - вспоминает о своей удаче Гимбатов.

Впитавший с детства безмерное уважение к деду, Андрей передает воспоминания о нем уже своим детям. «Дед многое испытал, много чего не дополучил в жизни, - поясняет Гимбатов. – Может, сейчас он там сверху наблюдает и ему становится теплее на душе. Мне хочется в это верить» [19].

Умер 06.01.72 г. Похоронен в г. Волгограде со всеми воинскими почестями.

Именем Героя названа улица в г. Волгограде. В 2021 г. Панфиловской средней школе присвоено имя Героя Советского Союза В. И. Шевченко.

Герой Советского Союза (14.03.38). Награжден орденом Ленина (14.03.38), четырьмя орденами Красного Знамени (28.10.37, 29.08.39, 23.11.42, 13.05.45), орденами Суворова 2-й ст. (17.09.43), Кутузова 2-й ст. (19.04.45), двумя орденами Красной Звезды (21.05.40, 03.11.44), медалями, орденом Красного знамени (МНР).


Литература:

Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 68


Примечания:

[1] https://contest.miroznai.ru/?p=5&mid=2437&item=rabota

[2] Гуменный Николай Герасимович участвовал в национально-революционной войне в Испании в октябре 1936 - августе 1937 гг. Был штурманом звена, а затем эскадрильи скоростных бомбардировщиков.

[3] Кузнецов Николай Герасимович (1904-1974) Герой Советского Союза (14.09.45) Адмирал Флота Советского Союза (1955). Русский. В РККА с 1919 г. Член ВКП(б) с 1925 г. В 1926 г. окончил военно-морское училище, в 1932 г. – Военно-морскую академию. Был старшим помощником, а затем командиром легкого крейсера «Червона Украина». В 1935 г. награжден орденом Красной Звезды. Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1936-37 гг. Был военно-морским атташе. Награжден орденами Ленина и Красного Знамени. В 1937-39 гг. – зам. командующего, а затем командующий ТОФ. Член ЦК ВКП(б) в 1939-55 гг. В 1939-46 гг. – нарком ВМФ. Участвовал в Великой Отечественной войне. В 1946-47 гг. – зам. министра обороны – Главком ВМФ, в 1947 г. – начальник Управления ВМУЗ. В 1948 г. снят с должности и понижен в звании до контр-адмирала. В 1948-50 гг. – зам. Главкома войсками Дальнего Востока по ВМС, в 1950 г. - командующий 5-м флотом, в 1951-53 гг. – военно-морской министр, в 1953-56 гг. – 1-м зам. министра обороны – главком ВМФ. В 1956 г. в связи с гибелью линкора «Новороссийск» снят с должности, понижен в звании до вице-адмирала и уволен в отставку. В 1988 г. посмертно восстановлен в звании Адмирал Флота Советского Союза.

[4] Гимбатов Андрей Петрович (род. 19.07.1979) – депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Внук Героя Советского Союза В.И. Шевченко, сын директора ВНИИТМАШ П.Д.Гимбатова. В 2006 г. окончил Волгоградский госуниверситет. В 2004-2006 гг. – директор Калачевского рыбозавода. В 2007-2011 гг. работал в администрации г. Волгограда, был зампредом комитета земельных ресурсов, а затем зампредом комитета по строительству. В 2011-2016 гг – директор ВНИИТМАШ. В 2016-2021  гг. – депутат Волгоградской городской думы. С 2021  г. – депутат ГД РФ. Женат, имеет 4 детей.

[5] https://v102.ru/news/88216.html

[5] Там же.

[7] По состоянию на 22.06.41 г. в 16-й сад имелось 10 Пе-2, 55 СБ, 104 Су-2 (в т.ч. 30 неисправных), 4 МиГ-3, 133 И-16 и И-153 (в т.ч. 18 неисправных), 224 боеготовых экипажей (в т.ч. 54 экипажа готовых к выполнению боевых заданий ночью в простых и 42 днем в сложных метеоусловиях, 45 - переучивались).

[8] 13.12.42 г. преобразована в 216-ю сад, а 17.06.43 г. - в 9-ю гиад. К концу Великой Отечественной она именовалась 9-й гвардейской истребительной авиационной Мариупольско-Берлинской ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Богдана Хмельницкого дивизией. С 1943 г. в основной состав дивизии входили 16-й, 100-й, 101-й и 104-й гвардейские истребительные авиаполки. С 27.04.44 г. до конца войны ей командовал полковник Покрышкин А.И. За время войны части дивизии совершили 33654 боевых вылета, провели 1332 воздушных боя, в которых было сбито 1147 вражеских самолетов. Штурмовыми ударами было уничтожено более 16 тысяч солдат и офицеров противника, сожжено на земле 66 самолетов, 420 танков и бронемашин, более 4000 автомашин и мотоциклов, 80 паровозов, взорвано 26 складов.

[9] Трижды Герой Советского Союза Покрышкин А.И., дважды Герои Советского Союза Глинка Д.Б., Клубов А.Ф., Комозин П.М., Речкалов Г.А., Герои Советского Союза Антонов Я.И., Бабак И.И., Берестенев П.М., Беркутов А.М., Бондаренко В.Е., Вильямсон А.А., Вишневецкий К.Г., Глинка Б.Б., Голубев Г.Г., Горегляд Л.И., Девятаев М.П., Дзусов И.М., Дрыгин В.М., Иванов С.С., Исаев Н.В., Искрин Н.М., Карпович В.П., Коваль Д.И., Комельков М.С., Комоса А.С., Крюков П.П., Кудря Н.Д., Лавицкий Н.Е., Лиховид М.С., Лукьянов С.И., Похлебаев И.Г., Рыкачев Ю.Б., Селиверстов К.Е., Семенишин В.Г., Середа П.С., Старчиков Н.А., Сухов К.В., Тараненко И.А., Трофимов Н.Л., Труд А.И., Фадеев В.И., Федоров А.В., Фигичев В.А., Шаренко В.Д.

[10] Дивизия находилась в составе действующей армии с 14.10.44 г. по 9.05.45 г.

[11] https://contest.miroznai.ru/?p=5&mid=2437&item=rabota

[12] https://dzen.ru/a/YyZyYOmnWVrfiMkV

[13] 26.05.47 г. вышел Указ Президиума ВС СССР «Об отмене смертной казни». Указ отменил применение этой меры наказания в мирное время и предусматривал, что суд, вместо нее, будет наказывать заключением на 25 лет в исправительно-трудовых лагерях. Объявленный в 1947 г. отказ от смертной казни не стал продолжительным. Формально он действовал до принятия нового УК РСФСР в 1961 г. В кодекс смертная казнь была включена как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления. Однако фактически смертную казнь начали применять уже через 3 года. С 1950 г. смертной казни подлежали изменники Родины, шпионы и диверсанты. Постепенно перечень преступлений, за которые предусматривалась высшая мера наказания, расширялся. К началу 90-х годов советское уголовное законодательство допускало применение смертной казни по 31 виду преступлений.

[14] https://v102.ru/news/88216.html

[15] Там же.

[16] https://contest.miroznai.ru/?p=5&mid=2437&item=rabota

[17] https://v102.ru/news/88216.html

[18] https://contest.miroznai.ru/?p=5&mid=2437&item=rabota

[19] https://v102.ru/news/88216.html


Рецензии