Нелокальность- Эффект бабочки и Принцип Ле Шателье

                1. Иерархический мир и нелокальная Вселенная

               Концепция голографической Вселенной Бома-Талбота возникла из понимания мира, как чего-то целостного, неразъемного на составные части. Ощущение целостности, в свою очередь, основывалось на понимании фундаментальности нелокальных процессов, невозможности пренебречь ими, не учитывать их при построении общей картины мира. И, далее – на понимании «квантовой запутанности», тоже являющейся одним из фундаментальных свойств нашего мира.

              Поясним: «квантовая запутанность» - это следствие нелокальности процессов, то есть, следствие, распространяющееся на, казалось бы, вполне независимые элементы системы, если эти элементы когда-либо взаимодействовали между собой. В связи с тем, что в мире вряд ли есть два элемента, которые никогда не взаимодействовали бы между собой (непосредственно или через цепочку других элементов и их взаимодействий), мир и предстает перед нами как некий «квантовый клубок», где все зависят от всех. Всё это многими интерпретируется почти, как чудо.

               Однако, системный взгляд на мир, как иерархию уровней организации пространства-материи, позволяет снять «мистический налет» со всего того, что мы знаем о нелокальности и следующей из неё «квантовой запутанности».

              Первое, что надо понять: нелокальность всегда принадлежит нижележащему уровню организации, о чём бы ни шла речь:

                - о свободном ЭМП по отношению к вещественному миру;

                - о фракции сверхтекучего гелия по отношению к «нормальному» жидкому гелию или даже

                - о подсознании человека по отношению к его сознанию.

               Здесь же надо отмести и «математическую мистику»: скорость нелокальных процессов не бесконечна, скорость их велика, всегда больше, чем скорость, доступная наблюдателю, так как структура нижележащего уровня всегда «реже» вышележащего: фундаментальная длина (и, соответственно, скорость) скачкообразно растет при переходе с высших уровней к низшим.

               Второе: именно нелокальность с её сверхскоростями создаёт эффект целостности, единства происходящего – но только для наблюдателя, находящегося на верхнем уровне организации. Будь это наблюдатель, находящийся на нижнем уровне организации, он эти же объекты и процессы воспринимал бы вполне дискретно, корпускулярно – даже такие скорости их не казались бы ему чудом: вполне нормальные скорости, соответствующие своему уровню. Зато следующий вниз уровень, недоступный его непосредственному наблюдению, представал бы перед ним как нечто целое, нелокальное, «квантово запутанное».

               

                2. Информационные энтропийные межуровневые барьеры


               Наш мир не был бы иерархическим, если бы его уровни не отграничивались друг от друга некими межуровневыми энтропийными барьерами (Большими Энтропийными Барьерами - БЭБ - если речь идёт о разграничении Фундаментальных уровней).

               Следующее, что нам ещё предстоит в связи с этим  понять: нижележащий уровень информационно изолирован от наблюдателя, находящегося вверху. Единство нашего мира осуществляется приблизительно один раз в 2*10^(-88)с – благодаря его унихронности, то есть, универсальности времени нашего мира. В этот момент уровни могут обмениваться материей (происходит её межуровневая трансформация: излучение-поглощение ЭМП, например) и вышестоящий наблюдатель получает информацию о нижележащем уровне.

               Существенным моментом является то, что эта информация косвенная, ибо носитель информации становится доступным для нас только трансформировавшись в материю вышестоящего уровня, например, став веществом или добавив веществу движения (энергии). Косвенность такой информации хорошо иллюстрируется вполне адекватным описанием свободного поля с помощью волновой функции, в которой результат – не событие (объект), даже не вероятность события, а некая плотность вероятности.

               Совершенно уместным представляется в этом свете такой термин квантовой механики, как "коллапс волновой функции", поскольку он точно отражает реалии иерархического мира, в частности, тот информационный коллапс, который претерпевает материя, переходя с нижнего уровня организации на более высокий. Вся информация о предыдущем её состоянии при этом полностью теряется, мы всегда видим только результат, но не предшествующий результату процесс.

               Очень образно эту реальность (принципиальную информационную изолированность от нас того нижележащего мира, который нам кажется и видимым и ненаблюдаемым одновременно) выразил физик Ник Герберт: мы похожи на легендарного Мидаса, который никогда не испытывал мягкости шелка в ответ на прикосновение руки, поскольку всё, к чему он прикасался, тотчас превращалось в золото. И далее: «Человеческому постижению недоступна истинная природа «квантовой реальности», поскольку всё, к чему бы мы ни прикоснулись, превращается в материю».

               Единственное замечание, которое здесь совершенно необходимо сделать: не «квантовая реальность» превращается в материю, как полагает Ник Герберт, а одна форма иерархически организованной материи (свободное ЭМП) трансформируется в следующую, более высоко организованную форму материи – в вещество. Как уже отмечалось, этот дефект англоязычного мышления вызван тем, что вещество и материя на английском языке обозначается одни и тем же словом "matter".


                3. Эффект бабочки и принцип Ле Шателье


               Часто полагают, что «квантовая запутанность» - это, в первую очередь, возможность (весьма маловероятная, надо сказать) того, что малое действие в отдаленной от нас точке пространства может вызвать крупные перемены в окружающей нас реальности («эффект бабочки»). Повторим: это всего лишь возможность, а не предопределённость «квантового чуда» - все зависит от того, готова ли система в целом СИЛЬНО реагировать на СЛАБОЕ локальное воздействие.

               «Квантовая запутанность» скорее объясняет широко известный «принцип Ле Шателье»: система стремится к устойчивости, к возврату в предыдущее, невозмущённое состояние. Это предопределено тем, что «квантовая запутанность» - это своего рода «паутина», связывающая каждый объект со множеством других, что естественным образом ограничивает его «движение» - равнодействующая всегда меньше скалярной суммы воздействующих сил.

               Этим, кстати, объясняются трудности (часто «необъяснимо» непреодолимые) всех без исключения общественных, социальных, государственных реформ. Отсюда неизбежный вывод: чем более системное воздействие осуществляется на объект (процесс), тем меньшими усилиями можно добиться нужного результата, и наоборот.

               Более того, асистемное воздействие неизбежно приводит к результату совершенно непредсказуемому, а часто обратному желаемому: этому масса примеров в истории проведения политических, экономических и административных реформ (и отнюдь не только в России).

               Всё сказанное выше не означает, конечно, что успешные реформы не возможны. Но анализ показывает, что даже те редкие успехи на этом пути, которые знает история, либо иллюзорны (приводят к негативным последствиям в долгосрочной перспективе), либо являются следствием счастливого стечения обстоятельств.

               Что касается системного подхода, одним из периферийных его следствий является вывод о том, что системы-аутсайдеры имеют вполне определённые (и очень весомые) преимущества перед системами-лидерами в переломные моменты истории (эволюции).

               Как они могут быть использованы, предполагается изложить в далёкой от данной темы работе "РОССИЯ ЭМЕРДЖЕНТНАЯ".

               Пока же мы вернёмся к описанию ГОЛОГРАФИЧЕСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ. 

                (продолжение: http://www.proza.ru/2009/05/09/897)


Рецензии