Системная ошибка номер 12. Списки

      Многие мои коллеги-журналисты скорее откусят себе язык, чем признаются, что когда-либо имели хоть какие-нибудь контакты с органами госбезопасности. Причина понятна: боязнь, что в тебе заподозрят стукача.  Но это тоже один из устойчивых мифов прошедшей эпохи. В 70-80-е годы вербовка осведомителей «конторой» велась почти что исключительно на оборонных предприятиях, где имелись вполне реальные государственные секреты, а также среди тех, кто имел контакты с иностранцами. Выявлением же трепачей, рассказывающих антисоветские анекдоты, никто не занимался, к тому же у «органов» всегда хватало добровольных помощников. Но контакты, конечно, были, и весьма своеобразного свойства.
      Я только начал работать в городской газете, как ко мне вдруг неожиданно обратился местный уполномоченный КГБ со странным предложением. Я должен был написать гневную заметку …о корреспонденте «Нью-Йорк таймс», который чем-то прошкодился, работая в Москве. Заметка была бы опубликована  …в «Литературной газете», что, конечно, очень лестно для начинающего журналиста. Но я ответил, что, увы, не знаю корреспондента «Нью-Йорк таймс» и писать ничего не стану. Уполномоченный мгновенно потерял ко мне всякий интерес. 
      Потом, много лет спустя, мне как-то, тоже совершенно неожиданно, намекнули, что я мог бы рассчитывать на хорошую должность и погоны …в управлении КГБ. Пришлось отшутиться, что у меня язык, что помело, и моя персона была бы  сомнительным приобретением для органов госбезопасности. 
      Но когда началась странная пора, именуемая перестройкой, я зачастил в областное управление КГБ писать материалы, связанные с репрессиями тридцатых годов. Работать с «конторой» удивительно приятно.  Все ребята образованные, воспитанные, понимают тебя с полуслова и …не очень занятые, как я догадывался. Несколько раз «выходил» на начальника управления КГБ по Ростовской области, депутата Верховного Совета СССР Ю.Н.Кузнецова.  Очень обаятельный человек, не знаю,  жив ли он еще. (Для своих «доброжелателей» скажу, что главный диссидент 90-х годов, «отец водородной бомбы» А.Д.Сахаров в своей книге тоже очень высоко оценивал качественный состав органов безопасности).
      И вот как-то раз (в 1990 году) задаю Кузнецову вопрос в лоб:
      - Юрий Николаевич, вам не надоело, что «демократы» поливают органы госбезопасности почем зря? Словно бы не знают, что всю сталинскую «контору» Хрущев вычистил до основания, заменив на всех уровнях сотрудников НКВД на комсомольских аппаратчиков.
      - И что ты предлагаешь?
      - Опубликовать полные списки работников ОГПУ-НКВД в тридцатые годы в Ростовской области. Чтобы люди знали, что вам нечего скрывать.
      Кузнецов улыбнулся, нажал кнопку селектора и распорядился:
      - Принесите штатные расписания работников органов в тридцатые годы. И списки репрессированных за те же годы.
      Принесли несколько томов списков репрессированных и тоненькую папку со штатным расписанием тех лет. Он протянул её мне:
      - Читай.
      - Но… тут же одни фамилии?
      - Читай. Поймешь.
      Я прочитал. Перечитал вновь. Удивленно поднял голову:
      - Но тут процентов семьдесят…
      - Меньше, но почти угадал. Теперь читай списки репрессированных. Тоже подряд.
И снова удивление.  Конечно, не столько, сколько в первом списке, но много, очень много. Непропорционально много.
      - Всё понял? – Кузнецов встал и подошел к окну. – Представляешь, какая волна покатится, если мы с тобой это опубликуем? – Подумал.  – Странный народ. Сам себя и начал уничтожать. Какая-то извращенная логика.  А потом и этих убрали, что в тонкой папке.  Топай, мне работать пора…
      Если кто не понял, о чем я написал,  – считайте, что и не читали.  Большего не напишу. Жить  хочется.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.