Генеральная тема



Мое интервью с писателем, ученым, доктором филологических наук, действительным членом Международной Академии Наук и Российской Академии безопасности и правопорядка. Членом Союза писателей Азербайджана и Союза кинематографистов Азербайджана, лауреатом множества премий, среди которых -"Умай","Золотое перо", премии им. А.Бакиханова. Автором свыше 20 книг и около 300 научных статей и  литературных обзоров, посвященных проблемам азербайджанской и зарубежной литературы. Прозаиком и драматургом, руководителем ассоциации деятелей культуры Азербайджана – «Луч» профессором - Гасаном Гулиевым.

Интервью началось несколько необычно, с  вопроса интервьюируемого,- какая тема в нашей беседе будет генеральной? И не придумав ответа, я задала первый вопрос

-Ваше мнение, - сегодня в нашей республике книга вообще  востребована? Мы - читающая страна?
- Кстати, сегодня утром я прочел рассказ из нашей новой «Антологии» - история трех женщин, буквально живущих в Интернете. Сегодня большее число потенциальных читателей книг ушло в Интернет. Наверное, поэтому и книги читать перестали.
-Это - шутка?
- В некотором смысле. Хоть я и считаю, что книга – первична, а итернернет – вторичен.
- Но ведь гораздо удобнее получить любую информацию, в том числе и книгу, сидя у монитора, чем перелопачивать гору пыльных фолиантов? Или Вы априори плохо относитесь к новым технологиям?
-Нет, конечно. Хотя бы потому, что когда выпускалась моя книга - «Смерть дипломата», я неделями пропадал у верстального станка. А сегодня благодаря компьютеру этот процесс стал более простым. Я даже больше скажу,- я благословил интернет, когда он существенно облегчил нам работу, которая пока идет, над созданием трехтомника – «Антологии азербайджанской поэзии» на русском языке. В интернете мы нашли лучшие образцы переводов произведений азербайджанских классиков.
- И все же, вернемся к первому вопросу, я сформулирую его иначе,- сегодня Баку превратился в город магазинов, ресторанов, шадлыг еви, что свидетельствует о высоком уровне потребления. А вот книжных магазинов, на фоне перечисленного ничтожно мало. И те – «прогорают». В лучшем случае, покупаются различные справочники, из художественной литературы - детективы и прочие окололитературные поделки. Что это - наглядная демонстрация угасания потребности нации в культуре? Или же литература изжила себя? Или - носит теперь больше элитарный характер?
- Не думаю, что литература  изжила себя, хоть действительно, она все меньше и меньше стала востребованной, особенно у нашего народа. Чтобы читать серьезную литературу, нужно быть подготовленным к этому, а я не вижу интеллектуальных предпосылок в общей массе нашего сегодняшнего народа для чтения серьезной литературы. И потому круг читающих людей значительно сузился.
- То есть, читать книги стало некоей привилегией? И еще,- а кто должен -подготавливать? 
- Все, начиная с начальной школы.
-На долгое время нашу литературу как бы, замкнуло. И большая часть наших авторов не имела возможности напечататься. Да, собственно, не имеет и сейчас. За исключением мизерного числа наших писателей, которым посчастливилось найти спонсоров или издателей за рубежом. Как Вы думаете,- отразилось ли это на нашей культуре?
- Безусловно. И очень негативно. Реальность такова, что в республике нет ни одного издательства, ни одного издателя в правильном толковании этих понятий. Чтобы писатель не только не должен был бы платить существенных сумм, иногда в - несколько тысяч манатов за напечатание своей книги, но, чтобы он получал за свою книгу, за свой интеллектуальный труд соответствующую оплату от издательства, как это делается по всему миру. А в результате тот, кого надо печатать, не имеет материальных возможностей. А кого просто вредно читать – печатается. 
-Согласна, сегодня найти спонсирование на литературу практически, невозможно. Не дают наши обеспеченные господа  на  культуру.
- И потому  писатель оказывается в жалком положении. Зато появляется много любительских книг, таких вот - поделок от литературы.
- Иными словами, – таланту нужно помогать, бездарности пробьются сами?
- Да, и идет процесс профанации отечественной литературы. Сегодня писателю необходимо поднять планку. Написать то, что интересует только тебя – мало, это только часть задачи, необходимо найти путь к сердцу читателя.
