Крыса и Красавица
Каникулы кончились на удивление быстро. По возвращению в столицу, тут же побежал смотреть списки студентов первокурсников. В моей группе оказалось 34 человека, из которых две трети группы были москвичами, трое немцами, четверка национальных кавказских кадров, остальные- иногородние. Москвичи,сопливые ребята, только-только из-за школьной парты, преисполненные какой-то столичной спеси и чванства, держались от прочих своих одногрупников особняком, а если кому и симпатизировали из нас, то только нашим немцам. С одним из которых, Алексом, мне выпало жить в международной общаговской "двушке". Начались первые лекции. Старшекурсники по доброте душевной предупредили салаг о том, кто из преподавателей особенно лют к первокурсникам, и чьей немилости надо бояться как огня. Одним из таких зверей оказалась красивая, ухоженная, шикарно одетая женщина с невероятно хорошей фигурой для своего почти пятидесятилетнего возраста. Профессор Грановская. Зав.кафедрой неорганической химии. Студентов она презирала. Аспирантов третировала. Коллег держала на расстоянии. Сама водила личную новенькую "Волгу" и носила брюлики в ушах и на пальцах. И если и говорила с кем- то из нас, то почти с нескрываемым отвращением на лице. Нашей группе "повезло"- помимо лекции, нам выпала честь встречаться с этой дамой и на лабораторных занятиях. И вот - первая лаба. Группа, предупрежденная о характере высокопоставленной химички, робко расселась за столами лаборатории. Через десять минут после звонка в коридоре послышался равномерно-неторопливый постук каблучков профессорши. Дверь отворилась. Профессорша поздоровавшись, и приняв от старосты рапорт , взяла журнал группы-" Я хочу посмотреть с кем мне предстоит заниматься. Начинаю опрос. Встать тем, кто закончил школу с золотой медалью". Все переглянулись, мы, откровенно говоря, еще с трудом знали друг- друга даже по имени, и потому понятия не имели, кто из нас медалист, а кто троечник поганый. Теперь же ,благодаря такому опросу , группе предстоит знать в лицо и свою элиту и своих плебеев... Встал молоденький курчавенький мальчонка в очках. Все переглянулись. Ого, в нашей группе и медалисты есть! Грановская милостливо улыбнулась очкарику, и сделала пометку в журнале напротив его фамилии. "Встать тем, кто в школьном аттестате имел по химии пятерку" Встали почти все москвичи. Напротив их фамилий тоже были сделаны почеркушки. Потом пришел черед встать хорошистам. И наконец троечникам. Таковых оказалось два человека. Золотозубый товарищ с Азербайджана и ваш покорный слуга.Мы стояли почти снедаемые брезгливыми взглядами своих высоколобых одногруппников. Особенно брезгливо, почти так же брезгливо ,как и мадам Грановская, смотрела в нашу сторону пара москвичек.... Между тем профессорша процокала к доске и принялась писать на ней химическое уравнение. Группа суетливо зашуршала конспектами и тетрадями. Грановская, тщательно вытерев от мела изящные в кольцах пальцы, попросила выйти к доске того, кто знает решение заданного уравнения. Я оглянулся. Группа вжала головы в плечи. Странно... Я мог бы поклясться чем угодно, что уравнение выеденного яйца не стоит. Но может в нем есть какая-то хитрость, которую я не уловил? Хм... взялся за расстановку полученных соединений и проверил результат "балансом". Все, как и ожидал, сходилось. Я снова покрутил головой-группа сидела ,как кролики под взглядом начавшего нервничать удава. Наконец, к доске на ватных ногах выполз очкастый медалист и дрожащей рукой вывел на доске два очевидных ляпа. Профессорша нахмурилась и повернулась к группе. Все опустили глаза. Все кроме меня. Я ничего не понимал, как можно на такой херне делать такие грубые ошибки? Почему никто из этих столичных отличников не поправит медалиста?! Почему все молчат? Что-то тут было не так. Мои глаза встретились с очами василиска. Она направилась в мою сторону. Остановилась. Взяла со стола мою тетрадь с расчетами. Все замерли. Слышно было как в соседней комнатке стучали посудой молоденькие лаборантки, готовя к опытам колбы и реторты. "Встаньте"-раздалось над самым ухом. Я встал и оказался ростом почти на голову выше василиска. "Идите к доске. И напишите, ваше решение". Делать нечего. Иду к доске. Пишу. Поворачиваюсь. "У кого-то есть вопросы?-повернулась профессорша к группе. Вопросов оказалось множество. Странно нелепых, странно глупых. На которые не ответить было бы ,право, смешно. Я по прежнему ничего не понимал- они что.. смеются надо мной? Издеваются? "Садитесь" -сухой как выстрел приказ. Сел. Профессорша снова взялась за мел. На этот раз уравнение было посложнее. Но не для меня-подобные штучки мы с Крысой щелкали уже на втором месяце моего мучения. Я поднял глаза...и встретил почти заинтересованный взгляд госпожи профессорши. По всему видно ей было любопытно, справлюсь ли я с этим заданием. Опять доска. Опять бодрое постукивание мелка в моей руке. "Как ваша фамилия?"- ласково пропело у меня под ухом. Чудаев-кратко ,не оборачиваясь, бросил я, довершая расстановку коэфициентов... "Чудаев? Позвольте, но... я отметила вас как ...Впрочем, садитесь.