- И все же, что нужно сделать, чтобы создать предпосылки для развития  литературы в нашей республике?
- Прежде всего, необходимо поднять престиж писателя в обществе! Создать стимулы для творчества писателей, предоставить возможности талантливым молодым писателям заявить о себе. Создать систему поощрений, чтобы восстановить утраченные градации между - плохим и хорошим, нравственным и безнравственным, талантливым и – нет. Для всего этого есть много способов, и один из них - система конкурсов. Как, например, во Франции – Гонкуровская премия. Премия – небольшая по деньгам…
-Если не ошибаюсь, - 10 евро и ужин в ресторане…?
-Да, но, эта премия очень престижная. И после ее получения с писателем тут же заключаются договора самыми известными издательствами. У нас же ничего подобного нет. Нам необходимо что-то создать, чтобы писатель не чувствовал себя  изгоем в своем обществе. Хотя бы, как постфактум.
- Насколько я знаю, ваша ассоциация как раз этим и занимается. То есть, популяризирует творчество азербайджанских писателей не только в нашей республике, но, что очень важно – за рубежом. Издает антологию, кстати, вышел десятый номер. Но, таких организаций у нас больше нет. К тому же, понятно, что некоммерческим организациям при рыночной экономике выжить непросто. А ваша организация, насколько я знаю, абсолютно некоммерческая? И держится на голом энтузиазме…? На Вашем энтузиазме…
-  Но, мы не отчаиваемся. Мы надеемся на лучшее.
- На то, что когда-нибудь кто-нибудь из наших господ чиновников осознает, что любое общество без развития культуры, и в особенности – литературы(ведь «вначале было слово») - обречено? И начнет финансировать нашу литературу? Вы в это верите?
- Возможно. Но, меня, как писателя сегодня больше волнуют социальные проблемы нашего общества. Да и не только - нашего. По всему миру – кризис. Пока мы жили в социалистической системе, кризисы нас не касались. Сегодня же кризис коснулся всего мира, и в том числе и нас.
- Вопреки заверениям наших уважаемых  чиновников, уже повсеместно идут массовые сокращения.
- Немало было положительного в прошлом. В том обществе все были равны и все жили неплохо, по крайней мере, голодных не было.
- Но, ведь не было и многого из того, что есть теперь. Иномарок, например, высоток…?
- Да…, иномарок  и высоток не было. Зато и нищих на улицах не было и бездомных. Для жизни человека делалось многое. Получение или покупка жилья для каждого было реальной возможностью, я уж не говорю обо всем остальном. А сегодня понастроили, а кто может купить эти квартиры?- только очень обеспеченные люди.
-Кстати, а как вы относитесь к периодическим сообщениям в наших медиа о том, что очередной рейд нашей доблестной полиции выявил и арестовал энное количество нищих?
- Это понятно. Имидж города развивается, а внешний вид нищих производит удручающее впечатление. Это - своеобразная деградация.
-В том, что их арестовывают? Или - что они - есть?
 – И в том, и в другом. Безработицу и нищету надо преодолевать. Или просто  позаботиться о них, хотя бы, как во времена царизма. Помните, у Горького – «На дне»? Построить  ночлежные дома, кормить их, оказывать медицинскую помощь. Гораздо проще обездоленных сделать отбросами общества.
- Проще бороться с нищими, чем с нищетой? Ночлежки, деградация… Это слово означает  - ухудшение, регресс, возвращение назад, к - прошлому?
- Так и есть. Из общества социальной справедливости мы вместе с 1/6 частью суши вернулись в капитализм. Прошли путь к развитию и вернулись назад, в пройденную общественную формацию. Условий для нормального существования большинства людей на всем постсоветском пространстве сегодня  не существует. Условия есть только для очень небольшой части, остальные - на грани выживания. Вчера прочел,- безработный на участке перед домом вырастил картофель, чтобы не умереть с голоду. Дожили! Государство обязано заботиться о своем народе. Обязано обеспечить его хотя бы прожиточным минимумом. 
- Вот и вернулись к Марксу? Бытие определяет сознание? Выходит, что теперь мы все эти социологические законы тестируем на себе? А мы тут  – о высоких материях, о литературе…