Нет, постойте. Дайте- ка я допишу в это уравнение еще парочку веществ.... Вот...и еще ...вот.." Она протянула мне мел, и почти с торжеством глянула мне в глаза. Это был вызов! Вызов науки дилетантству. Я глянул на доску...Мама родная! Пипец! Что она тут понаписала! Впору было сдаваться и поднимать руки. И я бы так и поступил, если бы самым непостижимым образом не вспомнилось, как Крыса,- на одном из последних наших занятий,- вещала, как студенты на уравнениях следующего вида делают вот такие типичные ошибки...И она приводила мне их, она разжевывала мне логику, по которой они были допущены. И вот эти воспоминания мгновенно вспыхнули в моем мозгу-ну, конечно! Это как раз то тот тип уравнения, о котором предупреждала моя Крыса! Тот самый на котором обламывались её несчастные студенты! Ха! Да мы же его сейчас!....Я застучал мелом. Чувствуя всей спиной священный трепет моих одногруппников. Трепет перед мощью моего гения. Когда я повернулся- на Грановскую страшно было смотреть- широко раскрыв глаза и рот она, откинувшись на спинку стула, смотрела то на меня, то на доску, то на группу, то вновь на меня. В этих взглядах читалось потрясение. На грани помешательства. Я был на седьмом небе. Группа,ни хрена не понимая в формуле ,но видя состояние профессорши , просто впялилась в меня. Так пялятся на бога, неожиданно сошедшего к простым и жалким людишкам, каковыми они себя на тот момент и чувствовали. Затянувшее молчание прервал сдавленный шепот поверженного василиска-"Ничего не понимаю. Вы... эээ... Чудаев... откуда? Вы откуда к нам приехали? " Отвечаю, что ,мол, с Урала... Да нет, совсем не из Свердловска, нет, и не из Перми...Так маленький городишко...Нет не спецшкола, откуда у нас спецшколам-то взяться? Нет, обыкновенная школа рабочей молодежи... Последнее признание было через-чур крутым испытанием для ученой дамы, и если бы не стул, то рухнуть бы ей с него прямо к моим ногам. Она уже увидела во мне, великовозрастном переростке, этакого Ломоносова, что вслед за обозом с грибами притащился на учебу в столицу из далекой уральской деревушки. Но вопросы продолжались. Ага, так я учился при подготовительном отделении нашего вуза? А простите...у кого? Кто вам читал химию? Я назвал фамилию своей Крысы. Уф...Грановская просветлела ликом, облегченно вздохнула, медленно встала со стула, и обращаясь к группе с шуткой сказала , что едва умом не тронулась, видя пред собой такого самородка, а оказывается это и не самородок вовсе, а один из лучших учеников лучшего преподавателя ЕЁ кафедры. И что таких преподавателей от бога, во всей Москве едва ли парочка отыщется.
P.S. моей базы, созданной при помощи Крысы, хватило почти на весь первый семестр. И часть второго. Как я сдавал экзамены по химии Грановской расскажу в следующий раз. Мне забавно вспомнить, а вам-почитать.
Свидетельство о публикации №209050800346