-Сознание общества деградирует в соответствии с деградацией социальных условий. Сегодня главный тезис, - Плохо быть бедным. И чем больше у кого-то денег, тем он - более положительный член общества. Но как добыть богатство честным путем? Где бы то ни было?– Никак! Украсть!- вот выход. Красть сегодня не стыдно, а иногда даже престижно. А еще я услышал замечательную фразу, - Если ты такой умный, почему ты бедный? – Цинизм! Осуждать человека за – нравственность, за наличие морали…? Полная дискредитация духовных ценностей.
- Тогда еще вопрос,- Кто же герой нашего времени? Я – о литературе. Сегодняшнему миру с изменившимися ценностями литература с вечными сюжетами - о любви, о бескорыстии, чести, долге, достоинстве - не нужна?
-Сегодня все разрушается – экология человеческого обитания и экология его духа. Романтики сегодня дезориентированы. На кого же ориентироваться? Надо писать, отталкиваясь от ситуации. Сегодня надо писать о богатых. О тех, кто это богатство украл, писать о том - как украл, и как потом складывалась его жизнь, его отношения с людьми, с миром. Стал ли он от украденного богатства счастливей?   
- Согласно известной истине, - в основе каждого мирового капитала лежит преступление?
-  Да. Кстати, у Стендаля любовные истории –  романтические и происходят  внутри социальной жизни. Бальзак же писал о любви через призму социальных буржуазных отношений. Помните- в «Человеческой комедии»? Где он, как нарыв  вскрывает пороки французского буржуазного общества - адьюльтер, продажная любовь, разрушение личности, семейных отношений. Сегодня писать только о чистой любви – роскошь. Поэтому ее нужно привязывать к реальному пространству, к жизни, к сегодняшнему мышлению.   
- Вы не находите, что очень многое из того, о чем писал Бальзак в 19 веке, можно увидеть и в нашем современном обществе?
 – На то он и великий писатель. Правда, сегодня все более утрировано, более бесчеловечно.
- И последний вопрос,- мир изменился, это - очевидно. Множество открытий в науке за последнее короткое время сделали его еще более техногенным и еще более жестким. Основными ценностями человечества стали материальные блага, а вся человеческая культура сводится к - потреблению. Человек больше озабочен красотой тела, чем красотой души. И духовность человечества – своеобразная защита   его от саморазрушения сегодня - на нуле. Человек сегодняшний - агрессивен, и в пользу этого свидетельствуют участившиеся случаи немотивированной агрессии у людей, выливающиеся в кровавые драмы. И убивают сегодня легко, убивают не врагов, а ни в чем неповинных людей. Совсем недавно и нашему обществу пришлось пережить подобное. То есть – налицо все признаки самоуничтожения. Какова же роль писателя  в этом - близком к безумию мире? Не окажется ли его голос – гласом вопиющего в пустыне?
- Вы сами уже почти ответили на свой вопрос. Литература - не просто предмет в школе, это универсальное средство в познании мира, в нравственном воспитании личности. Где главными постулатами  всегда были и останутся ветхозаветные – «не убий», «не укради». И потому писатель обязан продолжать работать, выполняя возложенную на него Богом задачу. Даже если мир будет стоять на миллиметр от гибели. 

 постскриптум
Общение со значительными людьми всегда заставляет нас задумываться. Вот и теперь после беседы с профессором я размышляла. В одной из Сур священного Корана обращенной к поэтам, есть призыв к поэтам, - писать произведения исполненные духовности. Есть в ней и запрет - пропагандировать безнравственность и аморальность. И поэт, согласно кораническому  предписанию, обязан быть посредником в осуществлении божественной эманации в сердца людей. Во все времена писателей и поэтов считали пророками. А еще приписывали им миссию санитаров общества. Вскрывая пороки общества, нередко навлекая на себя за это гнев сильных мира сего, писатель подсказывал обществу пути к оздоровлению, а значит, уберегал его от саморазрушения и гибели.  Думаю, что все это осталось актуальным для писателя и сегодня в нашем мире. Особенно - сегодня и особенно -  в нашем мире.


Рецензии
Doroqaya Leyla-xanum!
S nastupayushim prazdnikom.
Jelayu uspexov i zdorovye!
S uvajeniyem,
Firuz

Фируз Мустафа 2   27.12.2009 11:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Фируз муаллим! Радости нам всем в Новом году.

Лейла Сабзали   31.12.2009 04:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.